Мирские дела могут служить препятствием на пути к довольству Всевышнего

Это препятствие следует преодолеть отдалением от мирского, сохранением сердца от любви ко всему, что не приносит пользу на том свете. И тебе это вменяется в обязанность по двум причинам.

1. Благодаря аскетизму и освобождению сердца от мирского ты сможешь спокойно, полноценно и больше совершать поклонение. А стремление к обладанию мирскими благами и занятие им будет отвлекать тебя от поклонения явно и скрыто. Явно – тем, что ты занят мирскими делами, а скрытно – тем, что сердце твоё охвачено, занято любовью к этому миру. Эти оба обстоятельства будут отвергать тебя от поклонения. Поистине, у человека одно сердце, и когда оно занято чем-то – оно отдаляется от остального. Пример этого и того миров – это пример двух жён. Когда стараешься добиться довольства одной жены – другая начинает сердиться. Также этот мир и тот мир подобны востоку и западу. Приближаясь к одному из них – отдаляешься от другого.

Что касается занятия мирским внешне (в захире), то передано от сподвижника Абу Дарда (да будет доволен им Аллах): «Я занялся совершением поклонения и торговлей, но у меня не получилось хорошо заниматься ими вместе. И я оставил торговлю и занялся поклонением».

А что же касается скрытой занятости этим миром (в батыне), то это бывает из-за любви к мирским благам. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Тот, кто возлюбит этот мир – навредит тому миру. А тот, кто возлюбит тот мир  навредит этому миру. Вам следует отдать предпочтение миру вечному над этим преходящим, исчезающим миром».

Теперь тебе стало ясно, что занятие мирскими делами внешне и любовь сердца к этому миру не даёт возможность заняться поклонением подобающим образом в хузуре. А если ты отнесёшься к этому миру с аскетизмом, ты сможешь и внешне и внутренне заняться поклонением, тебе это будет удаваться легко, более того, сами органы тела будут тебе помогать в этом. От сподвижника Салману аль-Фариси (да будет доволен им Аллах) передали: «Поистине, когда раб отрекается от этого мира, сердце его озаряется мудростью, и органы тела помогают ему в поклонении».

2. Благодаря отрешённости от мирского увеличивается вознаграждение, ценность и степень почёта твоих деяний. Поистине, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Два ракаата, совершённых человеком, сердце которого отрешено от мирского, является более достойным и любимее Всевышнему Аллаху, чем постоянное поклонение абидов, которому нет конца».

По этой причине (т.е. из-за того, что ценность и степень почёта деяний увеличивается благодаря отрешённости от мирского) стремящемуся к поклонению следует быть отрешённым от мирского и отдалиться от него.

Если спросят: «Человеку необходимо определённое количество имущества, чтобы расходовать на пропитание, и как же нам тогда быть аскетами в этом мире?»,  то знай, что следует быть отрешённым от имущества, сверх необходимого для пропитания, ведь наша цель – это поклонение Всевышнему Аллаху, а не получение наслаждения от разнообразной еды и напитков. А Всевышний Аллах может дать нам силу для поклонения, если пожелает посредством какой-либо причины (еды, питья), а если пожелает без какой-либо причины (сабаб), как, например, для ангелов. Если это будет посредством какой-то причины, то эта причина (т.е. еда или питье) может быть достигнута путём твоих усилий, заработка. Но если Аллах пожелает, этот сабаб может быть получен без каких-либо твоих усилий и заработка. Как об этом сказал Всевышний Аллах:

وَمَن يَتَّقِ اللَّهَ يَجْعَل لَّهُ مَخْرَجاً وَيَرْزُقْهُ مِنْ حَيْثُ لَا يَحْتَسِبُ

Смысл: «Тому, кто боится Аллаха т.е. следует Его повелениям и остерегается Его запретов, Он создаёт выход из положения, т.е. спасает от бед и несчастий этого и того миров, и наделяет его пропитанием оттуда, откуда он и не предполагает». Коран 65:2;3.

Поэтому для тебя нет необходимости стремиться зарабатывать мирские блага и утомлять себя в их поисках. Но если ты не в силах отказаться от этого, и стремишься к приобретению мирских благ и возлюбил их, то тогда сделай намерение, чтобы посредством этих благ получить силу и возможность для поклонения Всевышнему Аллаху, а не следование своим страстям и получение наслаждения. Если ты сделаешь такое намерение – тогда твоё стремление к мирским благам будет считаться благим делом и стремлением к ахирату, а не к этому бренному миру. И это не навредит твоему зухду, т. е. отрешённости от мирского.

Материал подготовлен по книге имама Аль-Газали «Минхаджуль-абидин»




С концентрацией внимания на мыслях о Всевышнем Аллахе.

Поклоняющиеся.