Семеро, которые укроются под сенью Aллаха в день суда

Вся хвала Аллаху, который сделал посланником Своим Мухаммада (мир ему и благословение) для указания нам истинного пути. Салават и салям Пророку Мухаммаду, который является учителем, обучающим всему благому, что есть на этом и на том свете, а также сподвижникам его, через которых распространилось во всём мире его благое учение.

В этом году в разных уголках мира – в Европе, Америке, на Кавказе – установилась сильная жара. Многие жалуются, что тяжело переносят жару. Но эта жара не идёт ни в какое сравнение с той, что будет в Судный день. В этом мире мы имеем возможность спасаться от жары: укрываемся в тени, включаем вентиляторы, кондиционеры и т. д. Но в Судный день укрыться от несравненно более сильной и мучительной жары у нас не будет возможности. В тот день будет только тень Аллаха, в которой смогут укрыться немногие. Об этом говорится в хадисе Пророка (мир ему и благословение). Сегодня мне хочется остановиться на этом великом достоверном хадисе.

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передал слова Посланника Аллаха (мир ему и благословение): «В Судный день, когда не будет иной тени, кроме тени Аллаха, семеро будут на Махшаре под сенью Аллаха: справедливый правитель; молодой человек, который вырос в поклонении Аллаху; тот, чьё сердце привязано к мечети; двое, которые полюбили друг друга ради Аллаха, встретились из-за этой любви и расстались в любви друг к другу; мужчина, которого позвала к себе красивая женщина с высоким положением, но он отказался и сказал ей: «Я боюсь Аллаха»; тот, кто дал милостыню настолько скрытно, что левая рука не знала, что даёт правая; тот, у кого глаза источают слёзы, когда он поминает Аллаха в уединении» (Аль-Бухари, Муслим).

Дорогие братья, вначале поговорим о тяготах Судного дня, когда все будут собраны в местности Махшар, а затем и об этих категориях людей. Чтобы подробно рассказать о трудностях, о которых предупреждают нас аяты Корана и хадисы, потребуется множество проповедей. Поэтому сегодня раскроем эту тему лишь в общих чертах.

Высокочтимый Коран охарактеризовал этот день с его тяготами более ста наименованиями, такими как день, «когда седеют даже дети», «когда настигают великие беды», «когда человек убегает прочь от жены и детей, родителей и братьев своих», «когда каждого охватывают сильные переживания». В высокочтимых хадисах также сказано, что это день, «когда солнце приближается к головам людей и находится всего в миле от них», «когда мужчины и женщины не смотрят друг на друга из-за великих тягот, хотя они голые находятся вместе вперемешку», «когда пот людей проникает под землю на семьдесят локтей, и поднимается до уровня ушей, и носит людей туда-сюда», «когда гордецов этого мира люди растаптывают ногами, словно мелких муравьёв».

В хадисе, приводимом Табрани с хорошим иснадом, говорится, что в тот день, когда люди будут тонуть в поту, многие, не вынеся этого, скажут: «О мой Господь, отправь меня хоть в Ад, не оставляй меня в этих муках!» Хаким также приводит хадис с достоверным иснадом: «Утопая в поту, человек будет мучиться так сильно, что, зная о мучениях Ада, скажет: “О мой Господь, мне будет легче, если Ты отправишь меня в огонь Ада”».

Задумайтесь над этим, дорогие братья! Даже самые выносливые из нас стараются прятаться в тени от палящих лучей солнца. Представьте низко над головами палящее солнце, горячий пот, в котором по уши утопают люди, они кричат из-за невыносимых тягот, просят отправить их хоть в огненную Геенну. Каково будет нам в тот день на Махшаре, если даже жару под обычным солнцем переносим с трудом?!

Имам аль-Газали пишет, что в день Махшара усилится жар солнца, и люди будут жариться. Из-за духоты люди будут залезать друг на друга. Жаркое солнце, жар дыхания, жжение сердца от стыда, сильный страх, голод, жажда, теснота из-за большого количества людей – все эти факторы будут мучить людей. И тогда потечёт пот с каждой волосинки человека, образуются лужи, и уровень пота будет подниматься выше и выше. У одних пот будет доходить до колен, у других – до пояса, у третьих – до ушей, а четвёртые будут утопать в поту. В этот день не будет никакой тени, кроме тени Аллаха, и под сенью Аллаха будут находиться только приблизившиеся к Аллаху люди. То есть в этот день под сенью Аллаха будут находиться те семь категорий людей, о которых сказано в хадисе.

Дорогие братья, пусть каждый из нас задумается над тем, к какой из этих семи категорий относится сам!

Теперь расскажем о них более подробно.

