Цените молодость!

Всякая хвала Аллаху, одаривающему людей молодостью в качестве милости! Салават и салям Посланнику Аллаха (мир ему и благословение), разъяснившему людям важность добрых деяний, совершенных в молодости, а также его роду и сподвижникам, посвятившим свою молодость и энергию распространению Ислама среди народов.

Молодость – это пора, когда Всевышний больше всего подвергает человека испытаниям. Молодость – это пора, когда человек полон сил и энергии, когда страсти и желания нафса сильны и прелести мира сего более всего притягивают к себе взор человека. Проклятый шайтан, пользуясь всем этим, проявляет особое старание, чтобы сбить с пути Аллаха подрастающее поколение и привлечь его на свой путь. И многие молодые люди, не ведая о коварстве и кознях шайтана, поступают по его указанию и следуют за ним. Поэтому и в селах и городах - везде большинство молодых людей занято услаждением плоти, посещая дискотеки, концерты, кино, рестораны и кафе, разные клубы, бордели и т.д., растрачивая таким образом свою молодость, которая ценнее золота, бриллиантов и других земных драгоценностей. Многие из них также стараются походить на врагов Ислама во всем: и в поведении, и в одежде, и в образе жизни. А молодых людей – парней и девушек, – стремящихся получить необходимые знания, ведущих себя так, как это велят Коран и хадисы, одевающихся согласно требованиям Ислама, посещающих дома Аллаха для совершения намаза вместе с джамаатом и соблюдающих границы, установленные Шариатом, очень мало.

Нет ничего плохого в следовании велениям Аллаха, и нет ничего благого в следовании велениям шайтана. Всевышний Аллах в высокочтимом Коране завещает нам: «Поистине, шайтан – это ваш враг, так враждуйте же с ним!» (Сура «Фатир», аят 6). Большинство же людей сделали шайтана другом и следуют его наущениям.

Всевышний Аллах заключает правдивый завет и исполняет его, сатана же заключает ложный завет и нарушает его. Он зовет людей в Ад, дабы те стали обитателями Ада.

В том же упомянутом аяте Всевышний Аллах говорит (смысл): «Он зовет тех, кто следует за ним, стать обитателями Ада». То есть сатана зовет людей к тому, что навлекает наказание в Аду. Потом шайтан сам будет обвинять тех, кто следовал за ним и оказался в Аду. Об этом в Коране говорится (смысл): «И скажет шайтан, когда попадут в Ад его обитатели и в Рай его обитатели: “Ведь Аллах дал вам правдивое обещание, и я обещал вам и обманул вас. И не было у меня ни силы, ни власти над вами, чтобы принудить вас ослушаться Аллаха, кроме как призывать вас к дурному. Вы подчинились мне, не вините же меня, а вините самих себя. Сегодня нет помощи вам от меня и мне от вас в защите от наказания. Я отрекаюсь от того, что вы сделали меня сотоварищем Аллаха (то есть я отрекаюсь от вашей покорности мне)”. Поистине, для притеснителей, покорившихся шайтану, – наказание мучительное!». (Сура «Ибрахим», аят 22).

Некоторые молодые люди, рассуждающие поверхностно, думают так: почему Аллах не позволяет нам делать все, что хочется, почему Аллах нам запрещает совершать то-то и то-то?

Во-первых, те, кто думает так, подобны детям, которым родители не позволяют все время проводить в играх на улице, делать все что хочется, но заставляют учиться, заниматься полезными делами. Родители воспитывают детей, кормят их, одевают, если заболеют – лечат, принуждая употреблять горькие лекарства или делая уколы. Не все дети понимают, что родители тем самым заботятся о них же, эти дети не хотят утруждать себя и следуют своим желаниям и прихотям. Некоторые из-за своего невежества начинают даже ненавидеть своих родителей, старающихся ради них самих же. Но когда дети вырастают и становятся умнее, они начинают понимать, что родители заботились о них и желали им добра больше, чем они сами. Всевышний же Аллах милостив к нам больше родителей и больше нас самих.

