Бедные и самые достойные

Среди людей есть богатые, есть и бедные, которые в этом мире не могут позволить себе всё, что хотят. Но человеку всегда нужно быть довольным и знать, что везде есть свои преимущества, ведь Аллах дал человеку главное – это жизнь, близких людей, веру во Всевышнего, то есть то, что не купишь ни за какие материальные блага.

«Бедность – тяжесть в этом мире и легкость на том свете…» (имам Ахмад, имам Хаким, Табарани)

Аллах всех людей создал с разным обликом, социальным статусом, здоровьем и материальным положением. Каждый человек должен знать, что Аллах ничего не создаёт просто так и Его решения бывают со смыслом.

Среди людей есть богатые, есть и бедные, которые в этом мире не могут позволить себе всё, что хотят. Но человеку всегда нужно быть довольным и знать, что везде есть свои преимущества, ведь Аллах дал человеку главное – это жизнь, близких людей, веру во Всевышнего, то есть то, что не купишь ни за какие материальные блага.

Мы хотим напомнить о достоинстве бедности, ибо у людей бытует мнение, что если человек бедный, значит, Аллах не любит его. А если богатый,  значит, Аллах его любит.

Это не так, конечно. Если бы всё было так, как говорят люди, то тиран и неверный Фараон был бы самым любимым для Аллаха, а бедный пророк Муса – самым ненавистным Аллаху.

Но только Аллах Всезнающий, ведает обо всём и наделяет уделом, кого пожелает, без отчёта. Богатство – это испытание общине Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), ведь Аллах проверяет веру человека, даря ему имущество и власть.

А бедному, иншаллах, если он проявит терпение, Аллах возвысит степень в Раю. 

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «О Аллах! Дай тому, кто меня любит, целомудрие и достаток, а тем, кто ненавидит меня, увеличь имущество и детей» (аль-Асбахани).

В этом хадисе Пророк (мир ему и благословение) имеет ввиду, чтобы те, которые любят, имели дозволенное имущество в достатке, а те, которые не любят Пророка (мир ему и благословение), имели чрезмерное имущество, в котором они потонули бы и забыли Создателя, и детей, которые будут не послушны им.

Также Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Поистине, у каждого есть деятельность, а моя деятельность – джихад и бедность, и тот, кто любит их (джихад и бедность), тот любит и меня, а кто ненавидит их, тот ненавидит меня» (ад-Дайлями, № 5021).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) и сам Аллах восхваляют бедность, и порицают богатых, которые не выплачивают закят.

Абу Ляйс ас-Самарканди сказал: «Мусульманину следует любить бедность и бедных людей, если даже сам будет богатым, потому что любовь бедняков – это любовь к Посланнику Аллаха. Поистине Аллах повелел Пророку (мир ему и благословение) любить бедных: «Прояви терпение вместе с теми, которые взывают к своему господу днём и ночью, желая Его довольства» (сура «аль-Кахф», аят 28). В этом аяте имеется ввиду будь вместе с теми бедняками, которые отдали свои тела богослужению».

Однажды к Пророку (мир ему и благословение) вошёл Уяйна ибн Хисн, предводитель своего племени, а возле Пророка (мир ему и благословение) стояли его сподвижники Сальман аль-Фариси, Билял ибн Хаммама аль-Хабаши и другие бедные сподвижники, одетые в старые одежды, в которых они вспотели. Уяйна сказал Пророку (мир ему и благословение): «Мы люди почтенные, и когда мы вошли тебе (Пророк), следует их (этих сподвижников) вывести. Ведь они мешают нам своим запахом, или определи нам отдельное место для разговора». В это время пришло откровение: «Прояви (Мухаммад) терпение с теми (бедными сподвижниками), которые взывают к своему Господу (поклоняются Ему), днём и ночью, желая довольство Аллаха», т.е. те, которые совершают пятикратную молитву и ищут довольства Аллаха. Аллах также сказал: «Не отводи свой взгляд от них (бедных), желая мирскую красоту», т.е. не принижай бедных из-за мирской красоты.

