Условия чистой воды по мазхабу имама аш-Шафии

Очищение – это слово охватывает малое омовение, большое омовение, удаление нечисти, таямум. Начнём с разъяснения о чистой воде, которая является основой всех очищений. На это указывает аят Священного Корана: (смысл) «…Мы низвели с неба чистую воду, которая очищает от грехов и от грязи» (сура  аль-Фуркан, аят 48). Для удаления нечисти, совершения малого и большого омовения необходима чистая вода, и чистая вода – это та, которую в действительности можно назвать водой, не связывая её ни с чем посторонним.

Вода, измененная каким-либо посторонним веществом, в котором нет необходимости, невозможно назвать чистой водой, даже если смешанное вещество не считается нечистым, она не пригодна для какого-либо очищения. Попадание в воду постороннего, но при этом чистого само по себе вещества в малом количестве, которое не изменяет воду, не препятствует называть её чистой водой,  такая вода пригодна для очищения. Также чистой водой считается та вода, которая изменена глиной, мхом, серой, мышьяком, точнее всем, что бывает в реках, озёрах и т.д. Также вода, изменённая твёрдым, чистым телом, тоже считается чистой, к примеру, это могут быть палки, масло чистое, будь оно с ароматом или без аромата.

Глина, брошенная в воду или же принесённая ветром, тоже не препятствует считать её чистой. Вода, нагревшаяся под солнцем в железном сосуде, является нежелательной для очищения, потому что жар солнца выделяет из железа химическое вещество, которое оседает на поверхности воды и при прикосновении кожи тела оно задерживает кровообращение, и тем самым вызывая опасность заболевания проказой, в отличие от воды, нагретой обычным огнем, в такой воде нет никакой нежелательности и вреда.

Вода, использованная для обязательного омовения, будь оно большое или малое, не является очищающей, потому что сподвижники Пророка (мир ему и благословение) не собирали такую воду, будучи в путешествии, когда чистой воды было недостаточно для омовения, они переходили на таямум. Вода же, использованная для желательного омовения, является очищающей. Если собрать воду, использованную для обязательного омовения, и количество собранной воды достигнет 216 литров, то она становится очищающей, т.е. пригодной для омовения. Также если собрать воду, загрязнённую нечистью, довести её количество до 216 литров и при этом у неё не будет изменён ни цвет, ни вкус, ни запах, то такая вода тоже считается очищающей. Вода в количестве 216 литров и больше, с попаданием туда нечисти не загрязняется, если у неё не изменился ни цвет, ни вкус, ни запах, об этом говорится в священном хадисе: «Когда вода достигает 216 литров, на неё не влияют нечистоты». А если же у воды в количестве 216 литров попаданием в неё нечисти изменится цвет или вкус, или запах, то она, безусловно, считается нечистой. Говорится в хадисе: «Вода не становится нечистой, кроме как, если изменится её вкус или цвет, или запах». А если очищение этой воды произошло само по себе, к примеру, из-за того, что долго стояла или она очистилась из-за добавления в неё чистой воды, то в этом случае она считается чистой. А если это изменение произошло из-за добавления туда каких-либо ароматических веществ вроде благовоний или ароматного масла, то в этом случае вода не очищается. Вода же, не достигшая 216 литров, загрязняется при попадании в неё нечисти и в ней не рассматривают изменения запаха цвета или вкуса.

Если в загрязнённую воду долили ещё чистой воды, но при этом она не достигла 216 литров, то она не очищается. Из всей нечисти исключают мертвечину, у которой при жизни, если оторвать какой-либо орган, не течёт кровь, к примеру, оса или навозный жук и подобные им. Попаданием в воду такой мертвечины или даже если она умрёт в воде, эта вода не загрязняется, так как сохранить воду от попадания подобной нечисти крайне тяжело, но если такой мертвечины будет много, и вода изменится, то тогда вода тоже становится загрязнённой.