Этика соблюдения чистоты и личной гигиены

Ни для кого не секрет, что Ислам заложил основы сохранения чистоты и обосновал правила соблюдения её повсюду. Священный Коран и хадисы Пророка (мир ему и благословение) еще 1400 лет тому назад так сильно повлияли на невежественных и нечистоплотных жителей Аравийского полуострова, что их нравственность и порядочность достигли совершенства в истории человечества.

В Коране говорится:

وَيُحِبُّ الْمُتَطَهِّرِينَ (البقرة، 222)

Смысл: «Аллах любит тех, кто соблюдает чистоту» (Коран, 2: 222).

Другой аят Корана гласит:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا قُمْتُمْ إِلَى الصَّلاةِ فاغْسِلُواْ وُجُوهَكُمْ وَأَيْدِيَكُمْ إِلَى الْمَرَافِقِ وَامْسَحُواْ بِرُؤُوسِكُمْ وَأَرْجُلَكُمْ إِلَى الْكَعْبَينِ (المائدة، 6)

Смысл: «О те, которые уверовали! Когда вы собираетесь совершить намаз, мойте ваши лица и руки, включая локти, проведите мокрыми руками по голове и мойте ноги до лодыжек (включительно)» (Коран, 5: 6).

Ещё в нем сказано:

وَإِن كُنتُمْ جُنُباً فَاطَّهَّرُواْ (المائدة، 6)

Смысл: «Когда вы осквернены (т. е. когда обязаны совершить обязательное ритуальное купание), мойте свои тела» (Коран, 5: 6).

В хадисе, рассказанном имамом аль-Бухари и Муслимом, говорится: «Мыть голову и тело раз в неделю – долг каждого мусульманина перед Аллахом». Также Посланник Аллаха (мир ему и благословение) повелел стричь ногти, чистить зубы, хранить одежду в чистоте, а также не более чем через сорок дней выщипываать или сбривать волосы в области подмышек и на лобке.

В хадисе, рассказанном имамом Муслимом, говорится: «Чистота – половина веры (имана)». Ещё наш любимый Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Вы очищайте свою одежду и обувь и будьте опрятны и аккуратны так, чтобы вас можно было различить среди людей» (имам Абу Давуд).

В хадисе, переданном Абу Давудом, говорится: «Вы очищайте пороги своего дома, дворики перед домами». Также Пророк (мир ему и благословение) повелел: «В каждую пятницу и когда вы идёте на собрания (маджлисы), одевайтесь в красивые одежды, купайтесь и умащивайтесь благовониями». Если Пророк (мир ему и благословение) видел человека с пожелтевшими зубами, взъерошенными волосами и в запылённой одежде, то сразу же говорил: «Соблюдайте чистоту!» ( хафиз Байхаки, Баззар). В другом хадисе говорится: «Ключ к намазу – это чистота» (имам Ат-Тирмизи).

В чём же суть такого большого внимания Ислама к чистоте?

1. Соблюдение чистоты – это полезное во всех отношениях деяние, которое соответствует разумной сути человека, его природе. Ислам отвечает жизненным потребностям, природе человека и его добрым деяниям, поэтому он обращает на чистоту соответствующее внимание.

2. Соблюдая чистоту, мусульмане сохраняют свои достоинства и величие. Людей привлекает чистый, опрятный человек, им захочется встретиться с ним ещё раз. От неряшливого, нечистоплотного человека люди отворачиваются, не будут с ним общаться, и посему Ислам требует от людей чистоплотности, опрятности и аккуратности.

3. Соблюдение чистоты – это и залог здоровья. Большинство болезней людей из-за несоблюдения чистоты, из-за попадания микробов внутрь, поэтому Ислам требует того, чтобы части тела, через которые эти микробы могут попасть в организм человека, – руки, ноги, рот и др., – были вымыты и содержались в чистоте, особенно при приёме пищи и совершении намазов. Также Ислам требует, чтобы мусульмане мыли руки как перед едой, так и после употребления пищи.

