Порядок и этика заворачивания покойного в саван

Желательно (сунна) ароматизировать саван и тело покойного благовониями, в частности, части тела, касающиеся пола (земли) при совершении земного поклона в намазе, широкой полоской ткани завязать его таз и закрыть ватным тампоном все отверстия на его теле. Также сунной является окуривать благовониями покрывало (для этого существуют специальные свечки). На это есть указания в Сунне. В хадисе, переданном аль-Байхаки, сообщается от Джабира, что Посланник Аллаха(мир  ему и благословение) сказал: «Когда будете умащать благовониями умершего, то делайте это трижды». Это делается в следующем порядке.

Порядок окутывания мужчины

1. Перед оборачиванием тела умершего на чистое  место расстилают одеяло или ковер. На ковёр обычно кладут полиэтилен и поверх этого расстилают все три покрывала (лифафа), одно за другим, и ароматизируют их благовониями, т. е. вначале раскладываем самое красивое и широкое покрывало и рассыпаем на него что-либо с приятным запахом (гвоздику, камфару). На него сверху расстилаем второе по красоте и величине покрывало, которое тоже ароматизируется, и далее расстилаем третье покрывало и на него также рассыпаем то же самое. (Поверх лифафы стелют рубаху (камис), если таковая есть, в развёрнутом виде, также ароматизируя её.)

2. Затем (при необходимости, подложив под  умершего на уровне пояса кусок ткани длиной 1,5 метра, берут умершего за голову, талию (за ткань) и за ноги) аккуратно укладывают его на развёрнутый и подготовленный саван так, чтобы он лежал на спине. Ароматизируют тело благовониями, ссыпая на него гвоздику. Чтобы рот не открывался, подвязывают подбородок (это можно сделать и заранее).

3. Затем укладывают обе руки покойного на его груди так, чтобы левая рука была снизу, а правая – сверху, или же можно их укладывать и по обоим бокам вдоль тела.

4. Далее, рассыпав на вату благовония (гвоздику), кладут её на части тела, касающиеся пола (земли) при совершении земного поклона в намазе (лоб, ладони обеих рук, колени и нижние части стоп обеих ног). Также желательно, проароматизировав вату гвоздикой, закрыть ею все отверстия на теле (нос, уши, глаза, рот, передний и задний проходы).

5. И широкой полоской тканью крепко завязываем его таз.

6. После этого оборачиваем его тело в покрывала, одно за другим: сначала заворачивают в верхнее покрывало правую часть тела, затем оборачивают левую сторону. Таким же образом окутывают и в остальные два покрывала. Затем завязывают узлы у головы и у ног (можно и у пояса), дабы покрывала не развязались и не открылись при перенесении тела покойного на кладбище. Посему, как мы упоминали, покрывала для савана должны быть немного длиннее, чем тело покойного. Эти узлы развязывают после опускания тела в могилу, за исключением узла на поясе, и кладут их в могилу к ногам усопшего.

7. Обмывавшие тело умершего читают мольбу и прощаются с ним.

8. Выносят умершего из дома головой вперед. Если данный пункт не выполнен, то это не нарушит правила похоронного обряда.

Если не хватает ткани, то важнее прикрыть голову, а ноги следует прикрыть чем-нибудь другим, например, травой или сеном, как об этом говорится в хадисе. Хаббаб рассказывал: «Когда Мус‘аб был убит в день битвы при Ухуде, у нас не нашлось в качестве савана ничего, кроме его плаща, однако, когда мы покрывали им голову, неприкрытыми оставались ноги, когда же мы покрывали им ноги, то неприкрытой оставалась голова, и тогда Пророк (мир ему и благословение) велел нам прикрыть его голову, а на ноги набросать душистого тростника» (имамы аль-Бухари и  Муслим).

Использовать гвоздику в качестве средства для умащивания покойного желательно (сунна), а некоторые учёные-богословы говорят, что это даже обязательно (фарз). Следует похоронить умершего как можно скорее.

