Мудрость в запрете ростовщичества

Многие спрашивают, если это делается по обоюдному согласию, почему нельзя заниматься ростовщичеством.

Во-первых, человеку не подобает задавать вопрос «почему?», кроме как человеку, равному себе. Например, вопрос «почему?» не задаётся рабом своему господину и творением своему Творцу. После повеления Всевышним Аллахом раб обязан выполнять приказы, не задавая подобных вопросов.

Во-вторых, так как в основном ростовщичество бывает связано с деньгами, деньги должны всегда использоваться во благо народа. Они должны всегда приносить народу пользу. Когда деньги вложены под проценты, то время, пока они переводятся от одного места к другому, эти деньги бывают остановлены от общенародной пользы и вредят общей экономике.

В-третьих, когда деньги отдают в долг на определённое время под проценты, а вернуть долг в указанное время не у каждого получается, до тех пор, пока он не вернёт долг, проценты изо дня в день будут увеличиваться. Из-за процентов этот человек будет вынужден продать своё жилье, расстаться со своей женой и детьми, это даже может заставить его прибегнуть к самоубийству. Порою без стыда и совести, хотя Всевышний Аллах дал им больше, чем достаточно имущества, они требуют вернуть долг вместе с процентами, угрожая должнику и его семье убийством, кражей детей, взрывом дома. Разве мало в последнее время таких печальных случаев, связанных с процентами?!

Почему же не дают деньги в долг без процентов, когда кто-то, кого постигла беда, просит в долг? В действительности, тот, кто даёт имущество в долг под проценты, представляясь человеком, совершающим добро, на самом деле является притеснителем, который отбирает чужие деньги. Он подобен волку, облачившемуся в овечью шкуру.

Если хотят получить обоюдную денежную прибыль, то ведь можно, изучив шариатские законы, заключить сделку под названием «кираз». Большинство людей употребляют ростовщичество, давая деньги в долг. Когда люди дают деньги под проценты, то в этом случае дающему, берущему, оформляющему и свидетелям записывается грех за ростовщичество.

Некоторые люди вкладывают деньги в кассу с целью получить проценты, это также является ростовщичеством. Не нужно вкладывать деньги в кассу. А если нет другого места для хранения денег, то можно их вкладывать в банк, но только с намерением сохранить деньги. А что касается процентов с денег, полученных этим путём, то их нужно израсходовать, раздав бедным, вложив в постройку мечетей, мостов, родников, то есть их нужно использовать для общей пользы, но ни в коем случае их нельзя оставлять в кассе, также нельзя использовать их в собственных целях, ибо это является ростовщичеством. Так пишет всемирно известный мусульманский учёный Мухаммад Саид Рамадан аль-Бути в книге «Маа ан-нас» (с. 57).

В последнее время в некоторых исламских государствах появились люди, выдающие себя за учёных-богословов, которые, следуя желаниям людей, ненавидящих Ислам, утверждают, что можно вкладывать деньги в кассу и что проценты, полученные от этих денег, являются дозволенными. Не знаю, к ним новый Коран ниспослан что ли или, может, они стали понимать Коран и хадисы лучше, чем сподвижники, табиины (следующее после сподвижников поколение праведных мусульман), имамы и все учёные тринадцати прошедших столетий? Вынося такие фетвы, эти так называемые учёные обогащают сионистские банки, тем самым призывая мусульманские страны к бедности. На сегодняшний день война, которую ведут сионисты банковскими кредитами, хуже, чем их колониальная политика. Доверившись этим фетвам, богатые жители исламских стран кладут свои миллионы и миллиарды в швейцарские, американские банки и в банки других западных стран. Тем самым эти деньги и труд народа остаются непотраченными на нужды мусульман. Вдобавок к этому эти средства враги Ислама используют против Ислама и мусульман. В первые же дни начала войны Америки против Ирака по американскому телевидению объявили, что они решили заморозить все счета иракцев в Америке. Они также заявили, что эти деньги принадлежат бедному народу и на них будет оказана  гуманитарная помощь иракцам.

Посмотрите же, какую политику строят вокруг этих денег мусульман. Если деньги богатых людей Ирака они посчитали деньгами иракских бедняков, тогда почему не посчитают деньги олигархов других государств деньгами бедных, проживающих в этих государствах? Пусть тогда и их счета заморозят, если Америка так беспокоится о бедняках.

Некоторые богатые жители мусульманских стран, посчитав ростовщичеством эти проценты, оставляют проценты там же в банке. (И получается, что к одному греху добавляют ещё один). Они должны знать, что оставленные в банках средства вновь будут использовать против Ислама.

