Мысли о смерти

Смерть – это личный конец света для каждого человека, поэтому необходимо пробудиться до его наступления, чтобы не сожалеть после

«Смерть уничтожает человека, но размышления относительно смерти спасают».

Е. М. Форстер

Каждого без исключения человека на земле обязательно постигнет смерть в назначенные ему день и час. Богатство, должность, положение в обществе, слава, сила и красота не в состоянии избавить человека от смерти.

 Всевышний Аллах в священном Коране говорит (смысл): «Каждая душа познает смерть, и потом к Нам вы будете возвращены» (сура «аль-Анкабут», аят 57).

От праха чёрного и до небесных тел

Я тайны разгадал мудрейших слов и дел.

Коварства я избег, распутал все узлы,

Лишь узел смерти я распутать не сумел.

Ибн Сина (Авиценна)

«После того как тело расслабили тяжкие удары времени, после того как руки и ноги отяжелели, утратили силу, разум тоже начинает прихрамывать, язык заплетается и ум убывает – неминуемый конец предстоит смертный», – сказал мудрец.

Люди уверовавшие и обретшие совершенный иман относятся к истине смерти с глубокой покорностью, но при этом они страшатся Ада, и потому спешат совершать благие дела, чтобы заслужить благоволение Всевышнего.

 Нежелание человека проявить смирение перед Могуществом Господа свидетельствует лишь о невежестве самого человека и ограниченности его умственных способностей.

«Чтобы познать истинный смысл жизни, который так прост, не нужно ни положительной философии, ни глубоких знаний. Нужно иметь только одно качество: нужно не иметь предрассудков. Нужно прийти в состояние ребёнка или Декарта. Нужно сказать себе: ничего я не знаю и не хочу ничего более, как только познать истинный смысл жизни, той жизни, которую я должен прожить». (Л.H. Толстой)

Стоит человеку пристальней посмотреть на себя и на своё окружение, хотя бы на несколько минут, размышлять о сути бытия, и он непременно поймёт истину жизни и смерти. Если все блага мира будут преподнесены человеку, если он проживёт тысячу лет в счастье и благополучии, то какая от этого польза, если человек создан смертным? В самом деле, срок человеческой жизни составляет, как правило, 60–80 лет. Вечность ожидает его только после смерти. Последняя его пристань в земной жизни, последняя остановка его пути – та же чёрная земля, по которой ступал он с рождения.

Почему не смотришь ты на живых прежде, которые строили и возвышались, а потом ушли, и ничего от них не осталось?! Время человеческой жизни ограничено, и чтобы жизнь человека не ушла на заблуждения, он должен знать, что должно быть заботой его стремлений. И здесь смерть – лучшая наставница в этом вопросе, она каждое мгновенье предупреждает о том, что нужно использовать молодость и здоровье для подготовки к вечной жизни. В священных хадисах (хадисул кудси) Всевышний говорит: «О сын Адама! До каких пор ты будешь притворяться? Ты строишь и украшаешь мир, который исчезнет, и разрушаешь Вечную жизнь, которая не исчезнет никогда. Ты стремишься угождать людям и сильно боишься их гнева». «О сын Адама! Твой исход – это смерть. Ты работай для неё, прежде чем она придёт к тебе». «О сын Адама! Делай добро, поистине оно является ключом от Рая и ведёт тебя туда. Сторонись зла, поистине оно является ключом от Ада, и оно поведёт тебя туда».

Рано или поздно у «разбитого корыта»

Тот, кто живёт только в пределах своего тела, не заглядывая за горизонты души, кто чрезмерно занят собой и исполнением своих желаний, большей частью состоящих из развлечений, избегая мыслей о смерти, рано или поздно окажется у «разбитого корыта» и горько пострадает. На самом деле такой человек очень боится смерти. Страх за будущее, чувство неудовлетворённости толкают его в плен мирского. Не способный к восприятию будущей жизни, он с рвением бросается на создание для себя земного комфорта, на украшение внешней жизни. А ко времени старости, если суждено будет такому человеку дожить до старости, его ожидает жесточайшее сожаление.

Ислам не призывает к бедности. Обладание имуществом или деньгами должно быть такого рода, чтобы мирские богатства не вытеснили из сердца духовные сокровища. Кроме того, быть богатым означает иметь возможность сделать много доброго, полезного, достойного. Главное – нужно заработать богатство честно и соблюдать меру во всём. Человек должен расходовать имущество на радость себе, людям, воздавая хвалу Всевышнему. Всемирно известный поэт Руми, указывая на эту меру, писал: «Не слишком привязывайся к миру и имуществу, чтобы, когда наступит время, тебе легко было с ним расстаться... Крепко держись за Того, Кто тебя крепко держит: и начало – Он и конец – Он. Большинство людей боятся смерти тела, а на самом деле они должны больше всего бояться смерти души, сердца».

Страсть к мирскому губит людей. Пророки и мудрецы из поколения в поколение призывают человечество отказаться от самообмана. Основное свойство этого мира – иллюзорность.

 Руми писал:

Ты подслащиваешь аппетит

привкусом фантазий,

Ты дуешь в мешок самости

и наполняешь его.

Затем – один укол иглы,

и ты остался без воздуха.

Так пусть ни один разумный человек

не будет наполнен ветром!

 Назначение человеческого ума – правильно использовать отрезок времени своего пребывания на Земле. В хадисе Пророка (мир ему и благословение) сказано: «Берите из этого мира столько, сколько осталось жить вам в нём». Некоторые же полагают, что намного разумнее будет думать о дне текущем, не задумываясь о завтрашнем. Дни и годы проходят в постоянном желании обрести всё новые и новые бренные мирские блага.

