Какое внимание в Исламе уделяется чистоте?

Ислам уделяет огромное значение чистоте и личной гигиене человека. Сказано, что чистота есть половина веры, и чистота строится на вере (имане). Мудростью повеления соблюдения чистоты в Исламе является то, что чистота возвышает мусульманина, сохраняет его уважение, бережёт здоровье.

Желательно купаться: перед посещением исламских маджлисов; каждую пятницу; очистить и держать в чистоте тело, одежду и место намаза; стричь ногти; чистить зубы. Ислам велит чистить зубы сиваком (природная зубочистка) и удалять запах пота.

Расскажите о категориях воды, которые согласно Шариату, можно использовать для ритуального очищения.

Для очищения (по Шариату) можно использовать природную воду: родниковую, речную, морскую, дождевую, талую, колодезную и минеральную.

Если изменились цвет, вкус или запах воды, то можно ли использовать её для очищения?

Если вода изменила свой естественный цвет путем помутнения или смешивания с водорослями, листьями, ветками, то, как бы сильно не был изменён цвет, эту воду можно использовать. Это считается естественным изменением цвета, от которого трудно уберечься.

Если вода изменилась таким путем, от которого можно было её уберечь и которую уже нельзя назвать водой, то такую воду не используют для очищения. Например, молоко изменило её цвет, сахар изменил её вкус, то есть  если название «вода» уже не подходит к этой жидкости, то она для омовения, купания и очищения от нечистот непригодна.

Какой является вода, если что-либо чистое изменило её цвет, вкус или запах?

Вода, смешанная с другим (чистым) веществом, является чистой, однако непригодной для очищения.

Каковой является вода, изменившаяся попаданием в неё чего-либо нечистого?

Если изменены вкус, цвет, запах воды путём смешивания её с нечистотами, то, как бы много её не было, эта вода считается наджасой и её нельзя использовать для ритуального очищения, для совершения полного и малого омовений и для удаления нечистот. При попадании такой воды на одежду, тело или место совершения намаза, необходимо очистить.

Каковой является вода, в которую попало что-либо нечистое, но цвет, запах, и вкус которой не изменились?

Если в ёмкость с водой объёмом менее 216 литров попала хоть одна капля нечистот (наджаса), но при этом вода не изменилась, то этой водой пользоваться нельзя для наведения шариатской чистоты, ибо она является наджасой. А если объём воды больше 216 литров, и она не изменилась при попадании в неё нечистоты, то её можно использовать для очищения. Есть учёные, утверждающие, что водой, у которой не изменились цвет, вкус и запах от попадания в неё нечистот, можно пользоваться, если даже её будет меньше утвержденного объёма (т.е. 216 литров). Им можно следовать, в крайнем случае.

Перечислите некоторые достоинства сивака. Когда желательно пользоваться им?

Сивак – это зубочистка. Лучшим сиваком является тот, который сделан из корней дерева арак и финиковой пальмы. Очищение рта сиваком является настоятельной сунной Пророка (мир ему и благословение). Сивак вызывает довольство Всевышнего Аллаха, злит сатану, устраняет неприятный запах изо рта, придаёт белизну зубам, улучшает память, улучшает здоровье, облегчает предсмертный миг и напоминает шахаду перед смертью, помогает пищеварению, улучшает благосостояние.

В хадисе также сказано, что два ракаата намаза, перед совершением которых человек пользовался сиваком, семьдесят раз дороже, чем ракааты, совершённые без этого.

Сиваком особенно желательно пользоваться перед вступлением в каждый намаз; перед омовением; перед сном; после пробуждения ото сна; перед изучением религиозных наук; читая хадисы; читая зикр; при неприятном запахе изо рта; при желтизне зубов; перед обязательным и желательным купанием; входя в дом. Сиваком вообще желательно пользоваться часто и постоянно.

Какие действия нарушают малое омовение?

Омовение нарушает четыре действия:

1. Выделение чего-либо из половых органов (кроме спермы) или с заднего прохода.

2. Потерей сознания (сном, опьянением, обмороком и т. д.)

3. Дотрагивание до кожи человека противоположного пола, не являющегося махрамом и достигшего возраста, при котором вызывает возбуждение у нормального человека (приблизительно 6-7 лет).

4. Дотрагивание ладонью до человеческих половых органов или заднего прохода своего или чужого, независимо от возраста и пола.

