Для чего нужно раскаиваться в грехах?

Одной из преград, которую необходимо преодолеть вступившему на путь поклонения Аллаху является тавбу, т.е. раскаяние в совершённых грехах. Следует совершить полноценное раскаяние, и да поможет Аллах вступившему на путь поклонения, по двум причинам.

Во-первых, для того, чтобы получить помощь Всевышнего Аллаха. Поистине, капкан грехов удерживает раба от поклонения и спешки к служению Всевышнему Аллаху, ибо тяжесть грехов отвергает его от лёгкости совершения благих деяний и бодрого, энергичного вступления в поклонение. Постоянное совершение грехов покрывает сердце мраком, и в нём ты не находишь чистоты, стремления к поклонению Аллаху и сладости служения Ему. И если Всевышний Аллах не смилуется, то такое сердце постепенно тянет его обладателя к заблуждению и неверию, да сохранит Аллах от этого, Амин.

Как же Аллах призовёт к служению Себе того, кто постоянно ослушивается Его, и как встанет перед Аллахом для обращения к Нему тот, кто покрыт грязью грехов?! В хадисе Пророка (мир ему и благословение) сказано: «Когда раб говорит ложь, ангелы отдаляются от него из-за противного запаха, исходящего из его рта», и как же может такой язык поминать Всевышнего Аллаха?! Несомненно, тот, кто постоянно совершает грехи, не найдёт помощи от Аллаха для поклонения и лёгкости в своём теле для служения. Даже если он приступит к поклонению – это будет для него большим грузом, в таком поклонении не будет чистоты, и он не будет чувствовать в нём сладость. Правду сказал тот человек: «Когда ты не смог ночью встать для служения Аллаху, а днём соблюдать пост – знай, что ты находишься в капкане своих грехов».

Во-вторых,   следует раскаяться в своих грехах для того, чтобы Всевышний Аллах принял твои благие деяния. Поистине тот, кому должны вернуть долг, не принимает от должника подарок, а совершение тавбу, т.е. раскаяния и добиваться довольства того, кому ты обязан чем-то – является обязательством, которое непременно должно быть выполнено. Что же касается большинства видов поклонения, то это является сунной, но как же Всевышний Аллах примет желательный вид поклонения в то время, когда ты не выполняешь обязательное, как ты будешь обращаться к Аллаху, просить и восхвалять  Его в то время, когда Он гневается на тебя?! Таково состояние грешников, которые упорствуют в совершении грехов.

Если ты спросишь: «Что такое полноценное тавбу и что должен сделать раб для того, чтобы очиститься от всех грехов?», – то знай, что для этого есть четыре условия:

Первое: прекращение совершения какого-то греха, имея возможность совершить его. Следует иметь твёрдое намерение никогда впредь не совершать данный грех. Если же человек прекратил совершение грехов и вместе с тем в мыслях допускает совершение их в будущем или не имеет твёрдого намерения впредь не совершать их, сомневается в этом – то этот человек является не совершающим грехи, но не раскаявшимся.

Второе: следует искренне раскаяться, опечалиться за совершённые ранее грехи.

Третье: если  из-за сложившихся обстоятельств человек в настоящее время не в состоянии совершать грех, который ранее совершал, то необходимо, чтобы он сторонился других, не менее тяжких грехов. К примеру, про больного старика, который не может встать с постели, не говорят, что он является остерегающимся от прелюбодеяния или разбойничества, ибо он не в состоянии совершать эти грехи. Но он в состоянии совершать такие же тяжкие грехи, как прелюбодеяние и разбой: лгать, клеветать, хулить и сплетничать. И если он остерегается от совершения этих грехов, то будет считаться раскаявшимся.

Четвертое: раб должен остерегаться совершения грехов ради Аллаха, возвеличивая Его, боясь Его наказания. Когда человек не совершает грехи ради достижения какой-либо мирской цели, из-за страха перед людьми, ради похвалы, уважения и почёта, из-за слабости здоровья или бедности, из-за унижения среди людей или подобных целей – он не считается совершившим тавбу.

Только при соблюдении всех четырёх упомянутых условий, человек будет истинно раскаявшимся, совершившим полноценное тавбу. 

Также знай, что человека к раскаянию приводят три обстоятельства:

первое: размышление о мерзости, отвратительности совершения греха;

второе:  размышление о гневе Всевышнего Аллаха и страшном наказании, которое ждёт грешников;

третье: размышление о слабости человека. Как ты будешь терпеть адский жар, удары молотов забаният  и укусы огромных змей?! Да сохранит Аллах нас от адского наказания, Амин!