Ненасытный человеческий глаз

До нас дошла легенда: Некий предводитель возвращался из очередного блистательного похода. По дороге ему встретился волшебный ручей, текущий от райских ворот. Он двинулся вдоль ручья, добрался до его верховьев, но открыть ворота не смог. Когда он уже уходил, из ворот в руки царю выкатился человеческий глаз. Он спросил мудрецов, как понимать этот знак. Мудрецы положили на одну чашу весов глаз, на другую – золото, серебро, драгоценные камни. И – о чудо! – глаз перевесил! «Если на чашу весов положить все богатства мира, – объяснили мудрецы, – то и тогда человеческий глаз перевесит. Потому что человек никогда не бывает удовлетворён тем, что имеет». Царь не поверил. Тогда мудрецы сняли с весов драгоценности и бросили на чашу щепотку пыли. И перевесила невесомая щепотка. Понял предводитель: «Пока человек смотрит на мир, его терзают желания. Лишь смерть, превращая человека в прах, лишает его глаза завистливой силы».

Наш Пророк (мир ему и благословение) подчёркивал: «Умным человеком является тот, кто, не следуя своим желаниям и страстям, готовится к тому, что ожидает его после смерти» (Тирмизи, «Кыямат», № 25/2459).

Всевышний, обращаясь к людям, говорит: «О сын Адама! Самое лучшее твоё богатство – это то, которое ты отправил вперёд, и самое плохое твоё богатство – то, что ты оставил в этом мире (после смерти). Ты отправь вперёд хорошие деяния перед тем, как смерть не постигнет тебя, и ты найдёшь его у Меня».

К сожалению, большая часть людей искренне не воспринимает призывы и угрозы Господа, не слышит голоса своей совести. Оглянись вокруг ещё раз: подростки, мужчины, женщины, пожилые люди – все они заняты земными делами, будто бы никого из них не коснётся смерть и им не предстоит отвечать перед Всевышним в Судный день.

Проблема духовной слепоты людей заключена в неискренности и неправдивости по отношению к дарованной им жизни, когда в зависимости от степени алчной привязанности к мирским благам и утехам они явно или тайно отрицают загробную жизнь. «Они предпочитают земную жизнь будущей и сбивают (людей) с пути Аллаха, стремясь исказить его (путь). Но они пребывают в глубоком заблуждении» (смысл 13 аята суры «Ибрахим»).

Безусловно, человек должен стремиться к хорошей жизни, созданию счастливой семьи. Однако важно не возводить всё это в степень единственной цели и смысла существования и никогда не забывать о своём предназначении – служить довольству Всевышнего Господа. В противном случае все мирские цели и свершения утратят всякий смысл в миг смерти. В одном из коранических аятов Всевышний напоминает нам (смысл): «Ни ваши богатства, ни ваши дети не приблизят вас к Нам. (Близки к Нам) те, которые уверовали и совершали добрые деяния. Именно им будет воздано многократно за то, что они сделали, и будут они почивать в высших покоях» (сура «Саба», аят 37).

Река нашей жизни быстро утекает. Каждый прожитый день говорит нам о том, что мы не должны забывать о движении к последнему дню, к последнему мигу, к окончанию нашей жизни, что мы ещё отдалились от мира и приблизились к могиле. Каждый день жизни – это возможность совершить ещё несколько праведных дел и стать ближе к Господу. Мы не должны забывать о том, что время нашего пребывания неизвестно и в каждое мгновение мы можем встретиться с ангелом смерти. Жизнь земная подобна миражу, а загробная является истинной бессмертной жизнью. Как можно не задуматься, видя, что всё бренное в этом мире теряет свою свежесть и подвижность, проходя через мельницу времени?! Каким ужасным заблуждением о вечной жизни является жизнь, проведённая в неведении о загробном существовании и в потакании желаниям нафса! Жизнь в невежестве и заблуждении: в детстве – игры, в молодости – удовольствия, в зрелости – небрежение. А в старости – ностальгия по утраченному, сожаление и раскаяние. Кладбища во многих местах расположены внутри города, вдоль дорог. Это служит напоминанием о смерти, заставляет прохожих задуматься над смертью и в соответствии с этим устраивать свою жизнь. Кладбища наполнены могилами родителей, детей, влюблённых, родственников и друзей, чьи жизни пролетели подобно дуновению ветра.

 Пойди на кладбище

 И посиди там безмолвно некоторое время,

Послушай там тех, кто когда-то говорил,

Но теперь умолк!

Руми

Конечный пункт человека, где бы он ни жил – во дворце или хижине, заканчивается в могиле, откуда нет никакой возможности выбраться или убежать.

Каждый надмогильный камень, безмолвно возвышающийся над местом упокоения, является своеобразным красноречивым проповедником. В своих размышлениях о жизни и смерти великий поэт современности, Расул Гамзатов, сравнивает надгробные камни с вытянутыми руками умерших, кричащих, что они в земле. Это назидание нам, живым, чтобы мы всегда помнили: мы тоже не вечны на этой Земле.

Смерть – это личный конец света для каждого человека, поэтому необходимо пробудиться до его наступления, чтобы не сожалеть после. И следует помнить, что жизнь нашего Пророка (мир ему и благословение) – пример подражания для нас. Это огромное благо, ибо, следуя его примеру, мы можем сделать время своей жизни счастливым и благодатным. Помните: наш Пророк (мир ему и благословение) прожил всего 63 года, и то по лунному календарю.

Тот, кто подумает, что 63 года – предельный срок жизни, и проживёт свои года правильно, будет счастлив в обоих мирах.

Магомед Алиев