Порядок обмывания умершего

Общие сведения об обмывании покойного

Первым из обязательных действий, совершаемых по отношению к умершему мусульманину, является его обмывание (гасль). И это, по единодушному мнению всех учёных-богословов, является коллективной обязанностью (фарз аль-кифая). Самым необходимым минимумом обмывания является протекание воды один раз по всему телу, включая волосы, кожу. При этом обязательно обмыть головку полового члена мужчины, которому не совершили обрезание (не обрезана крайняя плоть полового члена), освободив её от кожи, также ту часть полового органа женщины, что выявляется при сидении для справления нужды. Если затруднительно довести воду до головки полового члена необрезанного мужчины, то ему совершают таяммум. Так пишет Ибн Хаджар.

Если на теле покойного есть открытая рана, из которой идут выделения и не удаётся остановить кровь, то необходимо закрыть её чем-нибудь (тампоном) и завязать, и, соблюдая таким образом всевозможную чистоту, завернуть его в саван и скорее совершить над ним погребальную молитву. Нельзя, чтобы на теле покойного был изолятор, препятствующий его соприкосновению с водой. При наличии такого изолятора обмывание несовершенно, и, следовательно, погребальный намаз тоже недействителен. К категории таких же изоляторов относится и грязь, скапливающаяся под ногтями так, что мешает доступу воды до кожи под ними. На это тоже необходимо обратить внимание. Об этом пишет шейх Ахмад бин Хаджар аль-Хайтами (874–909 г. х.).

Согласно достоверному доводу, обмывать следует и утопленника. Человеку велено обмывать его. Даже если его обмоет умственно неполноценный, сумасшедший человек, ребёнок или неверующий, то этого тоже достаточно. По шафиитскому мазхабу, если даже от тела умершего сохранилась лишь часть или один его орган, то и его обмывают и над ним совершают заупокойную молитву.

Обмывая тело человека, умершего после вступления в большое (хадж) или малое (умра) паломничество, по мазхабу имама аш-Шафии не дозволяется использовать что-либо, имеющее приятные запахи, и не разрешается укрывать его голову саваном. Если человек умер, будучи в состоянии осквернения (джунуб, т. е. когда необходимо было совершить полное омовение тела), то его тоже достаточно обмыть единожды.

Человек, который сам обязан совершить ритуальное полное омовение (джунуб), тоже может обмыть покойного мужчину, так же, как и женщине, находящейся в состоянии менструации, дозволено обмывать покойную женщину. Однако лучше, конечно, чтобы обмывающий покойного сам тоже был в состоянии полной ритуальной чистоты – в полном и частичном омовении тела.

О намерении для обмывания покойного

Следуя достоверному (асахх) слову учёных-богословов, необязательно совершать намерение при обмывании тела покойного, так говорит и имам Абу Ханифа. Можно посмотреть в книге «Рахмат аль-уммат». Основная цель обмывания покойного – это добиться чистоты. Поэтому, если даже его обмоет неверующий, маленький ребенок или сумасшедший, то этого тоже достаточно, как мы упомянули об этом выше. Следовательно, совершать намерение для его обмывания тоже необязательно. Аль-Буджайрими, ссылаясь на книгу Ибн Хаджара, пишет, что, так как есть учёные, которые говорят, что намерение при обмывании покойного обязательно, хотя бы сунной будет являться совершение подобного намерения. Намерение делают следующим образом: «Я намереваюсь совершить обмывание этого покойного» или «я намереваюсь сделать так, чтобы заупокойный намаз по этому человеку был дозволенным». Однако сделать намерение, когда совершают омовение (тахарат) покойного, является обязательным, хотя само омовение и является сунной. Так пишет аль-Буджайрими. Потому и говорят: «У нас есть одно обязательное (фарз) деяние, но намерение для которого лишь желательно (сунна), есть и другое желательное деяние, но намерение для которого обязательно».

Если при отсутствии возможности обмыть покойного ему совершили таяммум, то для него тоже намерение необязательно, а желательно, так же, как и для его обмывания.