Всевышний Аллах не запретил нам ничего, что не приносит вред сразу или спустя некоторое время нам, или нашим домочадцам, или обществу в целом. Так же Он не возложил на нас ничего, что не приносит нам пользу. Что бы Всевышний Аллах нам ни запретил и что бы Он на нас ни возложил – это является милостью для нас.

Во-вторых, Всевышний Аллах – это Создатель всего сущего, а мы Его создания, Он Властелин, а мы рабы Его, Он создает блага и одаривает нас ими, а мы потребляем эти блага, является теми, кого Он содержит. Если позволить нам творить что хотим, то как же нас испытать тогда, ведь жизнь на этом свете – это испытание для нас? Если мы не будем следовать Его велениям, то как мы можем утверждать, что любим Его? Разве это проявление покорности Ему? И как же мы можем утверждать, что являемся Его рабами?

В следовании по пути Аллаха заключено не только вечное счастье того света, но и счастье этого света. Всевышний Аллах в высокочтимом Коране говорит (смысл): «Кто бы ни уверовал в Аллаха и творил благое, будь это мужчина или женщина, Мы обязательно одарим его красивой, благой жизнью на этом свете и на том свете лучшим воздаянием, соответствующим его лучшему деянию». (Сура «ан-Нахль», аят 96. «Тафсир Сабуки», том 2, стр. 142).

Разве мы не видим, каким бывает конец тех, кто оставил путь Аллаха и провел жизнь в ослушании Ему, творя дурное? Всевышний Аллах в высокочтимом Коране говорит (смысл): «И обязательно дадим Мы им (тем, кто ослушивается Аллаха и не проявляет покорность Ему) вкусить наказание и близкое (на этом свете), помимо наказания великого – наказания того света, - может быть, они обратятся от ослушания и непокорности!» (Сура «ас-Саджда», аят 21. «Тафсир Сабуки», том 2, стр. 505).

Дорогие братья и сестры, я особо обращаюсь к молодым парням и девушкам, Всевышний Аллах не запрещает нам питаться хорошо, одеваться хорошо, отдыхать, наслаждаться жизнью, стремиться к прелестям этого мира, если все это мы осуществим в рамках дозволенного. В высокочтимом Коране говорится (смысл): «Скажи: “Кто вам запретил украшения Аллаха, которые Он низвел для рабов Своих, и добротное, дозволенное, приятное из удела?”» (Сура «аль-А‘раф», аят 32).

Богатство, прелести и услады этого мира, к которым стремится большинство людей, особенно молодежь, подобны миражу – тому, кого одолевает жажда, издалека это кажется водой, а приблизившись, он не находит там ничего.

Дорогие молодые люди, не откладывайте совершение добрых дел на потом, чтобы совершить их в старости! Поклонение, совершенное в старости, бывает старым, а совершенное в молодости – молодым. Воспитание, полученное с малых лет, подобно тому, что высечено на камне, а знания, приобретенные на старости лет, подобны тому, что написано на воде. Кроме того, многие не доживают до старости. Посмотрите на стариков, много ли их вокруг вас. Посмотрите на надмогильные камни, на которых написаны даты рождения и смерти, и вы убедитесь, что большинство людей умирают, не дожив до старости. Поэтому откладывать совершение поклонения Аллаху до старости – это глупость.

Дорогие братья, обратите внимание и на следующее: найдете ли вы старика, который провел свою молодость творя дурное, довольного этим. И найдете ли вы старика, который провел свою молодость творя благое, сожалеющего об этом?

Всемирно известный вали Абдуль-Кадир ас-Сафади в своей известной книге «Сильк аль-‘айн» в стихотворной форме пишет:

«Каков вред от тягот, за которыми следует благо, и какова польза от наслаждений, за которыми следуют мучения?»

