Использование слабых хадисов в Шариате

Слабый хадис – это хадис, в котором не сошлись все требования, предъявляемые к достоверным (сахих) или хорошим (хасан) хадисам.

Учёные ахлю сунны валь джамаа дозволили в благих деяниях опираться на слабый хадис, являющийся побуждением к благому или устрашением от запретного. К примеру, имам ан-Навави в предисловии к своей книге «Аль Азкар» пишет:

‏‏فصل : قال العلماء من المحدثين والفقهاء وغيرهم : يجوز ويستحب العمل في الفضائل والترغيب والترهيب بالحديث الضعيف ما لم يكن موضوعا.

وأما الأحكام كالحلال والحرام والبيع والنكاح والطلاق وغير ذلك فلا يعمل فيها إلا بالحديث الصحيح أو الحسن إلا أن يكون في احتياط في شئ من ذلك ، كما إذا ورد حديث ضعيف بكراهة بعض البيوع أو الأنكحة ، فإن المستحب أن يتنزه عنه ولكن لا يجب.

Фасль (раздел): «Сказали учёные из мухаддисов, факихов и других: дозволено и одобряемо действовать по слабым хадисам в области праведных дел, побуждения к этому и устрашения, если они не являются придуманными (мавду).

Но в областях ахкама, таких как халяль, харам, торговля, никях, таляк и другие, совершаются действия только по сахих (достоверному) или хасан (хорошему) хадисам. Исключение из этого правила – если хадис будет предостережением в таких вещах. Например, пришли слабые хадисы о порицании некоторых видов торговли и никяха. Одобряемо остерегаться этого, но это не ваджиб (обязательно)» (см. имам Навави, «Азкар», предисловие, раздел «О совершении деяний на основе слабого хадиса»).

Также в предисловии книги «Арбаин» он пишет, что в этом есть единогласие учёных:

و قد اتفق العلماء على جواز العمل بالحديث الضعيف في فضائل الاعمال

 «Учёные единогласны в дозволенности следования за слабым хадисом в области праведных дел» (см. имам Навави, «Арбаин» (предисловие)).

Но вместе с тем появились люди, которые порицают тех, кто следует за слабым хадисом в благих делах. Их невежество доходит до того, что они называют благое деяние, основанное на слабом хадисе, нововведением.

Во-первых, опираться на слабый хадис дозволяли не только факихи, но и большинство мухаддисов, таких как имам Ахмад, ан-Навави, ас-Суюти (ум. в 911 г.), Ибн Хаджар Аскалани и многие другие. Об этом мы расскажем ниже.

Во-вторых, дозволяли опираться на слабый хадис не «некоторые факихи», а абсолютное большинство факихов.

Более того, мы уже привели слова имама ан-Навави о единогласии учёных в этом решении.

В-третьих, утверждение о том, что использование слабых хадисов способствует распространению нововведений, есть обвинение самих учёных (дозволивших следовать за слабым хадисом) в способствовании распространению нововведений.

Выдающийся учёный Ибну Салах (ум. в 643 г.) в своей книге «Марифату анваи улюмуль хадис», известной как «Мукаддима», пишет:

يَجُوزُ عِنْدَ أَهْلِ الْحَدِيثِ وَغَيْرِهِمُ التَّسَاهُلُ فِي الْأَسَانِيدِ وَرِوَايَةِ مَا سِوَى الْمَوْضُوعِ مِنْ أَنْوَاعِ الْأَحَادِيثِ الضَّعِيفَةِ مِنْ غَيْرِ اهْتِمَامٍ بِبَيَانِ ضَعْفِهَا فِيمَا سِوَى صِفَاتِ اللَّهِ تَعَالَى وَأَحْكَامِ الشَّرِيعَةِ مِنَ الْحَلَالِ وَالْحَرَامِ وَغَيْرِهَا . وَذَلِكَ كَالْمَوَاعِظِ ، وَالْقِصَصِ ، وَفَضَائِلِ الْأَعْمَالِ ، وَسَائِرِ فُنُونِ التَّرْغِيبِ وَالتَّرْهِيبِ ، وَسَائِرِ مَا لَا تَعَلُّقَ لَهُ بِالْأَحْكَامِ وَالْعَقَائِدِ . وَمِمَّنْ رُوِّينَا عَنْهُ التَّنْصِيصَ عَلَى التَّسَاهُلِ فِي نَحْوِ ذَلِكَ عَبْدُ الرَّحْمَنِ بْنُ مَهْدِيٍّ ، وَأَحْمَدُ بْنُ حَنْبَلٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمَا

«Дозволено, по мнению ахлюль хадиса и других, делать облегчение в иснадах и передавать все виды слабых хадисов – кроме мавду (придуманных) – без особого усердия в объяснении их слабости. И это такие области, как наставление, полезные рассказы, праведные дела, другие области побуждения и устрашения и другого, не имеющего отношения к ахкамам и акиде. Исключение из этого – сифаты Всевышнего Аллаха, халяль, харам и другие шариатские ахкамы.

