«Кто, трижды услышав азан, не совершил намаз с коллективом, того причислят к лицемерам»

О ценности коллективного намаза

Коллективный намаз обязательно нужно совершать во всех населенных пунктах, в противном случае весь джамаат впадает в грех. Но для каждого человека это настоятельная сунна, которой Пророк (мир ему и благословение) придавал большое значение. Между мусульманами, совершающими коллективный намаз, укрепляются дружеские отношения, они узнают радости и беды друг друга, так как встречаются пять раз в сутки. Для этого и построены мечети. В этом состоит одна из многочисленных мудростей предписания коллективного намаза.

Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Коллективный намаз ценнее совершенного индивидуально в 27 раз». Сподвижник Усман передает от Пророка (мир ему и благословение): «Кто посетит коллективный ночной намаз, тот подобен проводившему половину ночи в поклонении Аллаху (ибада). А кто пришел на утренний намаз – тот будто всю ночь провел в поклонении». В хадисе также говорится: «Кто совершает все пять намазов коллективно, то его поклонением будут заполнены вся суша и море».

Хотя Шариат не обязывает строго каждого посещать коллективный намаз в мечети, упускать такую возможность глупо, тем более, что мало кто может совершать намаз полноценно, выполнив все условия, чтобы Аллах  принял его у нас. Если же человек совершает намаз в коллективе, то Аллах  принимает его хотя бы ради того, что эти люди собрались на намаз, выполняя повеление Аллаха. Не забывайте о том, что шайтан старается всеми силами помешать нам посещать коллективные намазы, особенно в мечети. Вспомните, сколько раз, имея возможность, мы не пошли в мечеть для совершения коллективного намаза! С намазом, совершенным коллективно в Доме Аллаха  — мечети, не сравнится никакой другой вид поклонения.

Следующие изречения помогут нам понять, какое значение придавали коллективному намазу в мечети праведные мусульмане:

Саид ибн Мусайаб, один из табиунов, сказал: «В течение 20 лет я не слышал азана, оглашенного муэдзином, кроме как находясь в мечети». То есть он всегда приходил в мечеть еще до наступления времени намаза. Он также говорил, что за 40 лет ни разу не опоздал на вступительный такбир («Аллаху акбар»). В хадисе говорится: «Я ничего не желаю из этого мира, кроме брата по вере, который поправляет меня, когда я ошибаюсь, дозволенного достаточного пропитания и коллективного намаза, который совершается с хузуром сердца». Хузайфатбину аль-Ямани передал хадис: «Придет время, когда не будет ничего дороже трех вещей: дозволенных средств существования, приветливого, дружелюбного брата по вере и Сунны, которую ты соблюдаешь».

Праведные люди первых поколений говорили, что три вещи являются лучшими: следование Сунне, дозволенные деньги и коллективный намаз.

Хатам аль-Асам рассказывал: «Когда я пропустил один коллективный намаз, с соболезнованием ко мне пришел только Абу Исхак, а если бы у меня умер сын, то пришли бы десятки тысяч, потому что религиозная беда людям кажется незначительной по сравнению с мирской». Действительно, пропуск коллективного намаза многие не считают бедой, проявляя равнодушие, хотя все должно быть наоборот.

Ибну Аббас сказал: «Кто услышит азан, но не придет, чтобы совершить намаз с коллективом, тот как будто не желает себе добра». Абу Хурайра сказал: «Сыну Адама лучше заполнить уши горячим свинцом, чем слышать азан и не совершать намаз с коллективом без уважительной причины».

Во многих хадисах говорится о важности и значимости коллективного намаза. В одном из них сказано: «Кто, трижды услышав азан, не совершил намаз с коллективом, того причислят к лицемерам». В некоторых хадисах говорится, что намаз таких людей Аллах не принимает.

Когда Маймун бину Махран пришел к мечети, ему сказали, что люди ушли, совершив коллективный намаз. Тогда он сказал то, что обычно произносят в несчастье: «Инна лиллаhи ва инна илайhи раджи‘ун! Этот коллективный намаз для меня ценнее, чем власть над Ираком!».

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Кто совершит в течение 40 дней все пять намазов в коллективе, не опаздывая на вступительный такбир вместе с имамом, того Аллах очистит от лицемерия и спасет от Ада». Некоторые говорят, что это относится к намазам в мечети Пророка (мир ему и благословение) в Медине.

В другом хадисе говорится: «Кто в течение сорока дней будет совершать утренний и ночной намазы с коллективом в мечети, тот спасется от Ада и лицемерия». А также: «Кто в течение 40 дней, не опаздывая на вступительный такбир, совершит в мечети пять намазов с коллективом, тот заслуживает Рая». Все эти достоверные хадисы передали имамы Бухари, Тирмизи, Байхаки, Ахмад.

Говорят, что в Судный день некоторые люди воскреснут с лицами, подобными сверкающим звёздам. Ангелы спросят их, чем они занимались. Они ответят: «Услышав азан, мы начинали готовиться к намазу, не отвлекаясь ни на что другое». Другие воскреснут с лицами, подобными луне. Они скажут: «Мы ждали времени намаза и готовились к нему еще до азана». Лица некоторых воскресших будут подобны солнцу. Они скажут: «Мы всегда слышали азан, находясь в мечети в ожидании намаза».

Рассказывают, что праведные мусульмане первых поколений соболезновали друг другу в течение трёх дней, если опаздывали на вступительный такбир, т. е. на начало джамаат-намаза, и в течение недели, если опаздывали на весь намаз. Все это показывает ценность коллективного намаза, особенно совершенного в мечети, и его значимость для истинных верующих.