Минимум действий для необходимого обмывания покойного

Обязанность по обмыванию покойного считается выполненной, если, удалив нечистоты, имеющиеся на его теле, один раз полностью вода протечёт по нему. При этом необходимо довести воду до всех волос и кожи, в том числе и под ногтями, и обмыть половые органы, как мы описали выше. Человеку, обмывающему покойного, никак не обойтись хотя бы без этих знаний.

Совершенный метод обмывания покойного – когда в совершении обмывания умершего участвуют обмывающий (гассаль) и его помощники.

Желательно, чтобы помощников было как можно меньше, чтобы они не мешали друг другу. Гассаль и его помощники не должны говорить между собой или сообщать другим о физических недостатках умершего – как во время омовения, так и после него. Желательно, чтобы умершего мыли близкие, любящие его люди, которые не брезговали бы проводить обряд. От ‘Амира (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланника Аллаха (мир ему и благословение) после его смерти искупали ‘Али бин Аби Талиб (да будет доволен им Аллах), аль-Фадль ибн ‘Аббас и Усама ибн Зайд (да будет доволен ими Аллах), и они же спустили его в могилу, и вместе с ними также спустился ‘Абдур-Рахман ибн ‘Авф (да будет доволен им Аллах). Когда Али (да будет доволен им Аллах) закончил, он сказал: «Поистине, за дела человека (после его смерти) берутся члены его семьи» (Абу Давуд, аль-Байхаки). Если среди них нет знающих, то омовение поручают доверенным и богобоязненным людям.

Помощник обмывающего поливает тело водой. Остальные при необходимости помогают поворачивать и поддерживать тело умершего во время обмывания, набирают в кувшины воду.

Итак, совершенный метод обмывания покойного следующий. Покойного следует обмывать под крышей (можно поместить в закрытое помещение). В помещение заходят лишь обмывающий покойного, его помощник (или помощники) и вали покойного. Посторонним людям не следует входить туда. Вали – это самый ближайший из наследников умершего. Сказано, что и усопший испытывает такую же боль, что и живой, поэтому обмывать его следует мягко, с чувством милосердия. Так говорит аль-Буджайрими.

Во время обмывания рекомендуется говорить: «О Аллах! Просим у Тебя прощения». Тому, кто совершает обмывание умершего, рекомендуется надеть фартук, на руки надеть перчатки, на ноги – сапоги, т. е. не допустить попадания на одежду грязи (воды, которой омыли умершего, крови и пр.). Перед обмыванием следует вымыть место, на котором собираются совершить обряд. После этого умащивают это место духами, не содержащими спирт, так как спирт относится к наджасе. Затем укладывают тело на подготовленное высокое место, снимают с него одежду, прикрывая при этом его аврат. Это рекомендуется делать следующим образом: если умерший гибок, т. е. его суставы не застыли, одежда с него снимается без затруднений; если суставы умершего застыли, то снять с него одежду обычным образом невозможно – её придётся разрезать. Начинают разрезание с правого рукава и режут её до воротника, затем таким же образом от левого рукава. После этого делают разрез от воротника до низа одежды, вытаскивают ее из-под покрывала, укрывающего аврат (при этом следят, чтобы покрывало оставалось на своём месте). Что касается брюк умершего, то их начинают разрезать с пояса по правому боку и режут до низа. Точно так же поступают с левой штаниной. После этого умершего поворачивают на левый бок и собирают из-под него всю одежду, затем переворачивают на правый бок и собранную одежду убирают. Здесь также необходимо следить, чтобы не открылся аврат.

Лучше, чтобы обмываемый покойный был в широкой, тонкой и водопроницаемой рубахе. И при обмывании его тело протирают, просунув руку через широкие рукава рубахи, а если рукава недостаточно широкие, то их следует снизу распороть для этой цели. Сообщается, что Умму ‘Атыйя (да будет доволен ею Аллах) рассказала: «Когда умерла дочь Посланника Аллаха (мир ему и благословение), он зашёл к нам и сказал: “Обмойте её трижды или пять раз, или более того, если посчитаете нужным, водой и сидром (ююбой), а когда будете делать это в последний раз, используйте камфару и дайте мне знать, когда закончите”. Закончив обмывать её тело, мы сообщили ему об этом, а он дал нам свой изар (накидку) и сказал: “Заверните её в это”».

