Люди как препятствие на пути поклонения Всевышнему

Тому, кто решил посвятить себе полному служению Аллаху следует отдалиться от людей. И это по двум причинам:

первая причина: поистине, люди отвлекают тебя от поклонения Всевышнему Аллаху, более того, они отвергают от поклонения и даже ввергают тебя в скверное, греховное и в погибель.

Хатамуль Асам сказал: «Я обращался к людям с пятью просьбами, но они не ответили ни на  одну  из них: я просил у них, чтобы они поклонялись Всевышнему Аллаху и были отрешенными от мирского, но они не сделали это. Я просил их, чтобы они были довольны мною, когда я сам поступаю так, но они отказались (т.е. не были довольны тем, что я поклоняюсь Аллаху и отрешен от мирского). Я просил их, чтобы они хотя бы не отвергали отрывали, не мешали мне поклоняться Аллаху и быть отрешенным от мирских  благ, но они отвергали меня от этого не вняли моим словам. Я просил их, чтобы они не призывали меня к совершению грехов и не враждовали со мной из-за моего поклонения Аллаху и отрешенности от мирского, но они начали со мной враждовать. Тогда я отдалился от людей, и в уединении занялся поклонением Всевышнему Аллаху, отрекшись от мирского». 

Передали от Абу Убайда: «Я не встречался с учеными-мудрецами, кроме как последние слова, которые они мне говорили, были: если ты возлюбил то состояние, когда люди не знали бы тебя (т.е. не стремишься к известности) – это признак того, что Всевышний Аллах заботится о тебе».

Вторая причина из-за чего тебе следует отдалиться от людей: поистине, люди портят те немногие благие деяния, которые ты смог совершить, ибо, когда ты встречаешься с людьми, в твоем сердце возникает желание совершать деяния напоказ  и приукрашивать свою внешность и речь ради них. Действительно правду сказал Яхья ибн Мааз ар-Разию: «Встреча с людьми – это ковер показности (т.е. это является причиной совершения деяний напоказ)».

Если кто-то спросит: «А что вы скажете о посещении брата по вере  и встрече с  друзьями?», то знай: совершение зиярата к брату по вере является одной из драгоценных жемчужин Всевышнего Аллаха. В этом есть много пользы, есть радость и благо для сердца, но при соблюдении двух условий:

первое – соблюдение разумных границ в этом, т.е. не посещать слишком часто и долго;

второе – соблюдение этики зиярата, т.е. остерегаться рия‘, приукрашивания ради людей, пустословия, хулы и тому подобных грехов. Если не будешь соблюдать эти условия – то ты и твои братья попадут под наказание Всевышнего Аллаха.

Однажды Фузайл и Суфьян, да смилуется Аллах над ними, вели беседу о своей жизни и оба расплакались. Затем Суфьян  сказал: «о Абу Али, я думаю, что мы не были на маджлисе более полезном, чем этот». Фузайл (да смилуется Аллах над ним) ответил: «А я думаю, что я не был на маджлисе, за который я более опасаюсь».  Суфьян спросил: «Как это, о Абу Али?». Фузайл ответил: «Разве ты не стараешься приукрашивать свою речь и опираешься на это, как на благое деяние. И я также высказываюсь лучшими речами, приукрашивая ее, и таким образом хочу показаться тебе хорошим, а ты стараешься показаться хорошим передо мною». Тогда Суфьян расплакался еще больше.

Поэтому, о мой брат, пусть твои встречи с братьями по вере будут не очень частыми и обдуманными, чистыми от того, что мы здесь упомянули и тогда ваши встречи не обернутся вам смутой и приносящими вред, наоборот, вы получите огромную пользу и большое воздаяние!

Если ты спросишь: «Что поможет мне сторониться людей, и пребывать в уединении?», то знай – тебе в этом помогут три обстоятельства:

первое: занимать все свое время поклонением Всевышнему Аллаху, ибо это не даст тебе возможности общаться с людьми без особой необходимости. Знай, что такое общение, развлечение с людьми является признаком банкротства, духовного опустошения.

второе: ни в чем не опираться на людей. Если у тебя будет крепкое вероубеждение в  том, что все находится во Власти Всевышнего Аллаха – сердце твое освободится от мыслей о людях.

третье: размышление о том, какой вред можно получить от людей и представление этого в своем сердце время от времени.

Поистине, если ты будешь усердствовать в соблюдении  вышеупомянутых трех  важных правил – это отдалит тебя от людей и приведет к вратам милости Всевышнего Аллаха, ты полюбишь Его и займешься поклонением Ему.

Материал подготовлен по книге имама Аль-Газали «Минхаджуль-абидин»




Абу Убайда Касим ибн Салам – большой ученый, хафиз, мухаддис, мужтахид.  Учился у Имама аш-Шафии

Один из больших авлия, проповедник,умер в Нисабуре 258г. по хиджре