Обо всём, что происходило впервые

Вся хвала нашему Создателю, у которого нет начала и конца. Он – Творец всех созданий, Он един, нет для него сотоварища. Я свидетельствую, что нет божества, заслуживающего поклонения, кроме единого Аллаха. Также я свидетельствую, что наш господин Мухаммад – Его раб и посланник. Да благословит Аллах его, его семью и сподвижников!

Как мы знаем, всё то, что создал Всевышний, имеет начало. Некоторые исламские учёные написали книги под названиями «Аваиль», то есть «Обо всём, что происходило впервые». Используя книги «аль-Аваиль» хафиза аль-Аскари, «аль-Васаиль ила марифати аль-аваиль» хафиза Джалалуддин ас-Суюти, «История пророков» Саида-афанди из Чиркея и ряд других, мы написали эту статью, видя немалую пользу для мусульман. Надеюсь, что намерение наше будет только ради Единого Творца. Пусть Всевышний Аллах сделает этот труд полезным для всех мусульман и станет для нас средством получения довольства Аллаха.

Первые творения

Самое первое, что создал Всевышний Аллах, – это нур (свет) Пророка Мухаммада (мир ему и благословение).

Саид-афанди в книге «Истории пророков» об этом пишет так: «Однажды Джабраил (мир ему), как обычно, пришёл к Пророку (мир ему и благословение) на зиярат. Когда приходил друг, Пророк (мир ему и благословение) вставал, выказывая тем самым уважение к нему. А на этот раз, к удивлению Джабраила (мир ему), Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) не встал.

 – Наверное, мой зиярат тебе надоел? – спросил Джабраил (мир ему).

– О Доверенный Творца и мой верный друг, существует ли такой человек, которому надоедает твой зиярат? Разве я могу обходиться без того, кого Всевышний Аллах сделал посредником для передачи Шариата посланникам?!

После этих учтивых и приятных слов Посланник (мир ему и благословение) спросил его:

– Кому перед кем достойнее вставать – младшему перед старшим или наоборот?

– Перед старшим должен вставать младший, – ответил Джабраил (мир ему).

– А сколько тебе лет? – спросил он тогда.

На этот вопрос Джабраил (мир ему) учтиво ответил, поведав о возрасте своём:

– Звезду, восходящую один раз в семьсот тысяч лет, я видел трижды.

– А когда тебя создал Аллах, что ты увидел первым? – спросил Пророк (мир ему и благословение).

На этот вопрос Джабраил (мир ему) ответил так:

– Когда меня создал Всевышний Аллах, первым я увидел светильник из нура, который висел над ‘Аршем.

Милому своему другу Любимец Аллаха (мир ему и благословение), сотворённый из божественного нура, сказал:

– Тот нур, который ты видел, – это я. Ты узнаешь его, если увидишь сейчас?

– Да, узнаю, – ответил Джабраил (мир ему).

Пророк (мир ему и благословение), улыбаясь, сказал ему:

– Посмотри на мои ногти. Узнаёшь ли ты тот нур, который видел тогда?

Когда Джабраил (мир ему) обратил взор на ногти Пророка (мир ему и благословение) и увидел нур, он ответил:

– Это тот самый нур, свет моих очей!

Говоря эти слова, он поцеловал ногти Пророка (мир ему и благословение) и провёл ими по своим векам.

Для желающих знать, как Всевышний Аллах создавал этот нур, немного расскажем далее. Переведём с арабского то, что привели Джалалудин ас-Суюти в книге «Дурар аль-хисан» и Ахмад ибн Кади в книге «Дака’ик аль-ахбар».

Ещё до создания иных творений Всевышний Аллах сотворил древо с четырьмя ветвями, которое называлось «Шаджарат аль-йакин».

После этого Всемогущий Аллах создал нур Пророка (мир ему и благословение) в виде павлина и, сделав завесу из жемчуга и хризолита, поместил его на это древо, где нур Пророка (мир ему и благословение) в образе птицы провёл в тасбихе сорок тысяч лет.

Затем Создатель ниспослал зеркало, назвав его «Мир’ат аль-Хайат». Когда это зеркало поставили перед павлином, он заглянул в него. Увидев своё отражение и стыдясь Всемилостивого из-за собственной красоты, лучезарная птица пять раз совершила суджуд. Не забывайте, мусульмане, о том, что Аллах в соответствии с этими пятью поклонами павлина наказал Мухаммаду (мир ему и благословение) и его умме совершать в день пять намазов, в совершенстве выполняя руку‘  и суджуд. Когда Всемилостивый ещё раз окинул взором милости нур Пророка (мир ему и благословение), от стыда у него (нура) появился пот. Из капель пота на частях его тела Аллах создал весь этот мир.