Умму ‘Атыйя (да будет доволен им Аллах) также рассказывала, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Начинайте обмывать тело с правой стороны и с тех частей, которые необходимо обмыть при омовении» (аль-Бухари и Муслим). Кроме того, она также передала: «И мы расчесали ей волосы, заплетя их в три косы».

Итак, традиционно умершего обмывают три раза, так как это является сунной – рекомендованным деянием:

1) обмывание водой, содержащей листья дикой ююбы;

2) обмывание водой, смешанной с камфарой;

3) обмывание чистой водой.

Однако при этом необходимо учесть, чтобы добавляемые в воду камфара, ююба или кедровый порошок были в таком количестве, чтобы они не меняли свойства воды – цвет, вкус, запах. Совершать обмывание допустимо и рекомендуется солёной водой, как, например, морская, ибо несолёная вода будет ускорять процесс разложения тела, и лучше, чтобы вода была прохладной, ибо это также замедляет процесс разложения. Но в тех случаях, когда, к примеру, необходимо удалить нечистоты (наджаса) или другую грязь (не будет сунной обмывать очень холодной водой), при необходимости тело следует мыть тёплой водой, температура которой близка к температуре тела живого человека (37–38º), но никак не горячей. Далее окуривают помещение благовониями. Затем умершего аккуратно усаживают на высоком месте (доске, столе) так, чтобы он немного был наклонён назад. Правую руку ставят между обоими его плечами, а большой палец – в ямку затылка для того, чтобы голова не качалась из стороны в сторону. Обмывающий также придерживает его тело сзади правым коленом. Затем, немного прибавив сил, левой рукой надавливают на грудь умершего и проводят ладонями вниз по животу с целью удаления из его тела нечистот (чтобы вышли из тела остатки испражнений). И это действие повторяют несколько раз.

Перед обмыванием необходимо смыть с тела нечистоты (наджаса). Для этого умершего укладывают на спину и, используя изолятор, например, используя много воды, обмотав левую руку лоскутом ткани или надев перчатки, трижды совершают умершему подмывание, как и живому человеку (необходимо следить, чтобы половые органы при обмывании были прикрыты). Для этого используют мыло. Применение мыла способствует также смягчению тела умершего. Однако вода, которой совершается обмывание, должна быть пригодной для очищения: её нельзя смешивать с мылом. Затем обмывающий снимает защитные перчатки, моет руки и меняет перчатки на новые.

Далее указательным пальцем левой руки посредством ткани протирают ротовую полость (и удаляются нечистоты из ротовой полости, если они имеются). А маленьким пальцем очищают носовую полость, используя для этих целей немного воды. Эти действия повторяют трижды. После этого покойному совершают частичное омовение, омывая каждую необходимую часть по три раза.

Порядок омовения (вуду) умершего

Вначале, одновременно со следующим намерением: «Я намереваюсь совершить этому умершему желательное (сунна) омовение», – обмывающий моет умершему лицо. Его голову при этом наклоняют в сторону, чтобы через рот вода не попала вовнутрь. Затем омывают умершему обе руки до локтей, начиная с правой руки. При этом необходимо мягкой палочкой удалить грязь из-под ногтей. Состригать ногти или волосы умершего является нежелательным (караха). Однако если вода не доходит до корней волос или в места под ногтями, то состригать ногти и сбривать волосы является обязательным. После этого совершают протирание (масх) головы – так же, как это делают живые люди. Далее моют ноги до щиколоток. Следует отметить, что при выполнении данного омовения обязательно сделать соответствующее намерение. Таков порядок омовения как женщин, так и мужчин.

Порядок обмывания (гасль) умершего

Обмывание как мужчин, так и женщин производится одинаково, разве что женщине следует заплести волосы в косы.

1. После омовения умершему моют голову и бороду и затем гребнем с широкими зубчиками расчёсывают их волосы. Волосы перед мытьём расплетают. Волосы, отделившиеся от головы и бороды умершего при расчёсывании, обязаны захоронить вместе с ним, и вложить их в его саван является сунной.

2. Затем, начиная от шеи до самых ног, моют правую переднюю часть тела, а после этого точно так же моют и левую переднюю часть.

