Оберегайте свой слух и язык от запретного

Необходимо сохранять свои уши от непристойностей, распутных разговоров и пустословия. И это по двум причинам:

первая причина: то, что передано в хадисе: «Слушающий является соучастником того, кто сказал греховное»;

вторая причина: если слушать непристойности и пустословие, это пробуждает в сердце всякие мысли. Эти мысли тянут за собой и всё тело, а когда сердце и тело раба будут заняты чем-то посторонним, он будет далёк от поклонения.

Также знай, речь, которую слышит человек и западает в его сердце, подобна пище. Пища или приносит пользу, или же от неё есть вред, она даёт силы или же убивает человека. А воздействие на человека от услышанного ещё сильнее и продолжительнее, чем воздействие еды, ибо речь, которая проникла в сердце человека, может сохраниться на всю жизнь. И если это была плохая речь – она утомляет человека, мысли об этом будут приходить в сердце вновь и вновь, и вполне возможно, что эти мысли в конце концов приведут его к большой смуте и беде.

Если ты, о мой брат, будешь сохранять свой слух от подобного – то будешь пребывать в спокойствии, в безопасности от всего упомянутого.

Пусть разумный человек подумает об этом, да поможет Аллах, Амин!

Затем усердствуй в сохранении языка, ибо он является самым непокорным, упрямым, враждебным, чинящим несправедливость и смуту из органов человека. От Суфяна бин Абдуллах (да будет доволен им Аллах) передали, что он сказал: «Я спросил: «О, Посланник Аллаха, чего ты больше всего боишься за меня?». И Пророк (мир ему и благословение Аллаха) указал на свой язык и сказал: «вот за это»».

Также передали от Юнуса бин Абдуллах (да будет доволен им Аллах), что он сказал: «Я заметил за собой, что могу переносить тяжесть соблюдения поста в сильную жару Багдада, но не могу переносить тяжесть удержания языка от высказывания лишь одного слова, которое меня не касается».

Поэтому тебе следует постараться сохранять свой язык от высказывания греховного, бесполезного и всего того, что тебя не касается. Пользу, которую человек получает от удержания языка от ненужного, можно разделить на пять видов.

Первое: то, что передано от Абу Саида аль-Худри (да будет доволен им Аллах): «Когда человек просыпается утром, все органы тела обращаются к языку: мы просим тебя ради Всевышнего Аллаха – держись прямого пути истикамата, если ты будешь держаться прямого пути – мы тоже будем на прямом пути, а если ты отклонишься –  и мы отклонимся от него».

Смысл этого заключается в том, что сказанное слово влияет на все органы, и от этого зависит, получит ли раб помощь Аллаха для поклонения или же он останется ни с чем. Подтверждением тому является то, что передано от Малик бин Динар (да будет доволен им Аллах): «Если ты заметишь, что сердце твоё стало чёрствым, тело слабым, а удел  твой уменьшился – знай, что ты высказался о том, что тебя не касается».

Второе:  сохранение драгоценного времени. Поистине, речь человека, кроме поминания Аллаха, в большинстве случаев бывает пустословием, из-за чего он теряет время зря.

Передают, что однажды Хасан бин Абу Синан (да будет доволен им Аллах) проходил около красивого дома и сказал про себя: «Интересно. Как давно построили этот дом?», и тут же он обратился к себе: «О, обманутый нафс, обольщённый этим миром, зачем ты спрашиваешь о том, что тебя не касается?». После этого он целый год постился, наказывая свой нафс за то, что обратил внимание на то, что его не касается.

Очень правдивые и красивые слова сказал поэт: «Соверши два ракаата молитвы ночью, когда ты не занят и находишься в покое. Когда тебе хочется сказать бесполезное слово – вместо этого произнеси тасбих . Молчание лучше, чем бесполезная речь, если даже ты очень красноречив».

Третье: сохранение благих деяний. Тот, кто не удерживает свой язык и много говорит, сам того не замечая, ведёт разговоры о недостатках людей, и тем самым попадает в большой грех, т.е. поклёп, хулу  на людей.

От Ибн Умара (да будет доволен им Аллах) передали, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто много говорит – много ошибается».

Хула портит благие деяния подобно молнии, которая сжигает то, на что она попала, и тот, кто хулит за спиной людей, подобен тому, кто, поставив свои благие деяния в катапульт, выбрасывает их направо и налево, на запад и на восток. Рассказывают, что некто сказал Хасану аль-Басри (да будет доволен им Аллах): «О, Абу Саид, тот человек хулил про тебя». Тогда  Хасан аль-Басри (да будет доволен им Аллах) отправил тому, кто хулил за его спиной полный поднос фиников и сказал, чтобы ему передали: «Я слышал, что ты подарил мне свои благие деяния, и тогда в знак благодарности мне захотелось сделать тебе этот подарок».

