Истихарат – намаз, совершаемый для принятия решения

Тем, кто намерены что-то предпринять, но сомневаются, не знают, к чему это приведёт, каким будет конец и стоит ли вообще начинать, Пророк (мир ему и благословение) советовал совершить намаз-истихарат. Слово «истихарат» означает выбор лучшего решения (варианта).

Этот намаз состоит из двух рака’атов. Намерение произносится так: «Я намерен совершить двухракаатный намаз-истихарат». В первом ракаате после суры «аль-Фатиха» читают «аль-Кафирун», во втором – «Ихляс». Кто в состоянии – в первом ракаате перед «аль-Кафирун» может читать и аят «Вараббунаяхлуку...» до конца, а во втором перед «Ихляс» – аят «Вамаканалиму’мин...» до конца. Это лучше, и вознаграждение за это будет большим. Но при незнании их можно и не читать.

Затем, как учил Пророк (мир ему и благословение), или в суджде (земном поклоне) последнего ракаата, или после чтения «Ат-тахияту», до или после «Салама», читают молитву (ду‘а):

اللَّهُمَّ إِنِّي أَسْتَخِيرُكَ بِعِلْمِكَ وَأَسْتَقْدِرُكَ بِقُدْرَتِكَ وَأَسْأَلُكَ مِنْ فَضْلِكَ الْعَظِيمِ فَإِنَّكَ تَقْدِرُ وَلَا أَقْدِرُ وَتَعْلَمُ وَلَا أَعْلَمُ وَأَنْتَ عَلَّامُ الْغُيُوبِ اللَّهُمَّ إِنْ كُنْتَ تَعْلَمُ أَنَّ هَذَا الْأَمْرَ خَيْرٌ لِي فِي دِينِي وَمَعَاشِي وَعَاقِبَةِ أَمْرِي فَاقْدُرْهُ لِي وَيَسِّرْهُ لِي ثُمَّ بَارِكْ لِي فِيهِ وَإِنْ كُنْتَ تَعْلَمُ أَنَّ هَذَا الْأَمْرَ شَرٌّ فِي دِينِي وَمَعَاشِي وَعَاقِبَةِ أَمْرِي فَاصْرِفْهُ عَنِّي وَاصْرِفْنِي عَنْهُ وَاقْدُرْ لِيَ الْخَيْرَ حَيْثُ كَانَ ثُمَّ ارْضِنِي بِهِ

(«О мой Аллах, я прошу Тебя выбрать лучшее Твоим знанием, я прошу силы от Тебя посредством могущества Твоего, поистине, Ты можешь, а я не могу, Ты знаешь, а я не знаю. О мой Аллах, поистине, моё дело, намерение (здесь упоминается то, что вы намерены сделать), если полезно для меня, моей религии, для мирских дел, для исполнения моих планов будущих и настоящих, то сделай это судьбой для меня и ниспошли мне благодать (баракат) в этом деле и облегчи мне его совершение. А если это дело (здесь также упоминается то, что вы намерены сделать) вредно для меня и моей религии, для мирских дел моих, для моих планов будущих или настоящих, отврати его от меня и приблизь то, что лучше, где бы оно ни было, и удовлетвори меня этим»).

Эта молитва приведена в хадисе, переданном имамами Бухари, Абу-Давудом, Тирмизи и другими.

Является сунной воздание хвалы Аллаху и благословение Пророка (мир ему и благословение) в начале и в конце этой молитвы.

Если после этого твоё сердце склонилось к тому, чтобы совершить задуманное, – сделай это, в нём ты найдёшь благословение (баракат). Если же тебе при этом не захотелось делать это – не делай, в этом тоже будет баракат. Если же сердце твоё при этом не склонилось ни к тому, ни к другому решению, соверши намаз и прочти ещё раз ду‘а.

В книге «Итхаф» говорится, что лучше повторить этот намаз семь раз. Если и после многократных намазов-истихарат сомнения не разрешены, то лучше отложить задуманное, а если нет возможности отложить, то соверши на своё усмотрение, полагаясь на Аллаха.

Если, вступая в любой намаз, будь он обязательным или дополнительным, иметь намерение одновременно и для намаза-истихарат, то этот намаз включает в себя и намаз-истихарат и после этого намаза читают ду‘а истихарата.

Имам Навави говорит, что если после любого намаза прочитать ду‘а истихарата, то намаз-истихарат как сунна тоже считается исполненным. Если нет возможности совершить намаз, то можно прочитать только эту молитву, и это тоже – истихарат.

Имам Навави ещё сказал: «Тот, кто совершает истихарат, не должен приступать к нему, заранее склоняясь к одному из решений. Он должен быть уверен, что всё в воле Аллаха, и должен приступить к истихарату с намерением, чтобы Аллах помог выбрать одно из решений. Стоять же перед Аллахом следует с благоговением, выражая просьбу и свою нужду в Нём».

Для совершения Хаджа, умры, газавата и других деяний, которые Шариат вменяет мусульманам в обязанность, истихарат не делают. Но можно делать истихарат для определения времени их совершения, если данное деяние можно совершить и попозже.

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Обращение к Аллаху с просьбой для выбора лучшего решения – это из счастья для человека». Хадис приводят Ахмад, Абу Я‘ла и Хаким.

Ещё в хадисе, приводимом Табрани, говорится: «Кто совершит истихарат, тот без ответа не останется; кто посоветуется, тот не опечалится».

Бухари (да будет доволен им Аллах) приводит от Жабира: «Посланник Аллаха  обучал нас истихарату так же, как обучал читать суры из Корана».

Мухйиддин Араби (да будет доволен им Аллах) говорит: «Людям Аллаха лучше выделить в сутках определённое время для совершения намаза-истихарат». Там же он пишет, как читать молитву («Итхаф», т. 3, стр. 775).

Да поможет нам Аллах. Амин.