3. Умершего укладывают на левый бок и моют правый бок, спину, от шеи до ступни ноги включительно, тщательно промывая между пальцами. Порядок мытья такой: льют воду на тело, протирают его, затем снова льют воду. Под ткань, прикрывающую половые органы, также льётся вода.

4. Те же действия проделывают, положив умершего на правый бок. Помощник при этом повсюду обильно поливает усопшего водой.

5. Чтобы вымыть спину умершего, не следует класть грудью вниз, это запрещено (харам), ибо является неуважением по отношению к усопшему. Спину обычно обмывают в то время, когда поворачивают тело покойного влево или вправо. Некоторые моют спину отдельно: слегка приподняв умершего за лопатки, поливают спину водой.

6. Производя обмывание, как мы упоминали, сунна использовать мыло, шампунь и т. п. Затем, поливая водой от головы до ног, смывают мыло. После этого тоже, добавив в воду немного камфары так, чтобы она не меняла свойства воды, производят общее обмывание всего тела. Всё это является одним обмыванием. Обязательно обмывать умершего 1 раз водой без мыла. Обмывать 3 раза таким же образом – это сунна (желательно).

7. После обмывания тела усопшего для обмывающего сунной является размять суставы его тела, т. е. сгибать и разгибать локти, коленки. Затем его тело хорошенько вытирается полотенцем или чистой тканью, чтобы саван не промок, ибо, если саван промокнет, разложение тела начнётся быстрее.

8. Далее тело покойного ароматизируется благовониями (мускусом, амброй, камфарой, розовым маслом). Особо тщательно умащиваются благовониями голова, борода, лоб, нос, руки, колени и ноги умершего, т. е. те места, которые участвуют в совершении земного поклона (саджда) при намазе.

Если мужчина, не являющийся махрамом, без изолятора дотронется до кожи умершей женщины или, наоборот, женщина дотронется до кожи умершего мужчины, то у умершего омовение не нарушается, а у живого – нарушается. Если после полного обмывания произойдёт выход испражнений, крови или другой наджасы, то обмывание не нарушается и заново его уже не производят. А очищать загрязнённое место, смыть наджасу является обязательным.

В книгах «Тухфат аль-Мухтадж» и «Нихаят аль-Мухтадж» указано, что если даже у мёртвого появятся нечистоты после окутывания в саван, то необходимо очистить загрязнённое место. Но есть учёные, которые говорят, что это необязательно. Ибн Хаджар и ар-Рамали пишут, что даже если у умершего нечистоты появились до совершения погребальной молитвы, то всё равно необходимо очиститься от них. Так же говорится и в книге «Бушра аль-карим». Аль-Буджайрами пишет, что если нечистоты появились после совершения заупокойной молитвы по умершему, то очищать его от них является сунной, потому что тело покойного и так будет разлагаться.

Если не удаётся остановить кровь, текущую из тела умершего, или другие нечистоты, то, несмотря на это, всё равно нужно обмывать это место. Однако место, откуда просачивается грязь, обязательно закрыть чем-нибудь, прикрепить к нему лейкопластырь и забинтовать его. И после обмывания тела такого человека обязательно скорее совершить по нему заупокойный намаз, подобно тому, как сразу после омовения намаз совершает тот, у кого имеются постоянные выделения (т. е. страдающий недержанием мочи). Производя обмывание, запрещено (харам) смотреть и трогать срамные органы (аврат) умершего, если ему более семи лет (кроме крайне необходимых случаев). Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Пусть мужчина не смотрит на аврат мужчины и пусть женщина не смотрит на аврат женщины» (имам Муслим).

Авратом являются части тела от пупка до колен. Также желательно (сунна) не смотреть и не трогать (без изолятора) и остальные части тела, если в этом нет необходимости. Органы, до которых нельзя дотрагиваться, необходимо обмыть, обвернув руку куском материи.

Ниже ещё раз перечислим то, что является сунной при обмывании умершего, поскольку очень важно знать, что является обязательным действием (фарз), без которого обряд не будет действительным, а что – желательным.

