Насколько необходим человеку духовный наставник?

Вопрос: Один человек постоянствует в поклонении Аллаху, совершая пятничные и коллективные намазы, поминая Аллаха и читая Коран. Он это сделал для себя вирдом утром и вечером самостоятельно, без устаза (духовный наставник). Бывают ли его старания напрасными? Говорят, что тот, у кого нет шейха, его шейхом становится сатана (шайтан), что его хорошие деяния портятся, его старания бывают напрасными, это правда или нет? И что говорит ахлу тасаввуф насчёт этого? Если это так, то каков смысл слов Всевышнего Аллаха «Поистине мы не портим воздаяния праведных». В другом аяте сказано: «Кто сделает благое размером с пылинку, за это ему воздаётся».

Ответ: Поистине тот, кто искренен в поминании Аллаха, в поклонении,  его деяния напрасными не бывают, даже если оно совершалось без шейха, но вступивший на путь познания Аллаха  самостоятельно, в большинстве случаев не может побороть пороки, которые лишают человека искренности в своих деяниях. Наоборот, он видит, что из-за деяний он получает вознаграждения, и он надеется спастись этими деяниями. Он забывает о милости Аллаха, и он не знает, что большинство его деяний бывают причинами для наказания,  из-за того что он видит свои деяния искренними, гордится тем, что он делает и видит, что он лучше, чем тот, кто этого не совершает. Один из познавших Аллаха сказал: «Тот, кто видит в своей искренности искренность, его искренность нуждается в искренности».

Также должны знать, что вознаграждение за деяния даётся смотря на намерение человека, а не из-за его деяний.

В хадисе сказано: «Поистине, деяния рассматриваются по намерениям», т.е. вознаграждения за деяния даются из-за намерения, но не из-за хороших поступков.

Цель познавших Аллаха – искреннее поклонение. Стремление получить награду за хорошие поступки для них подобно поклонению идолам. Об этом говорит имам Шарани в книгах «Латаифуль Минан» и «Лавакихуль Анвар». Благие  деяния возле хороших  людей являются плохими деяниями для  приближённых к Всевышнему.

Человек, вступивший на путь познания Аллаха  и воспитания своей души,  не замечает тонкости показухи. Как мы не видим муравья, двигающегося в тёмную ночь, так и показуха скрыта. Это часто приводит к духовной гибели. У мюрида в каждой степени из степеней есть отведённые, специальные деяния, соответствующие его уровню, не совершив которых, он не может перейти к другим. А если он перейдёт, он получит понижение и падает со степени. Ведь шайтан движется в человеке, словно кровь по венам. Сатана усердствует в заблуждении раба Всевышнего и его нафс бывает повелевающим плохое и подчинённый сатане. Человек, не вступивший на путь познания, видит плохое хорошим и совершает его, также видит хорошее плохим, и сатана, внушая ему васвас, остерегает его от совершения хорошего. Этот раб не доходит до цели, и сатана тянет его  к своему пути, становится его «шейхом», управляя этим рабом, как захочет.

Ещё сказано: «Воспитание  души без шейха приводит только к сомнениям и наущениям».

В книге «Фаджрульмунир» Ахмад Рифаи сказал: «Кто вступит в путь познания Аллаха сам, тот растеряется в первых же своих шагах».

В книге «Их’я» сказано: «Мюрид нуждается в шейхе, за которым следуют, который наставляет на правильный путь. Поистине,  пути религии глубокие и также есть множество путей сатаны. Тот, у кого нет шейха, который наставляет его, то шайтан, несомненно ведёт его по своему пути. Тот, кто ходит по краю обрыва без поводыря, обрекает себя на явную гибель».

И то, что говорят, у кого нет шейха его шейхом становится шайтан – это истина, которая установлена в книгах тасаввуфа таких, как знаменитая книга Имама Кушайри «Рисала», «Итхафшархуль Их’я» и другие.

Причина того, что у тех, у кого нет шейха, портятся хорошие деяния в том, что в большинстве случаев у таких людей отсутствует искренность и это – путь сатаны. И деяния,  в которых нет искренности, не бывают теми хорошими деяниями, за которых даётся вознаграждение.

Автор книги «Римаххизбу Рахим» пишет: «Поистине, зикру, который принимается возле приближённых к Аллаху  и зикру, с которым мюрид получает откровение сердца, доходит  до Аллаха, это зикру, взятый с разрешения, и то, что внушил шейх, который является унаследовавшим, дошедшим до Аллаха и который обучает других, его обладатели и его путь  связаны с нуром Пророка (мир ему и благословение), но не тот зикр, что взял человек самостоятельно, такой зикр не раскрывает сердце человека.