И как же им поступить в подобной ситуации?

Как мы уже говорили, нельзя оставлять эти проценты в банке, нужно забрать деньги и использовать их на пользу бедных, на пользу Ислама.

Дорогие мусульмане, не дайте обмануть себя всяким псевдоалимам, которые делают дозволенным ростовщичество и вкладывание денег в банк. Они иногда приводят примеры из Корана и хадисов, но, неправильно толкуя их тексты, тем самым обманывают мусульман. Желающие узнать об этом подробно, могут прочесть книгу всемирно известного учёного, доктора Мухаммада Саида Рамадана аль-Бути «Кадая фикхийятун му‘асиратун» (с. 47- 73).

Некоторые могут сказать: «Так как в шафиитском мазхабе в монетах ростовщичества не получается, то в бумажных рублях и долларах тем более не получается». Это мнение тоже неверное! По мнению имама аш-Шафии, ценностью являются золото и серебро, так как в то время ценность существовала в них. А на сегодняшний день ценность находится в бумажных деньгах. Поэтому в бумажных деньгах тоже получается ростовщичество. Кто хочет больше об этом узнать, пусть посмотрит в книгах: «Аль-Фикх аль-манхаджи», «Аль-Фикх аль-ислами», «Кадая фикхийятун му‘асиратун».

Некоторые могут подумать, что с немусульманами разрешается заниматься ростовщичеством, что дозволяется хранить деньги в их банках и что проценты, полученные от них, тоже становятся дозволенными. Руководствуясь этим мнением, некоторые мусульмане занимаются ростовщичеством. Три имама, то есть имам аш-Шафии, имам Ахмад и имам Малик, считают, что ростовщичество по отношению к немусульманам тоже является запретным. Только имам Абу Ханифа говорит, что если этот неверный из числа «ахль аль-харби», т.е. воюющий против Ислама, и если проценты приходят к мусульманам, вот тогда разрешается ростовщичество с немусульманами.

Соблюдают ли те, кто хранит деньги в кассах неверных людей, эти два условия имама Абу Ханифы? Нет! Во-первых, нынешние государства не являются воюющими против Ислама, кроме Израиля и Америки, которые ведут войну против Палестины и Ирака. Во-вторых, прибыль, хранящихся в их банках денег, не поступает непосредственно к мусульманам. Деньги мусульман, хранящиеся в банках неверных, идут в карман врагов Ислама.

Поэтому ни по одному из четырёх мазхабов не разрешается хранить деньги в банках неверных людей и получать от них проценты. И человеку, который всё-таки настаивает на хранении денег в банках, следует не оставлять проценты врагам Ислама, а использовать их во благо Ислама.

Некоторые думают, что банковской системой и кредитованием Россия помогает экономическому продвижению страны. Это мнение человека, который вовсе не понимает в политике. Мы видим, как государство беднеет или попадает под власть другого государства за счёт кредитования. Как же не понимают люди, одурманенные банковскими процентами, что получение денег за счёт денег не продвигает экономику?! Так же, как они не понимают, что банкиры используют их вложенные в банки средства против Ислама и в ростовщичестве, что мусульманину нельзя радоваться прибыли, полученной посредством вкладывания денег в запретное и против религии Аллаха.

О том, что вкладывать деньги в банк, и полученная оттуда прибыль является ростовщичеством и что это запрещено, очень ясно и доходчиво говорится в сборнике фетв всемирно известного учёного-богослова, амира науки хадисоведения, Мухаммада Алави аль-Малики «Маджм аль-фатави ва ар-расаиль» (с. 152−153).

Ростовщичеством является и кредит, данный государством. Если человек даёт в долг с условием, от которого он получает выгоду, то это является ростовщичеством. В хадисе, переданном ат-Табарани, говорится: «Любой долг, который влечёт за собой прибыль, является ростовщичеством» («Фикх аль-минхаджи», т. 3, с. 95).

Если человек поставил условие: «Я дам тебе тысячу рублей в долг, если ты продашь свою машину или заступишься за меня перед кем-либо», то это является ростовщичеством. То есть когда человек даёт в долг, он должен давать ради Всевышнего, но если, кроме вознаграждения от Всевышнего, он поставит условие получить денежную, телесную или словесную пользу, то это является ростовщичеством. А если он возьмёт в долг без каких-либо условий и, возвращая долг, отдаст больше, чем полагалось, то это не является ростовщичеством, кроме случая с деньгами, которые выдаются в банке, ибо за счёт вложенных денег банковские работники используют ростовщичество, потому это является запрещённым. Вышеупомянутый вид ростовщичества называется долговым ростовщичеством.

