Что делать с ампутированными частями тела?

Всевышний в Коране говорит (смысл): <...> Аллах любит соблюдающих чистоту (сура «ат-Тавба», аят 108).

 وَاللَّهُ يُحِبُّ الْمُطَّهِّرِينَ

Под чистотой в этом аяте подразумевается именно физическая чистота. Вообще, в целом в Исламе чистоте уделено огромное значение, ибо от её соблюдения напрямую зависит наше поклонение. Так, например, без полного и малого омовений, а также чистоты от нечисти (наджаса) даже обязательная ежедневная молитва не принимается Всевышним!

Мусульманину желательно соблюдать гигиену практически во всём, в отношении всех частей тела и одежды. Есть 17 ситуаций, в которых желательно совершать полное ритуальное омовение, во время которого омывается всё тело. И в отношении каждого из этих 17 видов желательного купания есть огромное количество изречений Посланника Аллаха (мир ему и благословение).

Согласно мусульманской этике мусульманину следует следить за своим внешним видом. В частности, помимо ежедневного омовения и еженедельного крайне желательного пятничного купания, желательно также и следить за чистотой и формой бороды, если есть. Желательно еженедельно по пятницам удалять волосы из подмышек и в области паха, подстригать ногти. Многие мусульмане задаются вопросом, что делать с состриженными волосами и ногтями?

Волосы и ногти

Согласно Шариату, волосы, ногти, кожу, кровь и любые части тела или его выделения желательно закапывать в землю, ибо передаётся во многих изречениях, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) велел закапывать в землю отстриженные волосы и ногти. Хадисы, в которых Посланник Аллаха (мир ему и благословение) советует хоронить волосы и ногти, приводят в своих сборниках известные мухаддисы: ат-Табарани в «Муджам аль-кабир», Ибн Аби Шайба в «аль-Мусаннаф», аль-Байхаки в «Шуабуль-иман». Так с волосами и ногтями поступали и многие из саляфов (праведники, жившие в первых трёх веках после Пророка (мир ему и благословение)).

Великий учёный Ибн Куддама пишет в своей книге «аль-Мугни»: «Желательно хоронить отстриженные или отделённые иным способом волосы и ногти. Поскольку передаётся от Мили, дочери Мишраха, что она видела, как её отец стриг ногти и закапывал их в землю, объясняя это тем, что он видел, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) поступал таким образом».

قال ابن قدامة في المغني: ويستحب دفن ما قلم من أظفاره أو أزال من شعره، لما روى الخلال بإسناده عن ميل بنت مشرح الأشعرية قالت: رأيت أبي يقلم أظفاره ويدفنها، ويقول: رأيت رسول الله صلى الله عليه وسلم يفعل ذلك.

 Имам ан-Навави в своей книге «аль-Маджму» пишет: «Отстриженные волосы и ногти рекомендуется закапывать в землю, скрывать их в ней. Эта желательность передаётся от ИбнуУмара (да будет доволен им Аллах)».

 وقال النووي في المجموع: يستحب دفن ما أخذ من هذه الشعور والأظفار ومواراته في الأرض، نقل ذلك عن ابن عمر رضي الله عنهما، واتفق عليه أصحابنا.

Богословы шафиитского и ханафитскогомазхабов (правовых школ) обуславливают желательность закапывать в землю только волосы и ногти, которые не являются авратом (часть тела, которую обязательно скрывать от посторонних или вообще других лиц).

Великий учёный аль-Буджайрими говорил: «Закапывать в землю волосы и ногти желательно только тогда, когда они не являются авратом. Так, например, если волосы будут из границ аврата, например, из области паха или же если волосы женские или гермафродита, то их обязательноскрывать, чтобы не увидели другие люди, поскольку взор на них запрещён». Здесь под словом «скрывать» подразумевается закапывать в землю.

قال البجيرمي في حاشيته على الخطيب: قلت: ينبغي تقييده بغير ظفر عورة وشعرها، أما لو كان منها كعانة رجل وظفر وشعر امرأة وخنثى، فينبغي وجوب الستر لحرمة النظر إليه.

 Ибн аль-Мукри Исмаиль в своей книге «Равзат-талиб» пишет: «На то, на что смотреть запрещено, когда оно связано (с телом), запрещено смотреть и после его отделения, как, например, лобковые волосы, даже мужские, а также ногти ног свободной женщины, распространяя положение Ислама в отношении этих частей тела после их отделения от тела, так же как было и до их отделения. Пусть же (постригший волосы и ногти) в обязательном порядке скрывает их (волосы и ногти), чтобы никто не увидел их».

وقال صاحب روض الطالب: ما حرم نظره متصلا، حرم نظره منفصلا، كشعر عانة ولو لرجل، وقلامة ظفر قدم حرة، إبقاء لحكمه قبل انفصاله، فليواره وجوبا كما اقتضاه كلام القاضي، لئلا ينظر إليه أحد.