Порядок окутывания женщины

Окутывая женщину, вначале стелют два самых больших покрывала (лифафы), далее надевают на покойную изар – материал, закрывающий тело от пупка до колен, затем надевают рубаху (камис), её волосы заплетают в (две или три) косы и кладут сверху на рубаху (на груди), затем голову и волосы покрывают платком (химар), далее, как и мужчину, заворачивают её в верхнее покрывало, а затем и в нижнее (лифафа).

О надписях на саване

Исламские ученые сообщили, что в могилу, кроме тела, завёрнутого в саван, ничего класть нельзя. Учёные особо предостерегли мусульман от того, чтобы класть в могилу рядом с телом листы, на которых написаны аяты из Корана или Имена Аллахa, или что-либо другое, почитаемое в нашей религии так, чтобы их касались нечистоты. Запрещено также писать аяты Корана на одеянии умершего.

Данный запрет связан с тем, что тела людей (кроме некоторых случаев) в могиле разлагаются, при этом выделяются различные грязные вещества. Необходимо заботиться о том, чтобы уберечь религиозные тексты от этих веществ.

Объясняя данный запрет, учёные-теологи приводят рассказ, переданный теологами, о благочестивом поступке человека, который был большим грешником (употреблял спиртное и не соблюдал обязанностей). Однажды он нашёл на дороге, в грязи, кусок бумаги, на котором было написано Имя Аллаха (некоторые сообщают, что это был лист из Корана), поднял его, очистил и сохранил. Этот человек был мусульманином, и его вера привела его к совершению доброго поступка. Следствием этого благодеяния стало то, что Всевышний даровал ему Рай. Каждому из нас необходимо заботиться об уважительном отношении ко всему, что связано с нашей религией, важно придавать большое значение запретам Создателя, бояться нарушить их.

Итак, писать на саване аяты благородного Корана и слова поминания Всевышнего (зикр, тасбих) является запретным, ибо их необходимо оберегать от продуктов разложения. Однако дозволяется писать подобный текст и класть лист так, чтобы его не касались нечистоты, т. е. поместить в

какое-либо керамическое или стеклянное, или свинцовое приспособление, что позволит оберегать от нечистот.

В хадисе Пророка (мир ему и благословение), переданном ат-Тирмизи, говорится: «Если, написав эту (нижеследующую) мольбу, поставят её на грудь умершего и завернут в саван, то его не постигнет наказание и он не увидит ангелов Мункара и Накира».

Вот эта мольба:

 «Нет ничего достойного поклонения, кроме Одного Единственного Бога – Аллаха, у которого нет сотоварищей, Ему принадлежит все царство и всякая хвала, нет божества, кроме Него, и нет силы и мощи воздерживаться от плохого и совершать благое, кроме как от Великого Аллаха».

Так пишется в книге «Джамал».

Однако бумагу с этой мольбой необходимо положить в герметичную ёмкость, например, стеклянную бутылочку, для защиты от нечистот.

Наш господин Сальман аль-Фариси передал, что если, нижеприводимый текст, поместить в саван покойного, то он будет защищён от сжимания могилы и допроса ангелов Мункара и Накира. Однако опять-таки её необходимо поместить в какое-либо приспособление, дабы оберегать от нечистот. Приведем эти строки:

«О Аллах, усмиряющий и покоряющий всякого могущественного, притесняющего путём ниспослания на него смерти, посредством сияния (нура) Своей Сущности, защити меня от огня Ада! Те, кто любит меня, мои помощники, друзья и знакомые передали меня к Тебе! Они оставили меня под каменными глыбами, в одиночестве и печали, на дне скучной, пыльной и мрачной ямы!

Я стал Твоим гостем, о наищедрейший Творец, и в долгу перед Тобой! Ты же, Господь мой, самый милостивый к Своим гостям и оказывающий лучшее гостеприимство! А гостеприимство, в котором нуждаюсь я от Тебя, – это прощение моих грехов, чтоб тем самым, обретя спасение, прийти к Тебе, о наилучший из прощающих!».

Есть еще и другая, более длинная молитва, которую обычно мусульмане кладут на грудь своему умершему. Все эти молитвы мы приведем в приложении в конце книги на отдельном листе, чтобы для каждого читателя удобно было их отрезать и использовать.




Всевышний по Своей Милости сохраняет от разложения тела пророков, шахидов и некоторых из великих авлия (святых праведников).