Некоторые различия в вопросах ростовщичества по мазхабу имама Абу Ханифы

В России помимо шафиитского мазхаба распространён и мазхаб имама Абу Ханифы. Поэтому хотелось бы упомянуть об отличии в вопросе ростовщичества по этому мазхабу, чтобы из него могли извлечь пользу последователи обеих мазхабов. То, что ростовщичество может проявляться по отношению к шести вещам, в четырёх мазхабах нет разногласия. Это золото, серебро, пшеница, ячмень, соль, финики. По мазхабу имама Абу Ханифы, основной причиной ростовщичества рассматривается, чтобы то, что меняют друг на друга или продают, было одного вида, и чтобы оно было измеряемое весами, мерками или литрами. При обмене продуктов между собой убавление или прибавление в весе запрещено. Но можно разойтись с места сделки до передачи товара друг другу. По мазхабу имама Абу Ханифы передача товара друг другу на месте сделки не является условием. Однако, если обмениваются деньгами, то и, по мнению имама Абу Ханифы, передать нужно из рук в руки на месте сделки.

По мнению имама Абу Ханифы, в свинце и меди получается ростовщичество. Сорта одного вида можно обменивать между собой, если у них разная цена, также можно обменивать сушёные финики на свежие, если они равны. Если зёрна и мука одного вида, то их нельзя обменивать между собой.

По мнению имама Абу Ханифы, можно обменивать муку на муку, если твёрдость и мягкость в продукте одинакова. Также разрешается обменивать муку на хлеб, но обменивать хлеб на хлеб является запретным. Обменивать мясо на живое животное можно, также если они будут одного вида. В остальных вопросах мазхаб имама Абу Ханифы и мазхаб имама аш-Шафии полностью совпадают.

Дорогие мусульмане, будьте осторожны, даже не приближайтесь к ростовщичеству! Ибн Хаджар аль-Маликий (да будет доволен им Аллах) пишет: «Я вернулся из Египта на родную землю в 930 г. Затем последние десять дней из месяца Рамадан каждое утро я посещал могилу своего отца. Однажды, когда я читал Коран над его могилой, услышал очень дикие и пугающие крики. И тогда я пошёл по направлению, откуда издавались эти крики. Я услышал, что этот крик издавался из могилы одного усопшего. Он стонал. Я немного подождал и затем вернулся обратно и спросил людей о человеке, который покоится в этой могиле. Мне ответили, что это могила такого-то человека, которого я знал раньше. Он был богатым человеком, постоянно приходил в мечеть и не говорил ничего плохого. Поэтому я был премного удивлён. И тогда я начал ещё подробнее расспрашивать о нём. Потом мне рассказали, что он занимался ростовщичеством».

В книге «Нихаят» говорится: «Основываясь на явный смысл хадиса, грех за ростовщичество больше, чем за прелюбодеяние, воровство и употребление алкоголя».

Дорогие мусульмане, будьте бдительны и осторожны, чтобы не впадать в этот ужасный грех!

Да сохранит нас Всевышний Аллах! Аминь.