 Автор книги «ад-Дурруль-мухтар» Мухаммад бин Али сказал: «На всякую часть тела, на которую грешно смотреть, запрещено смотреть и после её отделения от тела, даже после смерти! Как, например, лобковые волосы, женские волосы, ногти...»

Мудрость в желательности скрывать волосы, ногти и другие части тела и его выделения заключена в том, чтобы колдуны не смогли навредить человеку, поскольку они во время наведения порчи очень часто используют волос или ноготь человека, на которого хотят навести порчу.

 Ампутированные части тела

 Придавать земле ампутированные человеческие части тела желательно, так же как и волосы и ногти. Доводом в пользу того, что закапывать в землю удалённые человеческие органы не обязательно, являются слова Всевышнего Аллаха, приведённые в Коране (смысл): «Я сделал Землю вместилищем для живых и мёртвых» (сура «аль-Мурсалят», аят 25–26).

أَلَمْ نَجْعَلِ الْأَرْضَ كِفَاتًا * أَحْيَاءً وَأَمْوَاتًا

Т.е. Аллах создал землю и сделал её поверхность пристанищем для живых людей и животных со всеми их органами, а также сделал недра земли пристанищем для мёртвых людей и животных со всеми их частями тела. Это говорит нам о том, что нет разницы, где будут пребывать части человека, на земле или в ней.

1. Ампутированные или отделившие иными путями части человеческого тела желательно хоронить в землю, ибо так желательно поступать даже с более незначительным её частями, такими как волосы и ногти.

2. Кроме того, ампутированные органы являются частью тела, следовательно, заслуживают того, чтобы их придали земле, подобно телу.

3. Всевышний Аллах в Коране сказал (смысл): «Воистину Я возвысил человеческий род, дав им дар разума, речи, прекрасный облик, сделав их чистыми и после смерти...»

 وَلَقَدْ كَرَّمْنَا بَنِي آدَمَ وَحَمَلْنَاهُمْ فِي الْبَرِّ وَالْبَحْرِ وَرَزَقْنَاهُمْ مِنَ الطَّيِّبَاتِ وَفَضَّلْنَاهُمْ عَلَى كَثِيرٍ مِمَّنْ خَلَقْنَا تَفْضِيلًا

Возвышенность, почтенность человека распространяется как на него самого в целом, так и на его части тела по отдельности. Подобно тому, как человека хоронят после смерти, его отделившиеся органы (например, ампутированные) тоже следует придавать земле. Ибо почтенность не теряется с его смертью (на это нам указывает и то, что после смерти тело человека,в отличие от животного, не считается нечистым – наджасом), органы его не перестают быть почтенными после их отделения от тела.

Человеческий орган рекомендуется завернуть куском ткани и захоронить в земле. Имам ан-Навави пишет в своей книге «аль-Маджму»: «Хоронить следует не только орган того, чья смерть известна, напротив, закапывать в землю следует всё, что отделяется от тела человека, будь то орган, волосы, ноготь… Всё это желательно закапывать в землю. Рекомендуется хоронить и сгусток крови, ещё не сформировавшегося эмбриона и выкидыш, также желательно скрывать (закапывать в землю) кровь после кровопускания».

Если обнаружен человеческий орган

 В книге «Канзу-р-рагибин» пишется: «Если найдётся орган или иная часть (например, волосы, ногти и т.п.) мусульманина, смерть которого известна, его необходимо омыть, завернуть в кусок ткани, а затем совершить заупокойную молитву (джаназа-намаз) с намерением совершить её за погибшего мусульманина в целом. Поскольку так поступили сподвижники Пророка (да будет доволен ими Аллах), когда они обнаружили руку Абдуррахмана бин Аттаба бин Асада (да будет доволен им Аллах), которую сбросил орёл на территорию Мекки после сражения «Вакат-уль-джамаль» (36 год по Хиджре). Сподвижники узнали, что рука принадлежала Абдуррахману бин Аттабу по перстню. А если смерть человека не известна, то обязательно просто похоронить найденную часть тела.

 Выкидыш

1. Если недоношенный ребёнок в результате самопроизвольного аборта закричал или заплакал, а после умер, то в отношении него распространяются те же нормы, что и в отношении взрослого человека, т.е. такой плод омывают, заворачивают в саван, читают заупокойную молитву и хоронят.

2. А если он не кричал и не плакал, но подавал какие-то признаки жизни, например, шевелил руками, то его опять-таки омывают, заворачивают в саван, читают заупокойную молитву и хоронят.

3. Если же плод не подал никаких признаков жизни и не достиг четырёх месяцев (возраст, в котором душа вселяется в тело человека), заупокойную молитву не совершают, потому что нет вероятности того, что он вообще был живым. Так, согласно более достоверному мнению, молитву не совершают, даже если плоду было больше 4 месяцев, ибо признаков жизни не было.  

Примечание: крайне нежелательно стричь или удалять иным образом волосы, ногти или любую другую часть тела в осквернённом состоянии (состояние, когда Шариат обязует полное ритуальное купание, например, после полового сношения) и без омовения.