Когда в присутствии Ибн Мубарака (да будет доволен им Аллах) завели разговор о хуле, он сказал: «Если бы я хулил о ком-либо, то сделал бы это за спиной моей матери, ибо она наиболее достойна получить мои благие деяния».

Четвёртое: безопасность от мирских проблем и бед. Как об этом сказал Суфьян (да будет доволен им Аллах): «Пусть твой язык не говорит то, из-за чего поломают твои зубы».

Ибн Мубарак (да будет доволен им Аллах): «Храни язык свой от всего плохого, поистине, спешит он убить своего хозяина. Язык указывает на то, что в сердце человека, а также на степень разума его».

Ибн Абу Мутиг’ (да будет доволен им Аллах) сказал: «Язык твой подобен льву, который сидит в засаде в ожидании, чтобы напасть на тебя. Он бросится на тебя, как только его отпустят, поэтому удерживай его от неподобающей речи, надев на него уздечку молчания. Это – то, что тебя спасёт». 

Пятое: напоминание о бедах и наказаниях Судного дня.

Если в твоей речи есть запретное, то за это тебя ждёт суровое наказание Всевышнего Аллаха. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В ночь ми’раджа я видел в Аду людей, которые ели мертвечину. Я спросил у ангела Джабраиля (мир ему и благословение Аллаха): «О, Джабраил, кто эти люди?» Он ответил: «Это те, которые ели мясо людей ».

Всевышний Аллах в Коране уподобил хулу поеданию мяса мёртвого человека:

فَكَرِهْتُمُوه وَلَا يَغْتَب بَّعْضُكُم بَعْضاً أَيُحِبُّ أَحَدُكُمْ أَن يَأْكُلَ لَحْمَ أَخِيهِ مَيْتاً

«И не хулите за спиной друг друга, т.е. не говорите о брате своём в его отсутствие слова, которые ему не понравилось бы услышать в свой адрес. Хулить о нём при жизни подобно поеданию его мяса после смерти.  А ведь вам было бы противно есть его мясо после смерти, так пусть вам будет противно хулить о нём при жизни». Коран 49:12.

Что же касается пустословия, то в этом есть четыре беды:

во-первых – это заставляет ангелов  заняться записыванием того, в чём нет никакого блага и пользы. Человеку подобает стесняться их и не вредить им.

во-вторых – заполнение свитков деяний бесполезной болтовнёй, вздором и шутками. Пусть раб остерегается подобного  и боится Всевышнего Аллаха.

в-третьих – свитки деяний, в которых записано всё, что ты говорил, будут прочитаны перед Могущественным Царём Всевышним Аллахом в Судный день, когда ты будешь в бедственном положении, будучи нагим, голодным, мучаясь жаждой, далёким от Рая и его блаженств.

в-четвёртых – упрёк и позор, который ждёт в Судный день. Человека спросят: «Для чего ты говорил это», и он будет стоять перед Всевышним Аллахом, не зная, что ответить и сгорая от стыда.

Мудрец сказал: «Остерегайся речи, от которой нет пользы ни для этого ни для того миров, поистине, это делает отчёт Судного дня долгим».

Материал подготовлен по книге имама Аль-Газали «Минхаджуль-абидин»




Сподвижник, которого второй праведный халиф Умар назначил правителем Таифа

Большой ученый Басры, является одним из  табиинов, умер 139г хиджры

Является из Ансаров, был муфтием Медины. От него передали более 1000 хадисов. Умер в Медине в пятницу 64г хиджры, похоронен на кладбище «Баки’»

Стойко придерживаться пути религии, норм Шариата

Учёный, один из больших авлия, умер в Басре 131г хиджры

Один из табиинов, живших в Басре, богобоязненный учёный, аскет

Абдуллах ибн Мубарак является табиутабиином, т.е. встречался с теми, кто видел сподвижников. Большой учёный, который поступал в соответствии со своими знаниями.

Абдуллах ибн Мутиг’ бину Асвад. Его отец является сподвижником Пророка (мир ему и благословение) , из рода Курайшитов. Был убит в Мекке 73г хиджры.

Ночь чудесного перенесения Пророка  (мир ему и благословение) из Мекки в Иерусалим и вознесения его оттуда на небо