Когда ты днём и ночью будешь размышлять обо всём этом, тогда это направит тебя на совершение искреннего раскаяния.

Если ты спросишь: «Я знаю, что не смогу сохранить тавбу и вернусь к совершению грехов. Какая польза мне тогда от совершения тавбу?».

Знай, что это наущение сатаны, его коварство. Откуда тебе знать, что после раскаяния вернёшься к совершению грехов?! Ведь ты можешь умереть, будучи раскаявшимся, прежде чем вернёшься к грехам. А что касается твоего страха о вероятности возвращения к грехам после раскаяния, то  тебе следует иметь твёрдое намерение не совершать их впредь, и если срок твоей жизни закончится в этом состоянии – это большая Милость Всевышнего Аллаха. Но если обстоятельства сложатся не так (т.е. если вдруг вернёшься к грехам после тавбу), то все твои прошлые грехи будут прощены и на тебе останется только вновь совершённый грех. Это для тебя большая прибыль и огромная польза! Пусть боязнь перед возвращением к грехам не удержит тебя от совершения полноценного тавбу.

Грехи есть трех видов.

Первый: это невыполнение обязательств, которые возложил Всевышний Аллах, например, намаз, пост, закят, хадж, кафарат и т.д. Тебе следует возместить то, что ты пропустил из этих обязательств.

Второй: это грехи между тобою и Всевышним Аллахом, такие как употребление спиртного, игра на запрещённом Шариатом музыкальном инструменте, ростовщичество и т.д. Пусть сердце твоё наполнится печалью и сожалением за совершение этих грехов, а также твёрдым намерением не возвращаться к ним впредь.

Третий: это грехи между тобою и людьми, они будут одними из самых тяжёлых на весах деяний. Эти грехи делятся на те, которые связаны с имуществом другого человека, с его честью и религией.

Если ты совершил грех, связанный с имуществом другого человека (т.е. присвоил чужое имущество путём обмана, кражи и т.д.), тебе следует вернуть это имущество хозяину. Если, к примеру, из-за бедности для этого нет возможности, то необходимо попросить прощения у того человека, чтобы он простил тебе незаконно присвоенное его имущество. Если же и для этого нет возможности т.е. если невозможно найти хозяина имущества или он умер, и у него нет наследников , то тебе следует отдать милостыню за его душу, усердствовать в совершении благих деяний и просить Всевышнего Аллаха о прощении его грехов.

Если ты совершил грех, связанный с честью другого человека: хулил за его спиной, клеветал или поругал его, то, если нет опасности смуты – тебе следует признаться перед ним о своей лжи и попросить у него прощения. А если твоё признание перед ним может зажечь вражду, смуту, то тебе следует делать за него дуа, просить для него милость у Аллаха, обращаться к нему с добром.

Если ты совершил грех, связанный с религией другого человека, к примеру, говорил ему: «ты неверный, ты заблудший» – это самый тяжкий грех. В этом случае тебе также следует признаться перед ним о своей лжи и попросить у него прощения, а если для этого нет возможности, к примеру, ты не можешь найти его и т.д. – ты должен искренне опечалиться, раскаяться в совершённом грехе и постоянно просить Аллаха о милости для него.

Теперь ты узнал о тяжести преодоления этой преграды (т.е. совершения искреннего раскаяния), о его важности, и о той опасности, которая ждёт человека, не преодолевшего её.

До нас дошло, что наш шейх Абу Исхак Аль-Исфаранию сказал: «В течение тридцати лет я непрестанно просил Аллаха, чтобы Он одарил меня искренним раскаянием, и я однажды обратился к себе: «Пречист Аллах от всяких недостатков! Я прошу это в течение тридцати лет, но до сих пор не получил ответ на свою просьбу!» Затем я подобно во сне услышал голос, обращающийся ко мне: «Ты удивлен этим?! Ты разве не знаешь, что ты просишь у Всевышнего Аллаха?! Ты просишь у Него, чтобы Он возлюбил тебя! Разве ты не слышал о том, что в Коране сказано:

«الْمُتَطَهِّرِينَ وَيُحِبُّ التَّوَّابِينَ يُحِبُّ اللّهَ إِنَّ»

Смысл: «Поистине Всевышний Аллах любит тех, которые раскаялись в своих грехах и отвернулись от совершения греховного. Также Он любит тех, которые остерегаются от всякой скверны, соблюдая чистоту» (Коран 2:222).

Посмотри, о мой брат, какое большое значение придавали эти великие имамы приобретению благих качеств сердца, и как они готовили необходимый багаж для того света!