Было передано нам, что составляли книги, делая облегчение в иснадах в подобных темах, такие учёные, как Абдуррахман бин Махди и Ахмад бин Ханбаль, да возвеличит их Аллах» (см. Ибн Салях в «Мукаддима», раздел № 22 – определение хадиса-маклюб).

Мы видим, что даже имам Ахмад опирался на слабый хадис в благих деяниях. То, что имам Ахмад опирался на слабый хадис в благих деяниях, передал и Ибн Хаджар Аскалани. По их утверждению получается, что имам Ахмад способствовал распространению нововведений.

Дозволив опираться на слабые хадисы, учёные вместе с этим поставили ряд условий, без соблюдения которых невозможно опираться на слабый хадис.

Передал выдающийся учёный Шамсуддин Мухаммад ас-Сахави (ум. в 902 г.) в своей книге «Аль К'авлюль Бади фис Саляти аляль Хабиби Шафи» слова своего шейха Ибн Хаджара аль-Аскалани:

سمعت شيخنا مراراً يقول ، وكتب لي بخطه : إن شرائط العمل بالضعيف ثلاثة : الأول : متفق عليه أن يكون الضعف غير شديد ، فيخرج مَن انفرد مِن الكذَّابين ، والمتهمين بالكذب ، ومن فحُش غلطه . الثاني : أن يكون مندرجاً تحت أصل عام ، فيخرج ما يُخترَع ، بحيث لا يكون له أصلٌ أصلاً . الثالث : ألا يُعتقد عند العمل به بثبوته ، لئلا يُنسَب إلى النَّبىِّ صلَّى الله عليه وسلَّم ما لمْ يقله. قال : والأخيران عن ابن عبد السلام وعن صاحبه ابن دقيق العيد ، والأول نقل العلائي الإتفاق عليه

«Несколько раз я слышал от нашего шейха (Ибн Хаджара) – и он написал это для меня своим почерком, – что условий действия согласно слабому хадису три:

1. Есть единогласие по поводу условия: чтобы не был этот хадис сильно слабым. И останется в стороне, согласно этому условию, тот, кто пребывает в своём риваяте одиноким из лжецов и обвинённых во лжи, и тот, кто допускал грубые ошибки.

2. Чтобы был этот слабый хадис по смыслу подходящим под общие основы. И останутся в стороне, согласно этому условию, выдуманные хадисы, так как у них нет вообще никакой основы.

3. Когда делается действие соответственно слабому хадису, не должно считаться, что этот хадис несомненно от Пророка (мир ему и благословение), для того чтобы не относить к Пророку (мир ему и благословение) то, чего он (возможно) не говорил.

Он сказал: последние два условия переданы от Ибн Абдис Саляма и его ученика Ибн Дакъикъ Аль Ид. Передал (Салахуддин) Аль Аляи, что в первом условии есть единогласие» (см. имам Сахави, «аль-К'авлю аль-бади» (эпилог)).

Таким образом, становится ясным, что мусульманам дозволяется, соблюдая вышеприведённые условия, следовать за слабым хадисом в благих деяниях. Если кто-то не хочет следовать за слабым хадисом, это его дело. Но он не вправе осуждать тех, кто следует этому. Далее мы приведём вам список некоторых учёных, разрешивших опираться на слабый хадис.

Ас-Сайид Мухаммад бин Алави в своей книге «аль-Манхалю ал-Лятифу» пишет: «О принятии слабого хадиса в благих деяниях говорит имам ан-Навави в "ат-Такрибе", аль-Ираки в толковании на "Альфиййа", Ибн Хаджар Аскалани в "Шарху ан-Нухбат", Шайхуль Ислам Закарья аль-Ансари в Шархе Ираки на "Альфиййа", Хафиз ас-Суюти в "ат-Тадриб", Ибн Хаджар аль-Макки в "Шарх аль-Арбаин"» (см. Мухаммад бин Алави в «аль-Манхалю ал-Лятифу», раздел о слабом хадисе).

 Мухаммад Хасан Хиту

Перевёл: Мухаммад-Ариф Абдулаев