Желательные действия обмывания

Рекомендуется, чтобы тот, кто производит обмывание, был доверенным, надёжным человеком. Увидев что-либо хорошее у покойного во время обмывания, желательно рассказать об этом другим, а если увидели что-то плохое, то запрещается (харам) говорить об этом. Например, если на лице умершего увидели сияние (нур) или улыбку или ощутили от него приятный аромат, то можно упомянуть об этом, а если увидели его лицо омрачённым, то следует скрывать это от других. В хадисе говорится, что тому, кто утаит недостатки верующего, Всевышний в Судный день тоже скроет недостатки. Также в хадисе говорится: «Кто бы ни обмыл умершего, исполнив при этом доверенное (аманат) ему и скрыв увиденное у мёртвого, тот очистится от грехов, словно в день своего рождения» (имам Ахмад). Достоверный хадис, переданный аль-Хакимом, гласит: «Тому, кто обмоет покойного и скроет при этом его недостатки, Всевышний Аллах сорок раз утаит грех».

Однако если умерший был сторонником запретных нововведений в религии, то сунной является рассказать другим об увиденных его плохих сторонах, дабы это послужило людям поучительным уроком.

Другими желательными действиями являются следующие:

– начинать обмывание с головы, затем мыть правую часть тела спереди, после таким же образом – левую, далее мыть правую часть тела сзади, а затем левую сзади;

– класть в воду для омовения листья дикой ююбы. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) приказал женщинам, которые обмывали его дочь Зайнаб (да будет доволен ею Аллах), положить в воду листья ююбы. Если же нет ююбы, то можно использовать другие растения, имеющие приятный запах;

– обмывающему желательно надеть старую одежду.

При обмывании умершего рекомендуется, чтобы присутствовали только обмывающий, его помощник и попечитель покойного. И если нет необходимости, рекомендуется не обращаться за помощью к другим помимо названных лиц;

– совершать обмывание умершего под крышей, в закрытом помещении, вдали от взоров посторонних людей;

– направить усопшего грудью в сторону Каабы;

– совершать обмывание на доске, столе или т. п.;

– приподнимать верхнюю часть тела умершего во время обмывания, чтобы стекала вода;

– совершать обмывание прохладной водой, кроме тех случаев, когда, к примеру, необходимо удалить нечистоты (наджаса) или другую грязь (не будет сунной обмывать очень холодной водой). Допустимо и рекомендуется выполнять обмывание солёной водой, как, например, морской водой;

– вымыть живот умершего левой рукой, надавив на него с целью удаления из его тела нечистот. Это выполняется следующим образом. Умершего усаживают, придерживая тело сзади правым коленом. Правой рукой придерживают тело за плечо и шею, наклоняя при этом покойного вперёд, а левой рукой надавливают ему на живот;

– применять благовония во время обмывания, зажечь специальные для этой цели палочки, выделяющие приятный запах.

Аль-Кальюби пишет, что сунной является окуривать помещение благовониями до тех пор, пока не захоронят умершего;

– использовать много воды;

– гассалю надевать на руки перчатки или изолировать свои руки тканью (это обязательно для мытья аврата (области тела от пупка до колен) и не обязательно для омовения всех остальных частей тела);

– использовать разные куски ткани для мытья разных участков тела: одни – для мытья аврата, другой кусок – для тела, отдельный кусок ткани – для протирания дёсен и рта (указательным пальцем левой руки посредством ткани удаляются нечистоты из ротовой полости, если они имеются);

– сделать умершему частичное омовение тела (вуду);

– вымыть тело трижды;

– после обмывания насухо вытереть усопшего.

Важные моменты, требующие внимания

1. Если на теле умершего имеются открытые раны или ожоги, то, прежде чем обмывать тело, эти раны следует забинтовать и закрыть бинт материалом, не пропускающим воду, а после окончания обмывания выполняется таяммум, т. е. если нет возможности обмыть определённую часть тела, вместо этого выполняется таяммум. Если же нет возможности обмыть тело умершего (его тело сгорело или есть вероятность того, что тело может рассыпаться), то его не обмывают, а совершают таяммум.