Каков этикет посещения туалета?

Посещающему туалет следует быть обутым и в головном уборе. Входить нужно с левой ноги, выходить – с правой.

До того, как войти в туалет, читают: «Бисмиллахи. Аллахумма инни аузу бика миналь-хубси валь-хабаиси».

بسم الله اللهم اني اعوذ بك من الخبث والخبائث

После выхода из него читают: «Гуфранака. Альхамду лиллахи-ллязи азхаба анниль-аза ваафани».

غفرانك الحمد لله الذي اذهب عني الاذي وعافاني

Нельзя вносить в туалет что-либо, на котором написаны имена Всевышнего Аллаха и Пророка (мир ему и благословение), аяты Корана, хадисы, шариатские науки. При справлении нужды на открытой местности нужно остерегаться от поворачивания спиной или лицом к Каабе. Также к солнцу или к луне нежелательно поворачиваться как лицом, так и спиной при их восходе и закате.

Исправлять нужду нужно в укрытом от людей месте.

В туалете не следует разговаривать, читать Коран и поминать Аллаха (можно поминать сердцем). Если чихнуть, то «Альхамдулиллах» необходимо произносить мысленно. Малую нужду не справляют против ветра и на твёрдое место во избежание попадания капелек.

Подмываться нужно левой рукой. Если с места испражнения при подмывании могут пойти брызги, то для очищения нужно перейти в другое место. Нельзя справлять нужду на дороге, на местах собрания людей или под плодоносящими деревьями. Не нужно справлять нужду в норы животных, в расщелины, в стоячую воду, в проточную (малую) воду. При подмывании нежелательно дотрагиваться до половых органов правой рукой, также нежелательно смотреть на них.

Нужно остерегаться от попадания брызг мочи. Нежелательно справлять малую нужду стоя, и смотреть на нечисть.

Желательно сначала подтереться плотной вещью (бумага, камешки), а затем подмыться водой. Если вы хотите выбрать одно из них, то предпочтительно очиститься водой. При использовании воды сначала моют половые органы, затем анальный проход.

После очищения, выйдя из туалета, читают: «Аллахумма таххир кальби мина- ннифаки вахассин фарджи миналь-фавахиши».

اللهم طهر قلبي من النفاق وحسن فرجي من الفواحش

Что такое наджаса (нечисть) и как от неё очищаются?

Наджасой являются все опьяняющие жидкости; все грязи, исходящие с тела (кроме пота); кровь; гной; рвотные массы; все мёртвые животные (кроме человека, рыбы и саранчи); часть, отрезанная от живого животного (кроме пера, волос и шерсти с животных, мясо которых можно есть); собака; свинья; молоко всех животных, мясо которых запрещено есть (кроме человеческого).

Наджасу от собаки и свиньи нужно смывать семь раз, один из которого с использованием чистой земли.

Мочу ребенка мужского пола до двух лет, которого не кормили ничем, кроме молока, достаточно сбрызнуть водой. А место, загрязнённое мочой девочки необходимо вымыть.

Наджасу смывают водой до удаления запаха, цвета и вкуса. Если и после этого не смогли почистить, и остались цвет или запах (но не оба вместе), то Всевышний прощает это (т.е. делает ‘афву). Если же остались цвет и запах вместе или вкус, то нужно пользоваться моющими средствами. Если и тогда, не смогли удалить наджасу, то это тоже прощается.

Намаз нельзя совершать при наличии наджасы на теле, на одежде или на месте его совершения.

Наджаса, которая прощается (т. е. делается ‘афву) – это нечисть, попавшая на одежду с грязных улиц при невозможности защититься от неё. ‘Афву делается от дождевых капель, от крови с раны и (болячек); от крови с места укола (если её будет не слишком много); от крови задавленной блохи или вши; если в молоко попадёт частица кизяка; если грудной ребёнок вырвет и дотронется ртом до груди матери; если на требухе зарезанного животного после мытья останется немного нечисти; можно есть хлеб, испечённый на кизячном огне; от волос, которые перешли на одежду, садясь на ишака или мула, если их мало, тоже делается ‘афву.

Говоря вкратце, от всей наджасы (нечистот), от которой трудно защититься, Всевышний делает ‘афву (прощение).

Основы религии и жизнеописание Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) в вопросах и ответах. Издание 2-е, исправленное и дополненное. Махачкала, 2009.