Дорогие братья, в этом мире существуют вперемешку добро и зло, блага и мучения, радость и печаль, счастье и горе, наслаждения и трудности, здоровье и болезни, жизнь и смерть, молодость и старость, смех и плач, знание и невежество, богатство и бедность, красота и уродство, авторитет и унижение, царство и рабство, развлечение и скука, любовь и ненависть и т.д. А на том свете эти противоположности будут отделены друг от друга. Добро, благо, радость, счастье, наслаждения, здоровье, жизнь, молодость, знание, богатство, красота, авторитет, царство, развлечение, любовь будут в Раю, а зло, мучения, печаль, горе, трудности, болезни, смерть, старость, плач, невежество, бедность, уродство, унижение, рабство, скука, ненависть будут в Аду. «На обитателей Ада со всех сторон наступает смерть, но они не умирают». Так говорится в высокочтимом Коране. Самым малым мучением в Аду будет, когда под ногами человека поставят два уголька, от жара которых будут кипеть мозги, подобно тому как вода кипит в медной кастрюле, поставленной на сильный огонь. Так говорится в достоверном хадисе, приводимом аль-Бухари и Муслимом. В Раю же будут блага, которых не узрели очи, не слыхали уши и которые не коснулись сердец наших на этом свете. Если обитатель Рая возжелает что-то, тут же это будет доставлено ему. Так говорится в Коране и хадисах. Самым меньшим благом в Раю будет то, что превышает блага, которыми были одарены пятьдесят самых великих правителей этого мира. Так говорится в достоверном хадисе, приводимом Муслимом. Только один платок обитательницы Рая будет лучше мира сего и всего, что в нем. Так говорится в достоверном хадисе, приводимом аль-Бухари и Муслимом. Теперь, дорогие братья, подумайте сами, разве обменяет разумный человек вечное блаженство в Раю на временные услады мира сего и вечные муки в Аду?

Ученые Ислама пишут, что молодость – это одна из ветвей сумасшествия (глупости), и родители должны стараться, чтобы их детей не коснулось это сумасшествие. Именно поэтому наша религия обязывает родителей обучать детей, начиная с семилетнего возраста, иману, Исламу, исламской этике, повелевать им совершать намаз и соблюдать пост, хотя все это на самих детей не возложено как обязанность. Со всех родителей, которые не дали своим детям такое исламское воспитание, в Судный день Всевышний Аллах спросит очень жестко. Даже если родители не обучили детей необходимым исламским знаниям, то по достижении пятнадцати лет они сами обязаны приобретать знания по Исламу и вести себя соответственно. После достижения пятнадцати лет у детей не принимается оправдание, что, мол, родители их не научили.

