Честь и достоинство мусульманина

Мы обязаны знать всё, что касается прав человека, как это ниспослано откровением от Всевышнего нашему Любимцу (мир ему и благословение).

Важное место в Шариате уделяется защите чести и достоинства, будь то отдельный человек и сообщество людей. Не дозволяется поносить, бранить человека, причинять ему вред и т. д. Защита чести гарантируется Шариатом. Всевышний повелел соблюдать право на честь большого и малого, мужчины и женщины, верующего и неверующего, родственника и неродственника. Запрещается упоминание недостатка конкретного человека, даже при наличии этого недостатка в нём. Злословие не способствует исправлению человека и его отдалению от плохого, а напротив, вызывает злобу, сумятицу в обществе.

Шариат обеспечивает защиту чести каждого человека, честь человека неприкосновенна, будь он жив или мёртв.

Что касается разговоров людей друг о друге, то не допускается возводить ложь на человека, и не имеет значения, является ли человек праведным или нет, мусульманином или нет. Не разрешается приписывать человеку слова, которые он не говорил, поступки, которые он не совершал, или поступки, которые мы не видели. Также не разрешается говорить о его недостатках, упоминание которых не принесёт пользы, а становится лишь выставлением напоказ чужого недостатка. Честь человека в таком случае защищается Шариатом. Что же говорить о нанесении вреда человеку, когда не дозволяется злословить о нём?

Честь человека занимает первостепенное положение в Исламе.

Шариат установил соблюдение прав человека даже в том, что касается запретных желаний. В действительности совершение поступка происходит поэтапно. Для примера: сначала мы видим цветок; затем у нас возникает желание ощутить аромат, исходящий от цветка, – это второй этап. На третьем этапе человек срывает цветок. С точки зрения Шариата во взгляде на цветок, в естественном желании его понюхать нет ничего запретного. Но Шариат запрещает срывать цветок, если он является имуществом другого человека, – необходимо купить или спросить разрешения хозяина. Так и в остальных случаях Шариат рассматривает дозволенность и запретность на третьем этапе.

Что же касается запретных желаний, то установления Шариата вступают в силу на первом этапе. Всевышний сказал (смысл):

«Скажи верующим мужчинам, пускай они потупляют свои взоры и оберегают свои половые органы. Так будет чище для них. Воистину, Аллаху ведомо о том, что они творят. Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы» .

Надлежит остановиться на первом же этапе – на взоре. Такое же решение относится к двум другим этапам.

Приведём другой пример, как сохраняют еду от животного в магазине. Если в самом начале отогнать рукой животное, то оно уйдёт. Если же оставить животное до тех пор, пока оно приблизится к еде, затем прикоснётся к ней и пожелает взять её, то дело исправить будет намного сложней. Придётся оттаскивать его за лапы и так далее. Хотя было бы достаточно махнуть всего лишь рукой, чтобы отогнать его.

Для сохранения сыновей Адама (мир ему) от совершения больших грехов и ниспослан Шариат, предназначение которого – обеспечить неприкосновенность человека и отдалить нас от возможности нарушения запретов. С этой точки зрения Шариата не разрешены взгляды, взгляды со страстью. Запрещено уединяться с посторонней женщиной, это вредит как женщине, так и мужчине. Запрещён недостойный разговор. Прелюбодеяние глазами – это взгляд, прелюбодеяние языком – это разговор (например, с посторонней девушкой). Прелюбодеяние можно совершить даже сердцем – это недозволенные мысли. Затем огромным грехом является прелюбодеяние половыми органами, у которого большие последствия и которое строго наказывается в обоих мирах.

В каком бы обществе мусульманин ни находился, жизнь, имущество и честь людей неприкосновенны для него. Так устроено Всевышним, таково обращение Пророка (мир ему и благословение), чтобы жизнь людей была спокойной, чтобы их честь была не тронутой никем.

Человек, не являющийся мусульманином, испытал печаль от уезда своего соседа – праведного мусульманина, который жил и работал рядом. Его спросили о причине его печали, на что он ответил: «Поистине этот человек был нашим соседом несколько лет, и он ни разу не бросил взгляд на то, что в моём доме. Я не слышал от него скверного слова. Он не причинял беспокойства моей семье ни громким голосом, ни криком. Я опечален расставанием с ним».

Соответствие Шариату способно вызвать такую симпатию у людей. Но, к сожалению, мы лишились, во-первых, осознания этой истины, во-вторых, склонности к ней, в-третьих, поступков в соответствии с нормами Ислама. Поэтому мы имеем противоположный результат.

При следовании повелениям Аллаха проявляется красота, и каждый человек ощущает эту красоту. Пророк (мир ему и благословение) разъяснил всё, что касается неприкосновенности чести. Следование его наставлениям гарантируют нашу сохранность и обеспечивают отдаление от греха. Мы видим из слов Всевышнего:

وَلاَ تَقْرَبُوا الزِّنَى إِنَّهُ كَانَ فَاحِشَةً وَسَاءَ سَبِيلاً

Смысл: «И не приближайтесь к прелюбодеянию, ибо оно – мерзость и мерзкий путь...» .

Всевышний сказал: «И не приближайтесь», не сказав: «И не совершайте».

Мы находим и такое наставление Пророка (мир ему и благословение): «Повелевайте своим детям совершать намаз с семи лет. А если по достижении 10 лет они не будут совершать намаз, то бейте их. И не давайте им в этом возрасте спать с вами в одной постели».

Его наставления прекрасны, да поможет нам Всевышний следовать им и сделать нас из числа тех, о которых сказал Аллах:

الَّذِينَ آمَنُواْ وَلَمْ يَلْبِسُواْ إِيمَانَهُم بِظُلْمٍ أُوْلَئِكَ لَهُمُ الأَمْنُ

وَهُم مُّهْتَدُونَ

Смысл: «Те, которые уверовали и не облекли свою веру в несправедливость, пребывают в безопасности, и они следуют прямым путём» .