4. Человеку, прежде чем предстать перед вышестоящим начальством, свойственно привести свой внешний вид в порядок. А в каком же чистом и опрятном виде необходимо стать перед Царем царей, перед Господом всех миров, Всевышним Аллахом! Нельзя забывать, что Создатель любит чистых и опрятных людей. Поэтому мусульманину следует изучить этикет соблюдения чистоты и руководствоваться им в повседневной жизни.

Нечистоты бывают двух видов: нечистоты, поступающие в организм извне, и нечистоты, выделяемые самим организмом.

Нечистот, накапливающихся в организме, семь:

1. Нечистоты, накапливающиеся в волосах: пыль, грязь, вши и т. п., для избавления от которых следует использовать мыло, промывая и расчёсывая их. Пророк (мир ему и благословение) расчёсывал свои волосы через день и другим велел делать так же. Также он говорил: «Тот, у кого есть волосы, пусть к ним относится уважительно!» (имам Абу Давуд). Уважительное отношение к волосам означает заботу о них: своевременное мытье и расчёсывание. Когда к Пророку (мир ему и благословение) зашёл человек с растрёпанными волосами, он сказал: «Неужели у него нет хотя бы масла, чтобы придать волосам приличный вид; приходят же некоторые как бесы» (имамы Абу Давуд, ат-Тирмизи).

2. Нечистоты, которые накапливаются в ушах и в складках ушной раковины, во время омовения удаляются с видимых частей уха, а для того, чтобы удалить грязь изнутри, т. е. из отверствий ушной раковины, необходимо использовать ватные палочки, особенно после купания. Если в ушной раковине накопится много грязи, это может повредить здоровью и вызвать болезни уха.

3. Нечистоты, которые накапливаются в носу, следует высмаркивать, набрав в нос воды и прополоскав его, если есть необходимость очистить носовую полость с помощью пальцев, то следует пользоваться пальцами левой руки. При чистке носа, при сморкании, следует наклониться, отвернуться от людей и повернуться налево. Нежелательно сморкаться или очищать горло, в положении стоя или повернувшись в сторону Киблы.

4. Нечистоты, которые накапливаются на зубах и дёснах и имеют желтый цвет, следует чистить щёткой и пастой, а также одобряется использование сивака. Пророк (мир ему и благословение) очень не любил видеть пожелтевшие зубы, поэтому мусульманам не следует допускать пожелтения зубов. Чистить зубы сиваком следует перед сном и проснувшись, при омовении, перед совершением намаза, при плохом запахе изо рта. Если вы будете использовать в качестве сивака палочку дерева арак, она не только очистит и сохранит зубы, но и укрепит десна. К аналогичному выводу пришли и современные учёные.

5. Нечистоты, накапливающиеся в бороде. Следует мыть, расчёсывать и всегда держать бороду в чистоте. Её нельзя оставлять в потрёпанном виде, особенно тем, кто призывает людей на путь Ислама.

6. Нечистоты, накапливающиеся под ногтями и в складках пальцев рук. Раньше арабы не мыли руки после еды, поэтому грязь накапливалась в складках пальцев рук. Пророк (мир ему и благословение) повелел им чистить и мыть руки после еды. Также он повелел стричь ногти и удалять грязь из-под ногтей. В хадисе, рассказанном имамом Ахмадом, говорится: «Однажды Пророку (мир ему и благословение) долго не было откровения, тогда к нему пришёл архангел Джабраил и сказал: «Как же нам спускаться к вам, если вы не очищаете руки, если под ногтями у вас накапливается грязь, если зубы у вас пожелтели. Ты повелевай своей общине соблюдать чистоту».

7. Грязь и пыль, оседающая и накапливающаяся на теле человека в результате работы и выделения пота. Считается сунной очищать тело от пыли и пота. Нельзя пойти к людям с запахом пота или другими неприятными запахами. В таком виде возбраняется совершить намаз, стоять перед Всевышним Аллахом. Как мы упомянули выше, в Коране есть аят, в котором говорится, что Создатель любит чистоплотных людей. Отсюда следует, что Он не любит грязных, нечистоплотных людей. Поэтому нам велено хоть раз в неделю купаться, особенно следует совершать полное омовение всего тела в пятницу.

Волосы, в свою очередь, следует удалять или подстригать.