Ум, знания, счастье, верная дорога – все эти блага люди должны приобретать с малых лет, пока не пришла старость. Так приобрели их и большинство пророков, авлия, имамов и алимов. Наш Пророк (мир ему и благословение) с малых лет был убережен и сохранен в чистоте, был пропитан добрым нравом. В возрасте сорока лет он был одарен пророчеством. Пророк Иса (мир ему) вознесся в небо в возрасте тридцати трех лет. Большинство сподвижников нашего Пророка (мир ему и благословение), когда они, сплотившись вокруг него, распространяли Ислам, были в возрасте от восемнадцати до тридцати пяти лет. Прозванный морем наук нашей уммы знаток толкований Корана Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, все свои знания получил от Пророка (мир ему и благословение) еще до достижения тринадцати лет. Али-асхаб, да будет доволен им Аллах, в восьмилетнем возрасте принял Ислам и с тех пор все время находился рядом с Пророком (мир ему и благословение), призывая людей к Исламу. Абдуллаху, сыну Умар-асхаба, да будет доволен им Аллах, являющемуся одним из семи человек, которые поведали нашей умме самое большое количество хадисов Пророка (мир ему и благословение), и одним из самых великих алимов даже среди сподвижников Пророка (мир ему и благословение), было всего двадцать четыре года, когда умер Посланник Аллаха (мир ему и благословение). Усамату, сыну Зайда, да будет доволен им Аллах, не было и двадцати лет, когда Пророк (мир ему и благословение) назначил его командовать большим войском, отправляющимся на газават против войск Византийской империи. Мус‘аб, да будет доволен им Аллах, которого Пророк (мир ему и благословение) отправил в Медину для призыва людей к Исламу в самом начале, также был еще очень молодым человеком. Любимой жене Пророка (мир ему и благословение) ‘Аишат (да будет доволен ею Аллах!), которая из женщин принесла наибольшую пользу людям и распространяла знания среди людей, было всего восемнадцать лет, когда умер Пророк (мир ему и благословение). Когда имам аш-Шафии получил разрешение на иджтихад и вынесение фетв, ему не было еще четырнадцати дет. Большинство известных истинных алимов и имамов еще до достижения десятилетнего возраста знали Коран наизусть. Ибн аль-‘Уяйна и Ибн аль-Хаджиб стали известными учеными еще до достижения половой зрелости. Асхабуль-кахфи – «люди пещеры», о которых говорится в Коране, все были молодыми людьми. Пророк Ибрахим (мир ему) тоже был еще юношей, когда разбил идолы соплеменников, призывая их к единобожию. Так говорится в высокочтимом Коране. Таких примеров можно привести десятки. Именно поэтому Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Аллах не наделяет знаниями раба Своего, кроме как в молодости, и все благое заключено в молодости». Кто не опомнился и после достижения сорока лет, тот является весьма заблудшим и несчастным человеком. Так пишется в книгах. Имам аль-Газали пишет, что невежество невежды по мере старения возрастает. Кто глуп в молодости, с годами его глупость только усиливается. Всемирно известный суфий, великий мудрец Таджудин ибн ‘Атаиллах пишет в своей «Книге мудростей»: «У кого начало яркое, у того и конец бывает ярким».

Конечно, есть и такие, которые вступили на стезю добра в старости. Но это редкость. Того, что происходит редко, как бы не существует, и исходя из этого решения не выносятся.

О важности и высокочтимости проведения молодости на пути Аллаха говорит и достоверный хадис Пророка (мир ему и благословение), приводимый имамом Муслимом. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «В День Суда, когда не будет иной тени, кроме сени Аллаха, семеро будут под сенью Аллаха. Это справедливый правитель, молодой человек, который вырос в поклонении Аллаху…» Обратите внимание, из семи избранных категорий людей, которые будут находиться в День Суда под сенью Аллаха, молодые люди, которые выросли поклоняясь Аллаху, названы вторыми после справедливых правителей.

В достоверном хадисе, приводимом имамом Хакимом, тоже говорится: «Воспользуйтесь пятью состояниями, пока не наступило пять других состояний: воспользуйтесь молодостью, пока не наступила старость, здоровьем, пока не заболели, богатством, пока не стали бедными, свободным временем, пока не стали занятыми, и жизнью, пока не умерли».

В достоверном хадисе, приводимом Баззаром и Табарани, также говорится: «Не шевельнется раб в Судный день, пока не ответит на четыре вопроса: на что потрачена жизнь, на что потрачена молодость, как приобрел имущество и на что потратил его и как поступил со знаниями».

Всемирно известный вали, великий суфий Абдул-Кадир ас-Сафади пишет: «Если ты не займешь свой нафс добрыми деяниями, то он увлечет тебя к деяниям дурным. И степень твоего воздержания от дурного соответствует твоей степени перед Аллахом». А русская поговорка гласит: «Свято место пусто не бывает».

В достоверном хадисе говорится: «Отречение человека от всего, что не несет ему пользы, – из совершенства его Ислама (религии)».

В деле занятия нафса своего благими деяниями наиболее эффективным средством является вступление под духовную опеку истинного духовного наставника. Известный исламский ученый нашего времени аш-Шайх Абу Зухрат Мухаммад также пишет, что молодые люди в наше время не в силах оберегать свой нафс от увлечения страстями, кроме как вступив под духовную опеку истинного наставника.

Да поможет Аллах всем мусульманам провести свою жизнь на пути, которым бывает доволен Он Сам. Аминь!