Другим видом ростовщичества является указание времени или требование с излишком, когда что-либо даётся в долг. В каких же случаях это бывает? Подобный вид ростовщичества может иметь место в продуктах питания и в деньгах. Продуктами питания является всё, что употребляет человек, даже если среди них есть и такие продукты, которые едят животные, например, все злаковые культуры: пшеница, ячмень, рожь, горох, рис, кукуруза и т. п., также сахар, конфеты, мука, масло, сыр, а также все фрукты, овощи, травы. В соли, в воде, в лекарствах также получается ростовщичество. В категорию денег входят золото, серебро и все виды бумажных денег. Имам аш-Шафии указал на две вещи, за счёт которых человек может попасть в ростовщичество: ценная вещь и еда.

Если обмениваться продуктами на деньги, то ростовщичества не будет. При обоюдном согласии, будь то больше (с одной стороны) или меньше, с отсрочкой или же без неё, обмен разрешён. А также если обменивать одежду, руду, дом, землю, комнату на им же подобное, то это ростовщичеством не называется. Ростовщичество случается, если обмениваться деньгами на деньги или продуктами питания на продукты питания. Если при обмене два вида из этих вещей будут иметь одинаковое название, например, соль на соль, яблоки на яблоки, воду на воду, картошку на картошку, анальгин на анальгин, золото на золото, рубли на рубли, доллары на доллары, во избежание при этом попадания в ростовщичество необходимо соблюдать три условия: 1) обмениваемые вещи должны быть одинаковы (в весе, объеме и т.п.); 2) чтобы обмен не был отсрочен на время; 3) следует передать предметы обмена из рук в руки, пока не разошлись с места совершения сделки. Отсутствие одного из этих условий является ростовщичеством. К примеру, если обменивать первый сорт муки на третий сорт или один сорт винограда на другой сорт, или низший сорт яблок на лучший и у одного будет 100 кг, а у другого 90 или 110 кг, то это считается ростовщичеством, так как они не равны в весе. При обмене одного сорта подсолнечного масла на другой они должны быть равны в литрах, иначе это будет ростовщичеством. Если, обменяв доллар на доллар, получится разница, то это будет ростовщичеством. Обмен 100 г. красного золота на 99 или 101 г. белого тоже является ростовщичеством.

Как же поступить, чтобы обменяться сортами одного продукта? Вначале необходимо продать один сорт, затем за полученные на руки деньги следует купить другой сорт. Например, если захотят обменять два мешка ржаной муки на мешок муки высшего сорта, то нужно этот мешок продать хозяину двух мешков, допустим, за 400 рублей, затем хозяин муки высшего сорта, получив эти деньги, купит за них те два мешка у их хозяина, при этом он купит только после того, как получит деньги за свой мешок. А если он купит за деньги, которые он ещё не получил, то это будет ростовщичеством.

Есть такие продукты, в которых невозможно соблюдать равенство. Такие продукты обменивать нельзя, даже если они будут поровну в весе, ибо учёные-богословы пишут, что получится ростовщичество. У таких продуктов, чтобы они были равны, рассматривают время, в котором они достигают совершенства. Например, виноград достигает совершенства, когда он превращается в изюм. Поэтому сорт винограда, который не превращается в изюм, обменивать между собой нельзя, так как их невозможно уравнять. К примеру, продукты, свойства которых изменены огнём, т. е. сваренные, пожаренные на огне, нельзя менять, опять-таки здесь нет равенства, так как один продукт бывает прожарен хорошо, а другой – недожарен. Но в тех продуктах, при получении которых был использован огонь для отделения одного вещества от другого и при этом не изменяется их состав, например, мёд от воска, масло от кефира, сохраняется равенство.  Подобные продукты можно менять между собой, соблюдая равенство и там нет ростовщичества.

По утверждению алимов, при обмене овощей и фруктов, которые не поддаются естественной сушке, не соблюдается равенство, например, огурцы, арбуз, картофель и т. д. Как пишут компетентные алимы, обменивать между собой огурец на огурец, арбуз на арбуз, картофель на картофель является запретным. Но по мнению некоторых алимов, разрешается менять такие овощи и фрукты, если они равны по весу (см. «Фикх аль-манхаджи», т. 3, с. 67). Также нельзя менять сырое мясо на сырое или на сушёное, поскольку невозможно сравнять в нём содержание жидкости. Можно менять сушёное мясо на такое же, если оно будет без костей, без большого количества соли и будет равным по весу. Пшеничную муку – на такую же, а также муку других злаков на себе подобные обменивать нельзя, так как помол у них различается.