Далее автор книги «Римаха» говорит: «Ты знай, зикру, который человек взял не от шейха, то обладатель такого зикру ближе к гибели, чем к сохранности, особенно если его вирдом будут  имена  Аллаха».

Шейх Ахмад бин Мубарак рассказал, как он услышал от шейха Абдулазиза  о тех, кто сделали себе вирдом поминание имён Аллаха. Шейх Абдулазиз  сказал: «Если они получили их от шейха, познавшего Аллаха, то это им не повредит, а если взяли от непознавшего Аллаха,  то это навредит им. Я спросил: «Почему так, в чём причина?» Абдулазиз сказал: «В прекрасных именах Аллаха есть нур от Аллаха. Если  ты произносишь имена Аллаха, если с этим именем будет Его нур, который ограждает от шайтана, то не вредит. А если с этим именем не будет нур, который ограждает от шайтана, то там присутствует шайтан и вредит рабу. А когда шейх бывает познавшим Всевышнего Аллаха, и находится в постоянном хузуре, то  он обучает мюрида  имени Аллаха вместе с нуром, который ограждает мюрида  от шайтана. Таким образом, мюрид поминает прекрасные имена Аллаха, и нет вреда».

Наш шейх сказал: «Для человека есть обязанности, т.е возложенные на него различные решения, хукму Шариата, содержащееся в  Коране и в хадисах благословенного Пророка (мир ему и благословение). Человек должен постоянствовать, совершать их, так как он может. И вместе с этими постоянно поминая зикру. Когда говорим зикру, мы имеем ввиду то, что дал шейх, познавший Аллаха, но не то, что человек взял сам себе, т.е. своим выбором. Необходимо также постоянно связывать сердце с истинным устазом. Лишь усердствуя в этом, раб достигает «ас-сиру раббани», то есть божественной тайны, и великого очищения, о котором говорилось вначале.

В книге «Тухфатуль Ихван» говорится: «Пятая основа истинной богобоязненности – это постоянство в зикре, которому обучил истинный устаз. Не надо заниматься чем-то, кроме особых вирдов тариката устаза, без его разрешения». Далее сказано: «Также одним из адабов мюрида является постоянство в вирде, который дал устаз. Воистину, духовная помощь устаза заключена в вирде, который он даёт своему мюриду. И устаз перестаёт оказывать духовную помощь тому, кто прекратит совершать установленное. Как такой человек достигнет успеха в тарикате?»

Что касается этики мюрида по отношению к себе, чтоб он не занялся ничем кроме как совершения тарикатских вирдов и чтобы он совершал то, на что устаз дал разрешение.

Саййид Мухаммад Гавс в книге «Джавахир» пишет: «Общее зикру –  это слова шахады  и другие виды тасбиха. А особому зикру обучает шейх муршид, который знает, как лечить нафс человека. И от такого зикра больше помощи для удаления преград, если его совершать постоянно с хузуром. 

В книге «Ататавурат» написано: «Знай, что человеческое сердце наполнено пороками, которые у сынов Адама проявляются в мерзких поступках. Поэтому человек обязан очистить своё сердце при помощи обучения зикру у совершенного шейха и вступить таким образом на путь очищения сердца, который в наибольшей степени подходит для этого, ведь, следуя ему, мюрид приобретает похвальные нравственные качества и нур.

В Коране Аллах говорит (смысл): «И стал счастливым тот, кто очистил его ».

Таким образом, любой, кто станет очищать нафс от пороков при помощи явного тавхида (то есть слов «Ля иляха илля ллах»), увидит дерево единобожия светом, который наполняет его ветви плодами в самом человеке в соответствии с его духовной подготовленностью. Затем он увидит небеса, полные духовных звёзд, и луну, свободную от духовных туч. Он увидит сады, горы, духовные источники и многое другое. Мюрид в своём поиске, очищаясь от пороков, должен бояться Аллаха, пока сердце мюрида не озарится теми нурами Всевышнего, о которых мы писали чуть выше. Тогда некоторые его поступки растворятся в нуре действий Аллаха. И на этом пути в человеке (в зависимости от его духовной степени) начнут проявляться похвальные нравственные качества, например, безграничное упование на Всевышнего.

В книге «аль-Хуласатуль Мардия» написано: «Шейх Джибриль аль-Хармабази, да помилует его Аллах, сказал: «Это основа основ, которую необходимо соблюдать. Зикр, полученный не от устаза, не доводит до цели, хотя и приносит небольшую пользу. Нужно получить зикр через талкын от истинного наставника, чья цепочка преемственности восходит к Пророку (мир ему и благословение).

Дай  Аллах  нам тавфик следовать за истинными, познавшими Аллаха шейхами! Амин!

Из книги «Буружуль Мушайяда»