Арш, Курс, Лавх, Калам, Солнце, Луна, звёзды, преграды сотворены из капель пота, выделившихся на лице. Из пота, выступившего на голове, были созданы Джабраил, Микаил и все ангелы (мир им).

Из капель пота с груди нура Пророка (мир ему и благословение) были созданы пророки, посланники, учёные, шахиды, праведные люди и ‘арифы, знания и деяния которых соответствуют друг другу.

Байтуллах, Байт аль-Ма‘мур, Байт аль-Мукаддас, все мечети и места для их строительства были сотворены из пота, выделившегося на спине. Из пота с обеих бровей Всевышний создал умму Мухаммада (мир ему и благословение): истинно верующих мусульман и мусульманок, всех, кто принял Ислам и произнёс шахадат.

Из пота ушей Он сотворил души идолопоклонников, похожих на них безбожников, неверующих и лицемеров. Вся земля от востока до запада и все природные богатства земли, её недр, которые Аллах открывает людям по мере их потребности, были созданы из пота его ног.

После этого Всемилостивый Аллах повелел нуру Мухаммада (мир ему и благословение) взглянуть на все четыре стороны, и когда этот нур посмотрел таким образом, он увидел ещё четыре нура. Это были четыре его халифа: Абу Бакр, ‘Умар, ‘Усман – сын ‘Аффана, и ‘Али (да будет доволен ими Аллах).

Истинное правление халифата (праведный халифат) завершилось на этих четырёх праведных халифах. Семьдесят тысяч лет истинный нур Хабиба (мир ему и благословение) находился в чтении тасбиха. Затем из нура Пророка (мир ему и благословение) были созданы нуры всех пророков.

Всевышний ещё раз окинул взором милости нур Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), из которого создал его душу. Из неё были сотворены души других пророков, и на каждой из них выступил пот.

Из него были созданы уммы пророков. И умма Мухаммада (мир ему и благословение), которую облагодетельствовал Аллах Своей милостью, была сотворена из пота его души. Истинно познав Творца всего сущего, познав Пророка (мир ему и благословение), являющегося основой их создания, и следуя этим познаниям, все души воскликнули: «Ла илаха илла-Ллах Мухаммад – расулуллах!».

После этого Аллах сотворил светильник, ярко светящийся внутри и снаружи, подобный зеркалу. Затем сотворил Мухаммада (мир ему и благословение) в том виде, в котором Пророк (мир ему и благословение) появится на земле. Образ избранного из всех и превознесённого над всеми созданиями был помещён в тот светильник. Прекрасный образ Пророка (мир ему и благословение), сотворение которого совершенно и в котором сошлись все самые лучшие качества, предпочёл стоять. Стесняясь Всемогущего и не позволяя себе сесть в Его присутствии, он проявлял адаб, стоя как в молитве. Так он возвеличивал Творца без чьей-либо подсказки и указания.

Вокруг этого светильника души пророков делали таваф  сто тысяч лет. После этого Всевышний повелел душам всех людей посмотреть на нур Мухаммада (мир ему и благословение). И в зависимости от того, чья душа на какую часть посмотрела, Создатель сотворил деяния всех людей.

Увидевших его голову Он сделал халифами и султанами. Тем, чей взгляд остановился на лбу, суждено было стать праведными правителями. Посмотревшие на глаза стали хафизами. Гравёрами стали те, кто увидел брови. Кто разглядел уши, воспринял праведное слово. Кто увидел щёки, стали мудрецами. Визирями стали те, кто взглянул на губы. Посмотревшие на нос стали врачами и чиновниками. Те, кто увидел рот, стали соблюдающими пост. Те, чей взгляд остановился на горле, стали проповедниками и муэдзинами. Муджахидами  стали увидевшие бороду. Увидевшие шею стали торговцами. Наездниками, искусными фехтовальщиками стали взглянувшие на плечи. Те, кто посмотрел на правое плечо, стали лекарями, лечившими кровопусканием, а кто увидел левое – остались невежественными.

