Как справиться с гневом?

Одним из критических моментов в жизни человека является момент гнева. Гнев – это один из путей, используемый сатаной для заблуждения человека. Конечно, такое состояние свойственно человеку, поскольку и Пророк (мир ему и благословение) гневался, однако его гнев проявлялся только ради Аллаха. Это единственный случай, когда данное чувство может иметь место в нашей жизни. Увы, но нам, простым мусульманам, свойственно гневаться, когда кто-то нам навредил. Человек достаточно самолюбив, порой его собственное эго затмевает разум. Также человеку свойственно гневаться, если кто-нибудь говорит плохое о его семье или любимой спортивной команде. Однако для Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) самым чтимым был один Всевышний Аллах, поэтому даже гнев у него был только ради Создателя. И вот когда для нас самым чтимым будет лишь Всевышний, тогда и гневаться мы будем только ради Аллаха.

Описание гнева Пророка (мир ему и благословение)

Когда Пророк (мир ему и благословение) гневался, то лицо его краснело. По этому состоянию было понятно, что он гневался. Но он гневался лишь тогда, когда кто-то посягал на истину. Однажды Пророк (мир ему и благословение) разгневался на сподвижника Муаза Ибн Джабала (да будет доволен им Аллах), несмотря на то, что он был одним из любимцев Пророка (мир ему и благословение) среди молодёжи. Поводом для гнева послужило то, что он удлинял коллективный намаз. Некоторые сподвижники пришли к Пророку (мир ему и благословение) и пожаловались на Муаза (да будет доволен им Аллах). Тогда Пророк (мир ему и благословение) повернулся в сторону Муаза (да будет доволен им Аллах) и сказал: «О Муаз, разве ты смутьян?!» – и повторил эти слова три раза.

Подобных случаев гнева Пророка (мир ему и благословение) достаточно в истории Ислама, но, повторимся, его гнев проявлялся только ради Всевышнего Аллаха.

Как потушить тлеющий уголёк гнева?

Человек неизбежно попадает в такие ситуации, когда приходится гневаться. Важным является то, как он поступит с гневом в этот момент. Пророк (мир ему и благословение), говоря о гневе как о болезни, сказал: «Гнев – это тлеющий уголёк», «гнев – от шайтана, и, поистине, шайтан сотворён из огня; если кого-либо из вас охватит гнев, то пусть он совершит малое и большое омовение, так как гнев – это огонь, а вода гасит огонь». В другом хадисе говорится: «Разве вы не видели, как его глаза становятся красными, а вены набухают?» Краснота, о которой говорится в хадисе, – это свойство огня, что соответствует описанию сатаны, который создан из огня. Шайтан наиболее близок к человеку тогда, когда тот находится в состоянии гнева. Когда человек находится в таком состоянии, первое, что ему необходимо сделать, это прибегнуть к Аллаху с просьбой о защите. Желательно сказать: «О Аллах, очисти моё сердце от гнева и защити меня от происков шайтана».

"اللهم رب النبي محمدٍ أذهب غيظ قلبي واعذني من الشيطان"

Пророк (мир ему и благословение) советовал: «Если кто-либо из вас гневается, будучи стоя, пусть сядет. Если гнев у него пройдёт, то хорошо. В противном случае пусть ляжет до тех пор, пока не погаснет тлеющий уголёк огня».

Наиболее важным моментом, которому Пророк (мир ему и благословение) уделял внимание, является молчание во время гнева. «Если гневаешься – молчи», – это завещание Пророка (мир ему и благословение). Это важно, поскольку от гневного человека исходят слова развода во время семейной ссоры. Кроме того, подобные слова не раз приводили к смуте в разных племенах. Поэтому, если человек гневается, ему лучше держать рот на замке. В порыве гнева можно сказать много лишнего, после чего можно сожалеть всю жизнь.

Ещё одним важным моментом, на который нужно обратить особое внимание, является воздержание от мольбы в состоянии гнева. В таком состоянии человек может сделать нехорошее дуа для своих детей, против самого себя и других. В случаях, когда муж гневается на жену или наоборот, или человек гневается, когда кто-либо причинил ему вред, нужно следовать примеру нашего Пророка (мир ему и благословение), как он поступал в таких случаях, а также примеру сподвижников, хороших людей (авлия). Если кто-то поругал тебя и ты разгневался, будь уверен, что Пророк (мир ему и благословение), более достойный, чем ты, всегда проявлял терпение и умолкал, а в некоторых случаях просто улыбался и такими способами тушил тлеющий уголёк гнева.

Степени людей в состоянии гнева

Пророк (мир ему и благословение) разделил людей, находящихся в состоянии гнева, на четыре категории. Первая категория – люди, которые гневаются быстро и быстро удовлетворяются, вторая – медленно гневаются и быстро удовлетворяются, третья – медленно гневаются и медленно удовлетворяются, четвёртая – быстро гневаются и медленно удовлетворяются. Эти четыре состояния, который нам описал Пророк (мир ему и благословение). Лучшая из них – вторая степень, когда человек медленно гневается и быстро удовлетворяется, то есть человека сложно разгневать, но при малейшем гневе он успокаивается. Это считается самым достойным.

Завещание Посланника Аллаха (мир ему и благословение)

Некоторые сподвижники попросили Пророка (мир ему и благословение), чтобы он сделал завещание. Он сказал: «Не гневайся», – и повторил это несколько раз. Гнев – это беда. Один из сподвижников пришёл к Пророку (мир ему и благословение) и спросил: «Как мне остеречься от гнева?» Пророк (мир ему и благословение) посоветовал не гневаться на создание Аллаха, и «тогда Аллах не будет гневаться на тебя». Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Не тот силён, кто побеждает других. Силён лишь тот, кто способен владеть собой в гневе».

И Аллах полюбит вас

Кто сдерживает гнев, может быть уверенным в том, что он обладает одним из самых достойных качеств Посланника Аллаха (мир ему и благословение) и следует за словами Всевышнего: «Скажи (о Мухаммад): “Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас”» (сура «Алю Имран», аят 31).

Стенограмма проповеди Мухаммада ас-Сакафа