К первой категории отнесены справедливые правители. К этой категории относятся не только правители мусульман, всей мусульманской уммы, но и руководители мусульманских стран, областей, районов, сёл, имамы и муфтии разных уровней, руководители организаций и учреждений, учителя, главы семей и т. д. – то есть все те, кто руководит другими людьми и несёт ответственность за них. Обязанностью всех этих руководителей разных уровней и рангов является поддержание порядка и справедливости среди тех, кем они руководят.

Руководитель обязан делать для них благое, насколько это в его силах, не причинять никакого вреда им, а также распространять среди них Ислам. Поэтому Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Не будет ни одного человека из тех, кто руководил десятью (в другом хадисе сказано «тремя») людьми, которого бы не заковали в оковы. И не спадут эти оковы, кроме как из-за справедливого порядка, который он наводил» (хадис, приводимый Ахмадом со слов людей, достойных доверия).

Абу Хурайрат (да будет доволен им Аллах) передал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «О Абу Хурайрат, наведение порядка в течение одного часа лучше поклонения в течение шестидесяти лет с проведением дней в посте, а ночей в бдении. О Абу Хурайрат, несправедливость, творимая правителем в течение одного часа, перед Великим, Всевышним Аллахом хуже грехов, совершённых в течение шестидесяти лет» (хадис приводит Исфахани).

Кто руководит некоторым количеством мусульман и при этом творит несправедливость (зульм), не старается творить благое, насколько это в его силах, или кто притесняет людей, того Аллах проклинает, ввергает его в Ад, делает ему запретным Рай, и даже запаха Рая он не почувствует – так говорится в хадисах.

Несправедливостью, безответственностью, предательством руководителей и чиновников по отношению к Аллаху и Его Посланнику (мир ему и благословение) является и снятие с должности компетентного, приносящего пользу людям и обществу специалиста и назначение на его место того, кто дал взятку или кто предан руководителю лично. Аллах проклял таких руководителей и не примет их благих деяний – как обязательных, так и добровольных. В достоверном хадисе, приводимом Хакимом, говорится, что такой руководитель – предатель по отношению к Аллаху и Его Посланнику (мир ему и благословение).

Ко второй категории из тех семи, кто найдёт прибежище под сенью Аллаха в День Великого Суда, отнесены молодые люди, которые выросли, поклоняясь Аллаху. Здесь следует обратить внимание на то, что данный высокочтимый хадис не означает, что для получения возможности находиться в тени в День Суда молодым людям следует отказаться от работы и учёбы. Молодым людям следует и учиться, и трудиться, соблюдая границы и рамки Шариата, выполняя всё обязательное и отказываясь от всего запретного. В таком случае они и получат место в тени в День Суда.

Молодость – это пора, когда тело полно сил, страсти, желания нафса сильны, когда шайтан с особой силой старается сбить человека с пути истины. И кто, несмотря на это, придерживается верного пути Аллаха, у того сердце полно веры.

Мы говорили о том, что современная молодёжь не в состоянии укрощать свои страсти без духовной опеки тарикатского шейха. Это подтверждает и тот общеизвестный факт, что сотни молодых людей, которые ранее занимались хулиганством, пьянством, рэкетом и т. д., после вступления под духовную опеку истинного шейха оставили эти занятия и встали на праведный путь, ведущий к Аллаху. Поскольку во все времена наряду с истинными шейхами были и есть лжешейхи, хочется привести слова почитаемого всей мусульманской уммой известного шейха, имама Абдуль-Кадыра аль-Гилани. Аргументированно, на основании хадисов показав, что вступление под духовную опеку тарикатского шейха обязательно, он пишет: «Пусть каждый из вас встаёт ночью, совершает омовение и затем намаз-сунна и просит Аллаха: «О мой Господь, чтобы я оказался на пути истины, сведи меня с одним из благих рабов Твоих, приближённых к Тебе, дабы он наставил меня на путь, посредством которого я приблизился бы к Тебе» («Аль-Фатху ар-Раббани»).

Всемирно известный алим, наш современник, Мухаммад Саид Рамадан аль-Бути пишет, что общество, у которого здоровое молодое поколение, является здоровым, а общество, у которого нездоровое молодое поколение, является больным.

Третья категория людей, которые найдут прибежище под сенью Аллаха в День Махшара, – это те, чьи сердца привязаны к мечети. Такие люди с нетерпением ждут оглашения азана и сразу после этого отправляются в мечеть.

Мечети – это дома Аллаха. Каждый день, следуя велению Аллаха, по десять раз муэдзин возвещает: «حي علي الفلاح» – «Спешите обрести счастье!» Каждый день Всевышний Аллах по пять раз приглашает нас к Себе в гости, и Он обещал, что окажет гостеприимство в Раю за каждое такое посещение мечети. Об этом говорит достоверный хадис. Мечети – самые любимые для Аллаха места на земле. Об этом тоже свидетельствует достоверный хадис.