Аллах повелел Пророку (мир ему и благословение) находиться с бедняками, это повеление относится ко всем мусульманам до дня Великого Суда. И нужно любить бедных и относиться с добром, выбирать друзей бедных, ибо они под покровительством Аллаха и в День Суда вы сможете надеяться на их заступничество.

Также мудрость того, что нужно быть с бедными, – это воспитание простоты и скромности в сердце, ведь бедняки – простые люди без роскоши и показухи, и, соответственно, тот, кто дружит с ними, тоже воспитает в себе такие же качества.

Ещё мудрость в том, что богатые мусульмане, подружившись с бедными, понимают тяготы малообеспеченных людей, их тяжбы и, соответственно, понимают, что богатство и бедность это временное состояние, которое Аллах может поменять в любую минуту. Если Аллах захочет любой человек в одночасье может стать самым богатым, а состоятельный может лишиться всего нажитого.

В День Суда бедный человек может ввести в Рай того, кто ради Аллаха ему (бедному) помог.

Хасан, да будет доволен им Аллах, сообщил, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «В День Суда человек будет искать оправдание перед Аллахом, и Аллах скажет бедному рабу: «…выходи, мой раб, к рядам людей (стоящим в День Суда перед Аллахом) и поищи того, кто накормил тебя ради Меня или одел тебя ради Меня, и возьми его за руку, тогда тот, бедный, возьмёт в толпе одного, и войдёт с ним в Рай» (имам аль-Хатыб, ибн Аби Дунья).

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Увеличивайте знакомство с бедняками и укрепляйте родство, поистине, у них есть влияние, власть». Его спросили: «Какая у них власть?» Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Когда наступит День Суда, то им скажут: “Посмотрите, кто вас накормил, напоил или одел, и возьмите этого человека за руку и войдите в Рай”» (ан-Нурси, ад-Дайлями).

Учёные сказали, что у бедняков пять почитаний:

  1. Поистине, вознаграждение за молитвы и милостыни бедного человека больше, чем у богатого.

  2.  Когда бедный возжелал что-то (дозволенное) и не нашёл возможности его приобрести, то ему записывается вознаграждение.

  3. Бедняки опередят вхождением в Рай.

  4. Допрос в День Суда у бедняков меньше других.

  5. Печаль бедняка будет меньше печали богатого, ибо богатые будут желать быть бедными, а бедные не будут желать разбогатеть.

 Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Одна серебряная монета милостыни лучше, чем тысяча серебряных монет», тогда спросили: «Как это, о Посланник Аллаха?». Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Богатый человек отдаст тысячи серебряных монет из его большого богатства, и другой человек отдаст одну серебряную монету из двух, которых он имеет от души, и этим тот, кто отдал одну серебряную монету, стал более достойным» (ан-Насаи, ибн Хиббан, имам Хаким), то есть человек, который имел всего лишь две серебряные монеты, отдав одну из имеющихся, отдал половину своего капитала.

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Аллах не отправлял ко мне откровение сбор богатств или быть торговцем, но отправлял откровение восхвалять Господа своего и быть из поклоняющихся рабов и поклоняться, пока не настигнет смерть» (имам Хаким, ад-Дайлями, Абу Нуайм).

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «О Аллах! Умертви меня, будучи бедным, и не умертвляй, будучи богатым, и воскреси с бедняками» (аль-Байхаки, ибн Ади, имам Хаким).

Таких хадисов можно очень много приводить, но и из приведённого мы понимаем, что бедность – это не унижение, а достоинство перед Аллахом.

Человек должен знать, что у богатого и бедного, больного и здорового, молодого и пожилого  один создатель – Единственный и Неповторимый Аллах. 

 Примечание: Бедняк – это человек, живущий в недостатке, однако работающий, и его работа не покрывает все его нужды и нужды его семьи, он старающийся на пути Аллаха. То есть под достойной бедностью не подразумеваются люди, которые занимаются попрошайничеством и превращают это в бизнес.

Да поможет нам Аллах быть милостивыми друг другу.