2. Перед началом обмывания умершего обмывающему самому желательно совершить частичное омовение (вуду), а после обмывания покойного ему очень рекомендуется выполнить полное омовение тела. Сообщается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Кто искупал умершего, тот пусть искупается сам, а кто нёс носилки, пусть совершит омовение» (имам Абу Давуд, Байхаки). Однако это веление Посланника Аллаха (мир ему и благословение) не является обязательным, а является желательным, что объясняется другими преданиями.

От Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) передано, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Нет на вас обязанности совершать полное омовение после купания мёртвого, ибо ваши мёртвые не являются нечистыми и вам достаточно вымыть ваши руки» (Хафизы аль-Хаким, аль Байхаки).

3. Желательно произвести обмывание умершего бесплатно, безвозмездно, ибо обмывающий получит за это великую награду от Аллаха, если он тем самым стремился к довольству Всевышнего, не желая благодарности от людей и не преследуя какой-либо другой подобной цели.

4. Обмывая усопшего, заворачивая его в саван, обмывающему желательно часто поминать Всевышнего, читать мольбу для умершего. Также ему рекомендуется при совершении усопшему частичного омовения, обмывания и после их завершения читать те же самые молитвы, которые он обычно сам читает, совершая частичное омовение, полное омовение и после них. Но молитвы эти необходимо читать не за себя (т. е. не за первое лицо), а за умершего (т. е. в третьем лице). Например, вместо слов «вадж‘альни» следует читать «вадж‘альху», т. е. вместо окончания «-ни» произносится «-ху», а для женщины – «-ха».

5. Если у умершего имеются съёмные зубные протезы, то их необходимо снять.

6. Запрещено совершать вскрытие тела умершего, а также изымать любые его органы, например глаза, даже в том случае, если он сам завещал сделать это.

7. Ошибочно мнение, что если человек участвовал в совершении обмывания умершего, то ему нельзя принимать участие в его похоронах.

Человек, достойный произвести обмывание покойного

Самым достойным лицом для обмывания тела умершего мужчины является тот, кто больше достоин руководить погребальной молитвой по нему (с. 236–238). Однако при этом следует учитывать то обстоятельство, что, в противоположность руководству погребальной молитвой, здесь предпочтение для обмывания умершего перед более просвещённым, учёным человеком не отдаётся тому, кто старше него (учёного) по возрасту или ближе для покойного по родственным связям, потому что главная цель в данном случае заключается в том, чтобы в совершенстве произвести обмывание покойного. Цель же погребальной молитвы – в совершении мольбы для умершего, и есть больше шансов, что Всевышний примет мольбу старшего по возрасту или более близкого для покойного родственника. Поэтому для обмывания покойного предпочтение перед взрослым, но недостаточно просвещённым близким родственником отдаётся более знающему, но являющемуся дальним родственником умершего, даже если второй младше по возрасту, чем первый. Аль-Буджайрами пишет, что приоритетнее, чтобы покойного обмывал более просвещённый посторонний для него человек, чем менее знающий его родственник. Нежелательно доверять обмывание усопшего фасику, т. е. человеку, который постоянно предаётся большим грехам.

Под словами «более просвещённый или знающий» мы имеем в виду того, кто лучше знает предусмотренный в Шариате метод обмывания покойного.

Если муж обмывает жену или наоборот, то производящему обмывание желательно (сунна) надеть резиновые перчатки или какой-то подобный изолятор (лоскут ткани), дабы у него не нарушилось частичное омовение тела (вуду).

Лучше, чтобы покойную женщину обмывали её родственницы-женщины, среди которых самыми достойными являются женщины-махрамы по родству, например дочь умершей, её мать, сестра и т. д. Однако лучше, конечно, если покойную будет обмывать более просвещённая, но дальняя родственница, чем недостаточно просвещённая близкая родственница. Для того чтобы какому-либо человеку могли отдать предпочтение в таком деле, существуют следующие условия (шурут): он должен быть свободным (не рабом); должен исповедовать ту же религию, что и умерший (Ислам); отсутствие между ним и покойным вражды, кровной мести; он не должен быть постоянно совершающим большие грехи (фасик); он не должен быть ребёнком или умственно отсталым.

О том, что обмывающий и обмываемый должны быть одного пола

Мужчины обязаны обмывать мужчин, а женщины – женщин, кроме следующих четырёх случаев.