Кто бросил взгляд на правую ладонь, тот стал хранителем сокровищ, а на левую – скупцом. Взглянувшие на обе ладони стали щедрыми. Поварами стали те, кто увидел тыльную сторону правой кисти, писарями – увидевшие кончики пальцев левой руки. Те, кто смотрел на пальцы правой руки, стали портными. Кузнецами стали увидевшие пальцы левой руки. Кто посмотрел на грудь, стали муджтахидами . Увидевшие спину подчинились Шариату. Узревшие бок Пророка (мир ему и благословение) стали борцами за веру (гази). Кто взглянул на живот, стал захидом. Взглянувшие на колени стали теми, кто помногу совершает руку‘ и суджуды. Увидевшие ноги стали охотниками. Кто увидел его ступню, стали скороходами. Увидевшие только его тень стали певцами.

Ничего не увидевшие стали мушриками , неверными. А те, которые даже не посмотрели в сторону нура Посланника (мир ему и благословение), стали спорить со Всевышним, отрицая всё, что называется религией, считая себя богами и заставляя людей служить себе.

Творец Своим могуществом создал весь мир, претворив в жизнь Свою волю. Хотя души людей и посмотрели в сторону Любимца Аллаха (мир ему и благословение), каждый увидел только по одной его части.

И когда Пророк (мир ему и благословение) явился в этот мир, не все по-настоящему познали его. И не узнали силу и способности, которыми его одарил Всемогущий, кроме как по мере веры в него.

В общем, первое, что сотворил Всевышний, – это нур Пророка Мухаммада (мир ему и благословение).

Потом был сотворён Арш, а после него Калам – Писчее Перо. Аллах повелел Каламу: «Напиши всё, что случится до Судного дня». (Имам Ахмад, имам ат-Тирмизи от Убадат бин Ссамита)

Первое, что написал Калам по повелению Господа: «Я Тавваб – Я принимаю покаяние кающегося». (Саид бин Мансур в «Сунане», Ибн Абу Хатим в «Тафсире» и Абу Нуайм в «Хульятуль авлия» от Абу Заргата бин Амра)

Первым днём, сотворённым Всевышним, является воскресенье. (Ибн Асакир в «Тарихе» от Ибн Аббаса)

Первыми, что сотворил Аллах, являются свет и тьма. Потом Он сделал между ними преграду: свет сделал днём, а тьму – ночью. (Ибн Джарир в «Тафсире» от Ибн Исхака)

Первое, что построил Владыка, – это небеса. (Передал аль-Аскарию от аль-Катаби, что тот прочитал с древнего Таврата (Тора).)

Первый дом, построенный на земле, – Кааба. В Коране сказано: «Воистину, первым домом, который был воздвигнут для людей, является тот, который находится в Бакке (Мекке)». Имам Бухари и Муслим передают от Абу Зарра (да будет доволен им Аллах): «Я спросил: “О Посланник Аллаха, какая мечеть была построена первой?” Пророк (мир ему и благословение) ответил: “Мечеть аль-Харам”».

Хафиз Байхаки в своей книге «Далаилу ан-Нубувва» пишет хадис от Абдуллаха бин Амра бин Асса (да будет доволен им Аллах): «Всевышний отправил ангела Джабраила (мир ему) к Адаму и Хаве передать им повеление построить Каабу. Когда Адам (мир ему) завершил постройку, ему было велено совершить таваф (обход) вокруг неё. И было сказано ему: “Ты первый человек на земле, а Кааба – первый дом, установленный для людей на земле”». Что касается слов «установленный» и «построенный» – в хадисах имеется в виду для богослужения людям.

По материалам книги «История пророков» / Саид-афанди аль-Чиркави. Пер. с аварского яз. Книги “Къисасуль анбияъ”.  В двух томах. – 1-й том.


Зиярат – посещение кого-либо, визит; здесь: посещение ради получения благодати.

Нур – духовный или материальный свет, луч.

‘Арш – самое большое создание Аллаха, сотворённое из нура (света).

Тасбих – прославление Аллаха словами «Субханаллах»; восхваление, очищение Всевышнего от того, что наговаривают неверные.

Мир’ат аль-Хайат – Зеркало жизни.

Суджуд – земной поклон.

Умма – народ, община Пророка (мир ему и благословение).

Руку‘ – поясной поклон в намазе.

Курси – следующее по величине после ‘Арша творение Аллаха.

Лавх аль-махфуз – Хранимая Скрижаль.

Калам – Писчее Перо.

Шахид – погибший за веру, мученик.

‘Ариф – познавший Аллаха.

Байтуллах – Кааба.

Небесный прототип Каабы.

Байт аль-Мукаддас – мечеть аль-Акса в Иерусалиме.

Шахадат – свидетельство веры, выражаемое произнесением слов «Ашхаду алла илаха илла-Ллах ва ашхаду анна Мухаммада расулу-Ллах – я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и ещё свидетельствую, что Мухаммад – посланник Аллаха».