История сына

Однажды Абу Язид аль-Бастами встал для ночного поклонения. К нему присоединился его сын. Абу Язид сжалился над ним, так как он был мал для бдения и ночь была холодна. Он сказал сыну:

– Ложись, сынок, впереди ещё длинная ночь.

Сын спросил отца:

– А почему встал ты?

Отец ответил:

– Сынок, мне предписано вставать.

Тогда сын сказал:

– Я запомнил слова Всевышнего из Его Книги: «Поистине, твой Господь ведает о том, что ты, о Мухаммад, и некоторые из твоих последователей проводите в поклонении Аллаху меньше, чем две трети ночи, иногда половину её или треть» . Кто эти люди, встававшие вместе с Пророком (мир ему и благословение)?

Отец ответил:

– Его сподвижники.

Тогда сын попросил отца:

– Не лишай меня почёта быть рядом с тобой, поклоняясь Аллаху.

Отец с изумлением обратился к сыну:

– О мой сын, ведь ты ещё не достиг совершеннолетия.

На что сын ответил:

– Я видел, как мама разжигала огонь: она сначала поджигала маленькие дрова, чтобы разжечь ими большие. Я боюсь, что Всевышний в Судный день начнёт с меня, а затем с больших.

Отец вздрогнул от страха перед Всевышним и сказал:

– Ты лучше пред Всевышним, чем твой отец.

Как мы относимся к этому виду поклонения? Кто из нас оживляет ночи? Пророк (мир ему и благословение) говорил:

عليكم بقيام الليل فإنه دأب الصالحين قبلكم وقربه إلى الله ومنهاة عن الإثم وتكفير للسيئات ومطردة للداء عن البدن رواه الترمذي

«Вам надлежит оживлять ночи. Поистине, это является обычаем праведников, живших до вас, приближением к Аллаху, удержанием от греха и искуплением прегрешений, избавлением тела от болезней» (приводят имам ат-Тирмизи «جامع الترمذي», аль-Байхаки «شعب الإيمان للبيهقي», ибн Асакир «تاريخ دمشق لابن عساكر», ас-Субки «معجم الشيوخ لتاج الدين السبكي»).

Оживление ночи поклонением является истинным наслаждением. Поэтому праведники радовались приходу ночи и огорчались её уходу.