Имам аль-Газали пишет: «После приобретения на рынке необходимого для этого света поспеши на «рынок» того света, ибо ты больше нуждаешься в «рынке» того света, чем в рынке этого света. «Рынком» же того света, то есть местом приобретения благ того света, является мечеть».

Раньше, до наступления последних порочных веков, мусульмане обычно после завершения мирских занятий отправлялись в мечети, где читали Коран, совершали намазы, приобретали знания. Наверное, нет более бедного, достойного жалости человека, чем тот, кто хотя бы один раз в сутки не идёт в гости к Аллаху, то есть не посещает мечеть для совершения намаза.

Четвёртая категория людей, которые в День Суда найдут прибежище под сенью Аллаха, – это двое, которые любят друг друга ради Аллаха, которые встретились из-за этой любви и расстались в любви друг к другу. То есть те, которые полюбили друг друга ради Аллаха и продолжали любить всю жизнь до самой смерти.

Мухаммад Саид Рамадан аль-Бути пишет, что нет большего блага, чем единение мусульман, после блага уверования в Аллаха. Самыми необходимыми качествами для мусульман, особенно в наше время, являются любовь, братство, тёплые отношения между ними. Именно из-за недостатка у мусульман таких чувств по отношению друг к другу их притесняют злейшие враги – сионисты, проливая их кровь, разрушая города, ограничивая свободу. Руководителям мусульманских стран, алимам, последователям разных тарикатов, имамам мечетей – всем необходимо объединиться, отбросив мелкие разногласия. Необходимо установить более тесные отношения и между мусульманами-соседями, между мусульманами, работающими в одной организации, между знакомыми мусульманами и т. д.

В достоверном хадисе, приводимом Муслимом, говорится: «Если один из вас посетит брата по вере, полюбив его ради Аллаха, то и Аллах полюбит его, и он заслуживает Рая».

Двое из-за любви друг к другу удостаиваются Рая, их любит Аллах, и в День Суда они окажутся под сенью Аллаха. Каким же будет вознаграждение, если полюбят друг друга все мусульмане села, города, страны и если они объединятся?!

Абу Малик аль-Аш‘ари (да будет доволен им Аллах) рассказал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «О люди, слушайте, размышляйте и знайте: у Великого Всевышнего Аллаха есть особые рабы, они не пророки и не шахиды, но, узрев их степень перед Аллахом и близость к Нему, им завидуют и пророки, и шахиды». Один из присутствовавших при этом бедуинов пал на колени и, протянув руки в сторону Пророка (мир ему и благословение), сказал: «О Посланник Аллаха, расскажи нам, кто эти люди». Эта просьба обрадовала Посланника Аллаха (мир ему и благословение), и он сказал: «Эти люди из разных родов, они не связаны родственными узами, но они любят друг друга ради Аллаха, и они очистили эту любовь. В День Суда Аллах установит для них специальные кафедры из нура, они сядут на них, и лица их будут освещены нуром, и одежда их будет освещена нуром. В День Суда все остальные люди вздрогнут, но они не вздрогнут. Эти люди – авлия Аллаха, их не коснется никакая опасность, и не будут они опечалены». (Этот хадис приводит имам Ахмад, его также приводят Абу Я‘ла с красивым иснадом и Хаким с достоверным иснадом.)

Дорогие братья, обратите внимание на высокочтимость любви друг к другу ради Аллаха – не ради денег, не из-за родства, не из-за чего-либо другого – как высока её степень в День Суда! Если мы, мусульмане, объединимся таким образом, не будет в мире людей более почитаемых и никто не унизит нас.

К пятой категории людей, которые получат укрытие под сенью Аллаха в Судный День, относятся мужчина, которого позвала к себе красивая женщина с высоким положением, а он отказался и сказал: «Я боюсь Аллаха», и женщина, которая поступила так же. Обратите внимание, на какую степень возносится тот, кто отказался от этого низкого поступка ради Аллаха, несмотря на то, что красивая женщина с высоким положением сама предлагает ему близость. В высокочтимом Коране внебрачная половая связь (зина) расценивается как весьма унизительный поступок. Внебрачные половые связи ведут к деградации общества, к потере родственных связей. Они опускают людей на уровень животных, разрушают семейные отношения, любовь между супругами и между родителями и детьми, воспитание детей сводится на нет. Вследствие этого нарастают конфликты и смуты, растут такие негативные явления, как наркомания, половая распущенность, убийства и другие формы преступности, получают распространение разные инфекционные и стрессовые заболевания.