На теле человека выделяют восемь участков, которые покрываются волосяным покровом: 1. Волосы на голове разрешается брить, а если отращивать, то аккуратно ухаживать за ними, держать в чистоте и подстригать. Нельзя, как это делают некоторые люди, частично сбривать волосы.

2. Усы не одобряется отращивать настолько, чтобы во время приёма пищи еда касалась усов. Поэтому полагается подстригать усы так, чтобы была видна линия верхней губы. Также одобряется стричь усы насколько это возможно.

3. Волосы из-под подмышек следует выщипывать не менее одного раза в течение 40 дней. Пророк (мир ему и благословение) установил для удаления волос из подмышек и вокруг половых органов период в сорок дней. Оставлять их более этого срока возбраняется и не одобряется. Кому трудно выщипывать волосы из-под подмышек, то можно сбривать, главное – соблюдать чистоту. Считается сунной выщипывать волосы сначала с правой стороны, а потом – с левой. Если говорить о предпочтительности выщипывания или бритья, то надо сказать, что после выщипывания рост волос сокращается, а после бритья – увеличивается.

4. Волосы на ‘аврате следует сбривать не позже чем 40 дней. Имам ан-Навави разъяснил, что под ‘авратом подразумеваются волосы, растущие вокруг половых органов и заднего прохода. Поэтому удалить волосы с обоих мест следует бритьем или с помощью других средств эпиляции. Манави говорит, что целью бритья волос на ‘аврате является соблюдение чистоты и укрепление хороших отношений между супругами.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) установил срок для выщипывания или сбривания волос из-под подмышек и на ‘аврате в 40 дней, поэтому не следует откладывать эту процедуру более, чем на 40 дней (имам Муслим).

5. Ногти подрезать каждую пятницу считается сунной. Длинные ногти не только уродливы, но под ними накапливается грязь, ими можно поцарапать, кроме того, длинные ногти – признак, присущий больше животным, нежели человеку. Порицается отращивать длинные ногти. Даже если Ислам и не велел бы стричь ногти, в любом случае, каждый здравомыслящий человек видит безобразность длинных ногтей и осознает неудобства, связанные с ними.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) велел часто подрезать ногти, не одобрял поступок тех, кто не очищал под ногтями грязь. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «О Абу Хурайра, ты подрезай свои ногти, ибо на длинных ногтях сидит сатана» (Хатиб). В шариатских книгах указывается, что если у человека под ногтями накопилась грязь, препятствующая доступу воды к коже под ногтями, то его намаз считается недействительным.

Последовательность подрезания ногтей. Следует начать с указательного пальца правой руки и стричь ногти до мизинца. Затем следует продолжить с мизинца левой руки до большого пальца и в самом конце состригается ноготь большого пальца правой руки. Что касается ногтей пальцев ног, то следует подрезать их, начиная с мизинца правой ноги и заканчивая мизинцем левой ноги. После подрезания ногтей пальцы следует промыть и совершить омовение.

6. Пуповину следует отрезать сразу же после рождения ребёнка, оставив длину, равную толщине четырех пальцев. Если пуповину не отрезать, то она может начать гнить, что приведёт к болезни ребёнка. Если же отрезать короче, оставив длину меньше толщины четырех пальцев, то ребёнку будет очень больно. Пуповину ребёнка следует перевязать шерстяной ниткой и наложить марлю, промоченную в оливковом масле. Врачи могут применять соответствующие лекарства.

7. Крайняя плоть полового органа, обрезать которую обязаны как мужчины, так и женщины. (см. «Фатх аль-му‘ин»). В этой книге также приводятся высказывания учёных-богословов, что для мужчин совершение обрезания является обязанностью, а для женщин – сунной. В благородном хадисе говорится: «Обрезание – это правило для мужчин и достойное для женщин действие» (имам Ахмад, Байхаки).

Во времена Пророка (мир ему и благословение) была женщина, которая совершала обряд обрезания женщин по имени Умму Атиййа. Пророк (мир ему и благословение) сказал ей: «О Умму Атиййа, при совершении обрезания не обрезай слишком большую часть плоти, лучше придерживаться середины, это увеличивает красоту лица женщины и доставляет больше удовольствия мужу».

