Понятие и сущность вакфа

Неиссякаемое подаяние

Вакф – это неиссякаемое при его использовании имущество, отданное на дозволенные цели без права на заключение сделок, например, на сделки купли-продажи, обмена и т.д.

Вакф считается одобряемым и востребованным Шариатом делом. Основой возникновения подобного рода имущества являются Коран и Сунна. Всевышний в Коране говорит:

لَنْ تَنَالُوا الْبِرَّ حَتَّى تُنْفِقُوا مِمَّا تُحِبُّونَ وَمَا تُنْفِقُوا مِنْ شَيْءٍ فَإِنَّ اللَّهَ بِهِ عَلِيمٌ

(смысл): «Вы не обретёте вознаграждение за благие дела (то есть не попадёте в Рай), пока не будете расходовать из того, что вы любите. И что бы вы ни расходовали – Аллах ведает об этом» (сура «Алю Имран», аят 92).

Сподвижник Пророка Абу Талха (да будет доволен им Аллах), услышав этот аят, решил израсходовать своё имущество на пути Аллаха. В хадисе в сборнике «Сахих аль-Бухари» приводится эта же история следующим образом: Абу Талха (да будет доволен им Аллах), услышав этот аят, поспешил к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение), зачитал Пророку (мир ему и благословение) этот аят и сказал: «Самое дорогое моё имущество – это Байраха (название сада), и я отдаю его на пути Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение). Надеюсь на вознаграждение, поступи с ним (садом) так, как Аллах укажет тебе!». Тогда в ответ Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Браво, Абу Талха, это имущество, приносящее доход, мы приняли от тебя и возвращаем обратно: отдай его в пользование своим близким и родственникам». И Абу Талха отдал этот сад родственникам».

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передал от Пророка (мир ему и благословение) следующий хадис: «Когда человек умирает, то все его деяния прекращаются, кроме трёх: неиссякающее подаяние, знание, которым пользуются другие, и праведный ребёнок, совершающий мольбы за своих родителей» (Муслим 1631).

عن ابى هريرة ان رسول الله صلى الله عليه وقال إذا مات الانسان انقطع عنه عمله الا من ثلاثة الا من صدقة جارية أو علم ينتفع به أو ولد صالح يدعو له

Мусульманские богословы прокомментировали выражение «неиссякающее подаяние» – как вакф.

Ибну Умар, сын сподвижника Пророка Умара (да будет доволен ими обоими Аллах), передаёт хадис, в котором говорится, что его отец Умар (да будет доволен им Аллах) при взятии Хайбара (местность вблизи Медины), в качестве доли получил участок. Получив землю, Умар (да будет доволен им Аллах) отправился к Пророку (мир ему и благословение), чтобы посоветоваться, как поступить с землёй. Умар (да будет доволен им Аллах) обратился к Пророку (мир ему и благословение): «О, Посланник Аллаха (мир ему и благословение), мне досталась земля в Хайбаре. У меня никогда доселе не было ничего ценнее этой земли. Что посоветуешь мне с нею делать?». Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Если хочешь, сделай её вакфом». Умар (да будет доволен им Аллах) сделал тот участок вакфом с условием, чтобы его не продавали, не дарили, не наследовали, пользовались ею неимущие, родственники, для выкупа рабов из рабства, путникам, воинам, гостям. Нет греха тому, кто будет заниматься этой землёй и употреблять выращенное умеренно (не наживаясь на этом)». Именно этот вакф, сделанный сподвижником Умаром, и был первым вакфом в истории Ислама. Практика вакфа быстро и широко распространилась среди мусульман. Сподвижник Пророка Джабир (да будет доволен им Аллах) сказал, что не было ни одного сподвижника, у которого была хоть какая-то возможность делать вакф, и он бы этого не делал. Имам аш-Шафии говорил: «Мне известно, что 80 ансаров (жители Медины) сделали вакф».

Мудрость вакфа

1) Приближение ко Всевышнему, приобретение большого вознаграждения – ведь нет более любимого для мусульманина поступка, приближающего его ко Всевышнему и приумножающего Его любовь к нему.