Из молочных продуктов, кроме молока, кефира и масла, остальные (сыр, творог, сметана, сыворотка и т.д.) не подлежат обмену, так как количество добавляемых в них веществ, таких как соль, вода, сыворотка, молоко, бывает разное.

Таким образом, при обмене похожими продуктами во избежание попадания в ростовщичество нужно проявлять крайнюю осторожность. И что же получается: нет пути для обмена продуктами питания между собой в большем или меньшем количестве? Например, если спросят, можно ли обменять мешок белой муки на два мешка чёрной муки или 100 кг хорошего сорта яблок на 200 кг низкого сорта и др., то ответ будет отрицательный. Но всё-таки есть для этого один метод, указанный Посланником Аллаха (мир ему и благословение). Однажды некий человек принёс к Пророку (мир ему и благословение) хороший сорт фиников из Хайбара. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) спросил: «Все ли финики Хайбара такого сорта?» Тот ответил: «Нет. Мы 2 са низкого сорта фиников обмениваем на 1 са высшего сорта». Тогда Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Не поступайте так (т.е. это ростовщичество), вначале продайте 2 са низкого сорта за деньги, потом за полученные с них деньги купите 1 са высшего сорта». Этот хадис передал имам Бухари. Но для допустимости такого способа необходимо получить деньги на руки за проданный вначале сорт, только потом за эти деньги можно купить другой сорт, а иначе нельзя. Например, если сказать: «Я тебе продал это за такую-то сумму и за неё же (т.е. ещё не получив деньги на руки) купил у тебя твой товар», −  то это – ростовщичество.

Решения, которые были перечислены (т. е. равенство обмениваемых продуктов), являются условием при обмене одинаковых вещей между собой. Но если же происходит обмен двух разных товаров, в которых присутствуют причины ростовщичества (т.е. они продукты питания или деньги), например, пшеницу на рожь, сахар на муку, картофель на грушу, доллары на рубли и т. д., то условие равенства с обеих сторон отпадает. Поэтому разрешается обменять мешок пшеницы на 2 мешка ржи и т. д.

Но всё же, если обмениваться какими-либо продуктами питания, нельзя отложить на определённый срок и нужно, чтобы обмен, передавая из рук в руки, состоялся на месте заключения договора, пока не разошлись, в противном случае получится ростовщичество. Например, если совершили бартер, и один дал тонну сахара весной с условием, что другой отдаст тонну пшеницы осенью после сбора урожая, то это – ростовщичество. Также получится ростовщичество, если дать 100 долларов с условием вернуть 3000 рублей, к примеру, завтра. Много бывает случаев, когда люди ездят в горные сёла с мукой и сахаром, чтобы затем взять взамен картошку или фрукты осенью после их сбора – это тоже ростовщичество. Обменивая любой пищевой продукт, если обмен не производится на месте (ты – мне, я – тебе), человек впадает в ростовщичество.

Некоторые люди, по телефону заключив договор обменять доллары на рубли,  расплачиваются друг с другом потом при встрече. Это является ростовщичеством. Если же они договорились обменяться деньгами или пищевыми продуктами сразу (не перенося на другое время), но не передали друг другу на месте сделки, то это тоже ростовщичество. Некоторые люди отдают в пекарню мешок муки и, рассчитав, сколько получится из него хлеба, берут из пекарни хлеб – это тоже ростовщичество. Также если дать хозяину мельницы пшеницу и взять его муку, получится ростовщичество. Но в том случае, если он заплатит за приготовление хлеба и заберет все, что получилось из своей муки, то ростовщичества не будет.

Существуют такие продукты, у которых названия одинаковы, а основа различная, например, мясо, молоко, мука, соки и т. д. Такие продукты, у которых основа разная, можно обменивать, будь то в большем или меньшем количестве, т. е. на месте сделки.

Так как живой скот не является продуктом, его можно обменивать любым образом. А продуктами питания они становятся после того, как их зарежут. Поэтому можно обменивать одну овцу на две овцы и так же можно обменивать быка на лошадь. Но нельзя обменивать животное на мясо и наоборот, поскольку Посланник Аллаха (мир ему и благословение) запретил это.