В хадисах говорится, что, когда внебрачные половые связи (зина) получают распространение, Аллах на этом свете ниспосылает на всё общество беды, растёт смертность, распространяется бедность. Аллах гневается на людей, занимающихся этим низким занятием, и не взирает на них взором милости Своей. Эти люди лишаются веры, их мольбы не принимаются, на них на том свете нападут змеи, в Аду их поместят в специальные места с огненной оградой и там зажарят. Их будут кормить гнилым мясом, в то время как рядом находится свежее прекрасное мясо. Из-за дурного запаха, исходящего от выделений из их половых органов, будут мучиться даже обитатели Ада, ибо из-за отвратительного зловония они забудут даже о адских мучениях. Если кто прелюбодействует с чужими женщинами, его близкие женщины тоже прелюбодействуют с чужими мужчинами. Ещё большим несчастьям в обоих мирах подвергнутся те, кто создаёт условия для внебрачных половых связей, организует бордели под вывеской саун, гостиниц, ресторанов и т. д.

Находятся и такие, которые спрашивают: почему, мол, нельзя делать этого, когда есть обоюдное согласие? Такая постановка вопроса может даже вывести человека из Ислама, поскольку это является проявлением несогласия с Кораном и хадисами, которые запрещают зина.

Те, кто имели внебрачные половые связи, должны немедленно покаяться в этом.

Шестая категория людей, которые получат укрытие под сенью Аллаха в День Суда, – это те, кто настолько скрытно давали милостыню, что даже левая рука не знала, что даёт правая. То есть это дающие милостыню не для того, чтобы люди видели, знали об этом, не ради похвалы со стороны людей, а сокрыв это от людей насколько возможно, с чистым намерением, только ради Аллаха, не имея других целей, без всякой корысти.

В одном из хадисов говорится, что милостыня, оказанная скрытно, тушит гнев Аллаха (передал Табрани). Но нельзя отказываться от оказания милостыни из-за того, что это могут заметить люди. Такую же высокую степень на том свете получат и те, кто даёт милостыню открыто, не скрывая от других, если это делается не напоказ, а с намерением подать добрый пример остальным. Высокочтимый хадис призывает нас стремиться защитить себя от огня Геенны, отдавая другим хотя бы полфиника (Абу Я‘ла, Баззар). В достоверном хадисе, приводимом аль-Бухари и Муслимом, говорится, что, если вы окажете милостыню честно заработанным имуществом в виде одного финика, эта милостыня будет так же возвышена, как если бы один из вас вырастил жеребёнка, а Аллах увеличил его до размера горы.

Лучшая садака, за которую предусмотрено самое большое воздаяние, – это садака, которую дали для мечети, медресе, на обучение людей исламским наукам, для распространения исламской литературы, на организацию исламских передач; то есть то, что израсходовано в целях развития и распространения Ислама.

Седьмая категория людей, которые будут находиться под сенью Аллаха в День Суда, – это те, у которых в уединении при вспоминании Творца глаза источают слёзы. То есть глаза источают слёзы, потому что человек знает и осознаёт величие Всевышнего, осознаёт ничтожность своего поклонения Ему, думает о грехах своих явных и сокрытых, больших и малых, признаёт своё бессилие воздать должную благодарность Аллаху за его бесчисленные блага, понимает, что не в состоянии перенести гнев Аллаха и мучения того света.

Если кому-то грозят десять лет тюрьмы и предстоит суд, то этот человек и его окружение лишаются покоя, думая о суде и его возможном вердикте. Почему же мы остаёмся беспечными, не содрогаемся и не плачем, думая о том, что можем оказаться в Аду навечно? Ведь нас ждёт либо вечный Рай с его невиданными, неописуемыми благами, либо вечный Ад, тяготы и мучения которого велики и несравнимы с лишениями тюрьмы на этом свете, и мы не знаем, куда именно попадём. На том свете нас ожидает либо Рай, либо Ад, и ничего другого. Пророки и авлия не перестают беспокоиться о будущем, не перестают бояться Аллаха и плакать. Это является признаком знания мусульманином Господа своего, признаком крепости веры его и совершенства ума. Именно поэтому Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Если бы вы знали то, что знаю я, вы бы меньше смеялись и больше плакали». Согласно другому достоверному хадису, для глаз, источавших слёзы в страхе перед Аллахом, Ад запретен (передал Хаким). То есть огонь Ада не коснётся таких глаз.

О Аллах, сжалься над мусульманами, наставь их на Свой путь – путь единственно верный, и объедини их на этом пути, и не лиши их благ Твоих, коими Ты их одариваешь непрестанно! О Аллах, сделай их источающими слёзы с осознанием Величия Твоего! О Аллах, расставь силки Свои для врагов Ислама, занятых расставлением силков для мусульман, да сделай так, чтобы они сами угодили в те ямы, что вырыли для мусульман. О Великий Аллах, высеки их кнутом гнева Своего! Аминь!