2) В превращении своего имущества в вакф есть подтверждение и выявление напоказ своего рабства пред Всевышним, проявление своей любви по отношению к Аллаху. А любовь ко Всевышнему нигде так не проявляется, как в следовании Его повелениям. Ведь Всевышний в Коране говорит:

لَنْ تَنَالُوا الْبِرَّ حَتَّى تُنْفِقُوا مِمَّا تُحِبُّونَ وَمَا تُنْفِقُوا مِنْ شَيْءٍ فَإِنَّ اللَّهَ بِهِ عَلِيمٌ

(смысл): «Вы не обретёте вознаграждение за благие дела (то есть не попадёте в Рай), пока не будете расходовать из того, что вы любите. И что бы вы ни расходовали – Аллах ведает об этом» (Сура «Алю Имран», аят 92).

3) Оставление после себя неиссякаемой милостыни, благодаря которой даже после смерти человека он будет получать вознаграждение, как об этом говорится в вышеприведённом хадисе.

4) Доставление великого блага для мусульманского общества, общественных целей, таких как: возведение мечетей, мусульманских школ (медресе), распространение знаний и т.п.

5) Удовлетворение потребностей бедных, неимущих людей, сирот, путников и т.д.

Арканы (составные части) вакфа

Составных частей у вакфа четыре: а) учредитель , б) имущество, завещанное на благотворительные цели (в качестве вакфа), в) тот, кому завещают вакф, г) формулировка.

В свою очередь, каждая из составных частей вакфа имеет свои условия.

Условия учредителя вакфа:

1) Юридическая подлинность слов учредителя вакфа, то есть учредитель должен быть свободным, совершеннолетним и разумным. Раб не может быть учредителем вакфа, поскольку у него нет своего имущества, вплоть до того, что он сам принадлежит другому, а именно своему хозяину. Также вакф не в состоянии осуществить ребёнок, не достигший совершеннолетия, а также умалишённый, даже если вакф осуществляется в присутствии и согласии их опекунов, которымтакже запрещено делать вакфом что-либо из их имущества.

2) Учредитель должен быть из тех, кто имеет право на благотворительность. Тот, на чьё имущество наложили арест по причине расходования им имущества в запретном или же из-за банкротства (то есть наличия больших долгов) – не имеет право делать вакф.

3) Добровольность. Вакф не засчитывается, если он был осуществлён под давлением, принуждением.

Условия завещаемого имущества в качестве вакфа

1) Завещаемое в качестве вакфа должно быть материальным, не допускается делать вакфом лишь пользу, не делая вакфом то, из чего она извлекается. И не имеет значения: польза сделана вакфом на какое-то время, как например, если сделал вакфом проживание в своём доме в течение года или же постоянно. Так же вакф не может быть осуществлён, если завещаемое в качестве вакфа не будет определено, как например, если владелец двух домов сделал вакфом один из своих домов, не конкретизировав, какой именно дом он делает вакфом. Подобный вакф не засчитывается из-за отсутствия ясности в том, что именно – в данном примере, какой именно дом делается вакфом.

2) Завещаемое в качестве вакфа должно принадлежать учредителю, и оно должно приносить пользу. Если кто-нибудь сделает вакфом имущество, не принадлежащее ему, то такой вакф считается несостоявшимся, недействительным. Человек не может сделать самого себя вакфом, поскольку его жизнь не принадлежит ему – она принадлежит Аллаху. Точно также нельзя делать вакфом зародыш животного, если при этом само животное не делается вакфом. Ранее мы сказали, что вакуфное имущество должно быть полезным, приносящим какую-то выгоду, пользу. К примеру, если сделать землю, непригодную для посева или же строительства, либо изношенную, истёртую одежду, от которой нет никакой пользы,  вакфом, то такой вакф недействителен.

3) Польза от вакуфного имущества должна быть продолжительной. Например, нельзя делать вакфом еду и подобное ей из всего того, что приносит пользу лишь с порчей, пропаданием самого имущества. Под продолжительностью подразумевается не вечность пользы, а такой период времени, в который предмет можно сдать в аренду. Например, если сделают вакфом машину или животное, вакф засчитывается, хотя польза, исходящая от автомобиля не постоянная, поскольку она может сломаться, выйти из строя. То же самое – и в отношении животного. Совсем не обязательно, чтобы вакуфное имущество приносило пользу на тот момент, когда его делают вакфом – вакф считается действительным, даже если вакуфное имущество принесёт пользу лишь в будущем, к примеру, если сделали вакфом маленькое (молодое) животное, вакф считается действительным, потому что в будущем это животное будет приносить пользу.