1. Супруги могут обмывать тела друг друга, но лучше, если обмывание умершего мужчины совершают мужчины, а женщины – женщины. Следовательно, неверно мнение, распространённое среди некоторых людей, что якобы запрещается мужу подходить к умершей жене. Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала, что Пророк (мир ему и благословение) сказал ей: «Если бы ты умерла раньше меня, то я искупал бы тебя, завернул бы в саван, совершил бы молитву над тобой и похоронил бы» (имам Ахмад, Ибн Маджа). В этом хадисе также содержится указание на последовательность обрядов.

2. Мужчина может обмыть тела женщин, которые для него являются махрамами (близкими родственницами, с которыми он по Шариату не может вступать в брак), так же, как женщина имеет право обмывать тела мужчин, являющихся для неё махрамами.

3. Мужчине (при необходимости) дозволено обмыть тело умершей маленькой девочки, не достигшей возраста, при котором у нормального (здорового) мужчины возникает возбуждение;  женщина может обмыть мальчика такого же возраста (т. е. детей, не достигших 7–8 лет отроду).

Если умер посторонний (не относящийся к этим категориям) мужчина, а рядом были только женщины (и наоборот), то над телом умершего проводится только таяммум, т. е. ритуальное очищение лица и рук при помощи чистой земли или песка.

Причины, при наличии которых не совершают обмывание покойного

Если обмывать покойного не представляется возможным, например, вода отсутствует или тело сгорело и вода может окончательно разрушить его, или у необрезанного человека не удалось обмыть часть полового органа под

крайней плотью, то в таких случаях, как говорит Ибн Хаджар, обязательно совершить ему таяммум, даже если на теле имеются нечистоты (наджаса). И после таяммума по нему совершают заупокойный намаз. Как мы упоминали выше, намерение для данного таяммума является сунной. Некоторые учёные-богословы говорят, что погребальный намаз по умершему не совершают, если не удалось полостью очистить его тело от нечистот (наджасы), ибо в данном случае не соблюдается необходимое условие таяммума и намаза (т. е. чистота тела). Но Ибн Хаджар пишет, что в подобных случаях покойному совершают и таяммум, и погребальную молитву как в безвыходной ситуации, т. е. если никак не удаётся очиститься от нечистот. Но если для этого есть возможность, то он также говорит, что нельзя совершить покойному ни таяммум, ни погребальный намаз по нему. В книге «И‘анат» Баджури говорит, что в данном вопросе необходимо следовать тому, что сказал Ибн Хаджар, потому что погребение умершего без совершения по нему намаза является неуважением, непочтительным отношением к нему.

Если нужно обмыть взрослую (совершеннолетнюю) женщину, а рядом есть только посторонний (чужой) для неё мужчина или наоборот, тогда покойной необходимо совершить лишь таяммум. И совершающий таяммум в этом случае закрывает руки изолятором.

Для совершения таяммума нужна чистая земля, в которой есть пыль, и она совершается покойному так же, как его совершает живой человек. Порядок совершения таяммума: ударяя обе руки об землю, сперва обтирают лицо умершего, затем ударяют второй раз и обтирают руки умершего по локоть включительно. Если посторонний для умершей женщины мужчина (или наоборот) может произвести её обмывание, не дотрагиваясь до неё рукой и не смотря на неё, то тогда тоже обмывание является обязательным, следуя самому достоверному слову учёных. Так пишет аль-Кальюби.

Если необходимо обмыть тело умершего мусульманина, а рядом есть только женщина-мусульманка и неверующий мужчина, то обмывание делает неверующий мужчина, а намаз по нему совершает женщина-мусульманка. Мусульманин также имеет право обмывать тело своего умершего неверующего родственника. Другие имамы мазхабов придерживаются того же мнения, кроме одного имама Малика, утверждающего, что мусульманину нельзя обмывать неверующего (кяфира), даже если он приходится ему родственником. (См. «Рахмат аль-уммат».) По мазхабу имама аш-Шафии шахида не обмывают; сверх той одежды, в которой он находится, его окутывают в саван и не совершают по нему погребальную молитву.