Что же касается опасности, а также огромного вреда, который человек получает, откладывая совершения тавбу на будущее, то знай, что начало совершения грехов – это заполнение сердца скверной, мерзостью грехов и его чёрствость, а конец этого пути – попадание под Гнев Всевышнего Аллаха и неверие . Смотри, никогда не забывай истории проклятого сатаны, а также  Бал’ама сына Ба’уры, они сначала совершили грех, а в конце попали в неверие и оказались в вечных муках.

История Бал’ама сына Ба’уры приводится в Коране. Он был учёным, обладающим большими знаниями, знающим самое Величественное Имя Аллаха (исмуль-а’зам), человеком, у которого Всевышний Аллах всегда принимал мольбу. Количество учеников, которые приходили к нему за знаниями, доходило до двенадцати тысяч. Когда пророк Муса (мир ему)  по велению Всевышнего Аллаха пришёл к джабаринам, объявив им газават, они пришли к Бал’аму и попросили его сделать плохое дуа для Муса (мир ему). Но он отверг их просьбу, сказав, что Муса – это пророк Аллаха. Он сказал: «Я ночью во сне спрошу об этом Всевышнего Аллаха». Во сне ему сказали: «Ты не делай плохое дуа для Мусы». На следующий день он объявил людям, что ему повелели не делать плохое дуа для Мусы (мир ему). Тогда эти люди сделали ему много дорогих подарков, и он сказал им: «Я ещё раз спрошу об этом во сне». Но на этот раз по причине того, что сердце его склонилось к мирскому, и он принял подарки этих заблудших людей, он не увидел во сне ничего. На следующий день, когда он объявил этим людям, что во сне он ничего не увидел, они сказали ему: «Если бы нельзя было делать для Мусы плохое дуа, Всевышний Аллах и во второй раз запретил бы тебе это делать». Тогда он отправился на гору, откуда было видно войско Мусы (мир ему) и сделал плохое дуа. Но Всевышний Аллах повернул язык Бал’ама и всё плохое, что просил, он попросил для себя и своего народа, а всё хорошее – для пророка Мусы (мир ему) и его войска. «Что ты наделал?!» – начали кричать джабарины. Он ответил: «Это получилось не по моей воле. Так сделал Всевышний Аллах».

Бал’ам лишился всех благ, которыми был наделён Всевышним Аллахом и стал заблудшим. Говорят, что он является первым человеком, который написал в книге ересь о том, что Всевышнего Аллаха не существует.

Если ты после искреннего тавбу ещё раз совершил грех – поспеши ещё раз к искреннему раскаянию, и скажи себе: «Возможно, раскаявшись, я умру до того, как совершу какой-то грех». Поступай также и в третий раз и в четвёртый…,  подобно тому, как ты сделал совершение греха своей привычкой – так сделай и совершение тавбу своей привычкой. Смотри, не будь слабее в совершении тавбу, чем в совершении грехов и никогда не отчаивайся в Милости  Всевышнего Аллаха! Смотри, чтобы сатана не отвергал тебя вновь совершать тавбу из-за того, что ты нарушил ранее совершенное тавбу. Разве ты не слышал хадис Пророка (мир ему и благословение): «Самый лучший из вас – это тот, который раскаивается каждый раз, когда попадает в грех». Также вспомни Слово Всевышнего Аллаха:

وَمَن يَعْمَلْ سُوءاً أَوْ يَظْلِمْ نَفْسَهُ ثُمَّ يَسْتَغْفِرِ اللّهَ يَجِدِ اللّهَ غَفُوراً رَّحِيماً       

 «Тот, кто совершил грех или поступил несправедливо по отношению к себе (ослушался Аллаха, и тем самым подверг себя наказанию), а затем раскаялся в содеянном и, совершив тавбу, попросил прощения у Всевышнего Аллаха – он найдёт Аллаха прощающим его грех и Аллах смилуется над ним». Коран 4:110

Таким образом, тебе сначала следует очистить своё сердце от всех грехов, сделать крепкое намерение не возвращаться к ним, по мере возможности возвратить долги перед людьми и начать возмещать то, что упустил из обязанностей религии (намаз, пост, закят, хадж), а за то, что не смог возместить – искренне опечалиться, пролить слёзы и смиренно обратиться к Аллаху с мольбами о прощении. И тогда ты очистишься от грехов, как в тот день, когда родила мать, Всевышний Аллах полюбит тебя, и ты получишь неописуемое вознаграждение. Ты окунешься в безграничную Милость Аллаха, и будешь сохранён в этом и в том мире от бед и несчастий, которые настигают человека вследствие совершения грехов, и по Милости Аллаха ты переходишь эту преграду.

Материал подготовлен по книге имама Аль-Газали «Минхаджуль-абидин»