4) Польза, приносимая вакуфным имуществом, должна быть дозволенной. Если кто-нибудь сделает вакфом имущество, польза которого запрещена Шариатом, например, музыкальные инструменты – то такой вакф недействителен.

Вакф недвижимости

Согласно мусульманскому праву, делать вакф разрешается и на недвижимость, например, на такую, как: земля, дом, магазин, колодец – до тех пор, пока эта недвижимость пригодна для извлечения из неё выгоды, пользы. На законность недвижимого вида вакфа указывают Коран и Сунна Пророка (мир ему и благословение), а также практика сподвижников (да будет доволен ими всеми Аллах). Мы и ранее приводили слова сподвижника Пророка Джабира (да будет доволен им Аллах), который сказал: «Не было ни одного сподвижника, у которого была бы хоть какая-то возможность делать вакф, и он этого не делал». Имам аш-Шафии говорил: «Мне известно, что 80 ансаров (жители Медины) сделали вакф». А, как известно, чаще всего они делали вакф в виде земли, дома и колодца.

Вакф движимого имущества

Так же, как существует вакф недвижимого, существует и вакф движимого имущества. Например, такого, как: животные, машины, оружие, одежда, постельные принадлежности, посуда и полезная литература. Аргументами и доводами в пользу законности существования подобного вида вакфов являются хадисы Посланника Аллаха (мир ему и благословение). В одном из них говорится: «Кто сделает вакфом свою лошадь, веруя во Всевышнего и Его обещанию , то её сытность, напоенность, помёт и моча будут на Чаше весов в Судный день» (аль-Бухари 2698).

مَنْ احْتَبَسَ فَرَسًا فِي سَبِيلِ اللَّهِ إِيمَانًا بِاللَّهِ وَتَصْدِيقًا بِوَعْدِهِ فَإِنَّ شِبَعَهُ وَرِيَّهُ وَرَوْثَهُ وَبَوْلَهُ فِي مِيزَانِهِ يَوْمَ الْقِيَامَةِ

В другом хадисе в «Сахих аль-Бухари» Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорит: «Вы притесняете Халида , ведь он сделал вакфом свои кольчуги и орудия» (аль-Бухари 1399).

فَإِنَّكُمْ تَظْلِمُونَ خَالِدًا قَدْ احْتَبَسَ أَدْرَاعَهُ وَأَعْتُدَهُ فِي سَبِيلِ اللَّهِ

Формулировка

1) Желающий сделать что-то вакфом должен высказать слова, дающие понять, что именно он делает вакфом. Немой же должен письменно изъявить своё желание для того, чтобы сделать вакф.

2) Его слова (формулировка) не должны содержать смысл ограничения времени, какого-то срока. Например, если учредитель вакфа скажет: «Я делаю вакфом свой дом для изучающих религиозные знания (мутааллимы) сроком на один год»,  то такой вакф недействителен. Потому что вакф не может быть ограниченным каким-либо сроком, он должен быть постоянным. Однако есть и исключения, такие, как: мечеть, комнаты для поклонения, территории под кладбища и т.п. Если кто-либо скажет, что он делает свой участок вакфом сроком на один год для строительства мечети, то вакф засчитывается, а установленный срок аннулируется.

3) В формулировке обязательно надо упоминать: для какой цели делается вакф. Если просто сказать, что делаешь вакф, но не указать цель, то такой вакф не засчитывается из-за неясности того, как и для чего применять это имущество.

4) Несвязывание вакфа с каким-нибудь условием, событием и т.д. То есть, если, например, сказать: «Я делаю вакфом мой дом для неимущих, если ко мне придёт Ахмад», то такой вакф не засчитывается.

5) Необратимость. В определении вакфа нельзя ставить условие - как это допускается в сделке купли-продажи, что в течение трёх дней покупатель и продавец могут поменять своё решение и отказаться от сделки. То есть, покупатель, если при покупке оставлял за собой право на отказ от товара в течение трёх дней, мог вернуть товар и потребовать назад заплаченные деньги, так же как и продавец мог потребовать проданный им товар, вернув полученные за него деньги, конечно же, если продавец не отказывался от такого права. В вакфе же подобное не допускается! Наличие такого условия при учреждении вакфа нарушает вакф.

Да одарит нас всех Всевышний возможностью, а главное – желанием отдать что-то на пути Всевышнего, сделав вакф!

Статья составлена по книгам: «Аль-фикхуль-манхаджий», «Канзу-р-рагибин» и «Мугниль-мухтадж».