Зависть съедает благое и ведёт к совершению грехов

Что касается зависти, то она портит благие деяния и приводит к совершению грехов. Это – трудноизлечимая болезнь, из-за которой попали в беду чтецы Корана и учёные мужи, не говоря о простых людях и невеждах.

Разве ты не слышал о том, что сказал Посланник Аллаха (мир ему и благословение): «Шесть категорий людей войдут в Ад из-за шести качеств: те из арабов, которые гордятся своей родословной; правители – из-за несправедливости; богатые – из-за гордости; торговцы – из-за обмана; жители небольших сёл из-за невежества; учёные – из-за зависти».

Как видим, зависть – настолько скверное качество, что даже учёных приводит в адский огонь, поэтому следует постараться очистить от него сердца. Ты знай, зависть является причиной пяти бед:

во-первых: зависть портит благие поступки. Посланник Аллаха (мир ему и благословения) сказал: «Зависть пожирает благие деяния подобно тому, как огонь сжигает дрова».

во-вторых: зависть подталкивает к совершению грехов, как сказал Вахб бин Мунабах  (да будет доволен им Аллах): «Завистник имеет три признака: когда он встречает человека, которому завидует – завистник обращается к нему вежливо и подхалимничает ему, когда тот удаляется – завистник хулит за его спиной, а когда же того настигает беда – завистник злорадствует».

 Тебе будет достаточным, чтобы узнать о вреде зависти то, что Всевышний Аллах повелел нам остерегаться от вреда завистника подобно тому, как повелел нам остерегаться от проклятого сатаны:

وَمِن شَرِّ حَاسِدٍ إِذَا حَسَد وَمِن شَرِّ النَّفَّاثَاتِ فِي الْعُقَد

Смысл: «…и остерегаюсь с помощью Аллаха от вреда колдунов, дующих на узелки, и от вреда завистника, когда он завидует». (Коран 113:5)

Посмотри, какой большой вред и несчастье несёт с собой завистник, что Всевышний Аллах поставил его на один уровень с колдунами и сатаной, от вреда которых невозможно уберечься, кроме как с Его помощью!

в-третьих: это – утомление и беспокойство для завистника, от которых ему нет никакой пользы. Более того, зависть является большой тяжестью и грехом, как об этом сказал ибн Саммак  (да будет доволен им Аллах): «Я не видел залима  более похожего на мазлума,  чем завистник. Он – низкий и безрассудный человек, постоянно пребывающий в печали».

в-четвертых: сердце завистника ослепляется, он не понимает мудрости, заключённого в решениях и созданиях Всевышнего Аллаха. Суфяну Саври  сказал: «Усердствуй в долгом молчании – обретёшь богобоязненность, не будь алчным – будешь сохранённым, не будь грубым – сохранишься от вреда языков людей, не завидуй – будешь умным и проницательным».

в-пятых: завистник остаётся лишённым всякого блага, он низок перед людьми и не получает помощи от них. Он не достигает своей цели и не побеждает своих врагов, как об этом сказал Хатам аль-Асам (да будет доволен им Аллах): «Тот, кто не желает людям добра – он не является религиозным человеком. Тот, кто делает упрёки людям, не является поклоняющимся, праведным человеком. Сплетник и хулящий за спинами людей не является доверенным человеком. А завистник не получает помощи».

Я скажу: «Как же может  завистник достичь желаемого, в то время как его целью является, чтобы мусульмане лишились благ, данных им Всевышним Аллахом?! Как же он одержит победу над врагами, в то время, как его врагами являются верующие рабы Всевышнего Аллаха?!».

Как  прекрасно сказал Абу Якуб  (да будет доволен им Аллах): «О Аллах, дай нам силы проявлять терпение при увеличении благ Твоих рабов и их благополучии».

Ты постарайся, о мой брат, отдалить от себя эту болезнь, из-за которой портятся твои благие деяния и увеличиваются грехи, из-за которой тело твоё теряет покой, а сердце становится слепым, ты лишаешься достижения своих целей и победы над врагами. Да поможет Аллах, Амин!

Материал подготовлен по книге имама Аль-Газали «Минхаджуль-абидин»