В трудах учёных пишется, что если отрезать большую часть плоти, это может привести к фригидности женщины. Поэтому важно придерживаться середины. Обрезание следует совершать на седьмой день после рождения ребёнка, если в этот срок не получилось, то – на сорок первый день, если и тогда не уложились, то обрезание следует совершить по истечении семи лет, если и тогда не сделано, то после совершеннолетия ему самому следует позаботиться о своем обрезании.

8. Бороду сбривать начисто запретно, так считают большинство богословов. Имам ан-Навави и Рафии (да смилуется над ними Аллах!) пишут, что это – неодобряемое действие. Запрещается красить седую бороду в чёрный цвет (С разрешения мужа жена может покрасить свои волосы на голове в чёрный цвет.). Также нельзя выщипывать седые волосы из бороды.

Теперь давайте поразмыслим: если мы будем, как того требует Коран и хадисы, купаться каждую пятницу, содержать свою одежду в чистоте, употреблять благовония, купаться после полового акта, т. е. осквернения тела, и перед отправлением на собрания или другие мероприятия, где мы встречаемся с людьми; будем тщательно совершать каждое омовение, как того требует Шариат; будем мыть руки перед едой и после, заботиться, как того требует Шариат, о чистоте в доме, во дворе и во всём имуществе; будем следовать вышеперечисленным санитарно-гигиеническим правилам, разве у нас не будет отменного здоровья и уважения в обществе?!

Нас тогда полюбят Аллах и Пророк (мир ему и благословение). Но чистота, согласно Шариату, не ограничивается только вышеупомянутыми правилами. Имам аль-Газали (да смилуется над ним Аллах!) пишет: «Чистота, по требованию Шариата, имеет четыре ступени, а самая низкая ступень есть вышеупомянутая.

Вторая ступень – очищение частей тела от грехов и приучение их служению Аллаху. Например, язык следует очищать от злословия, клеветы и лжи. Приучать его к постоянному поминанию Всевышнего Аллаха, чтению Священного Корана, наставлению людей на праведный путь. Не следует приучать глаза смотреть на чужих женщин, недозволенные телепередачи и недостатки других. Необходимо приучать их смотреть на чудесные создания Аллаха на земле и на небесах, на Коран и хадисы, на книги исламских учёных-алимов.

Руки необходимо беречь от воровства, рукоприкладства, от запретного.

Уши необходимо беречь от злословия, клеветы и т. п. Необходимо дать ушам возможность слушать Коран и хадисы, наставления, полезные научные истины и разговоры.

Желудок необходимо беречь от сомнительной и запретной пищи и от неумеренности в еде; лёгкие – от курения, тело – от наркотиков.

Ноги нужно беречь от хождения по чужим или запретным местам. Их нужно использовать для походов на научные собрания, в мечети и для совершения полезных для мусульман деяний.

Третья ступень – заполнение сердца благим нравом и очищение его от скверных, плохих качеств. Например: сердце следует очистить от таких пороков, как заносчивость, высокомерие, самовлюбленность, зависть, жадность, предательство, чрезмерная любовь к этому бренному миру, стремление к плохим деяниям, забвение Создателя, раболепие перед властьимущими, забвение потустороннего мира, жестокость, упрямство и другие. Сердце следует заполнить такими добродетелями, как милосердие, милость, любовь к Аллаху, Пророку (мир ему и благословение), праведникам, шейхам, братьям по вере, скромность, постоянное поминание Всевышнего, любовь к потустороннему миру, поминание смерти, богобоязненность, понимание ничтожности бренного мира, раскаяние, храбрость, доброта, щедрость, терпеливость, благодарность и другие.

Четвертая ступень – очищение таинства, скрытого в сердце. Это отказ от всех мыслей, которые не вызывают довольство Аллаха и не приближают к Нему, нахождение ежесекундно в состоянии любви к Аллаху, благоговейные думы о Создателе, направление всех помыслов к тому, что приближает раба к Господу нашему».

Да одарит Всевышний Аллах этими ступенями и достоинствами всех мусульман. Аминь!