Как правильно призывать людей к Исламу

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если Аллах направит посредством тебя одного человека, то это лучше для тебя, чем этот мир и всё, что в нём».

Всю жизнь трудится человек ради того, чтобы приобрести клочок земли и построить на нём домик. Даже самым влиятельным людям на земле не дано обладать всеми богатствами этого мира. Но даже если бы они и получили все богатства мира, ведь всё равно недолго они наслаждались бы мирскими благами.

Всевышний каждому из нас дал возможность, приложив намного меньше усилий, приобрести то, что обладает большей ценностью, чем весь этот мир и всё, что в нём. Обладатель этих благ, в отличие от земных богатств, будет пользоваться ими вечно.

Тем не менее, многие из нас относятся беспечно к приобретению вечных благ, которые обещаны нам Всевышним. Сколько сегодня людей, нуждающихся в наставлении, а мы проходим мимо и не обращаем на них внимания. Не говоря уж о тех, кто находится в неверии – разве мало среди наших знакомых таких, которые хоть и относят себя к мусульманам, но от Ислама у них остались лишь имена, которыми их нарекли родители. Сколько вокруг нас людей, не совершающих обязанностей, возложенных на него Всевышним, которые ведут неподобающий образ жизни, совершают большие грехи, и мы равнодушно проходим мимо них.

Даже если бы мы знали, что не получим за это вознаграждение, разве не постарались бы помочь даже незнакомому человеку, который бросается в огонь?! И вместе с тем мы видим наших близких, бросающихся в огонь, намного страшнее мирского огня, и остаёмся равнодушными. Что это, как не признак слабости нашей веры?

В хадисе Посланника Аллаха говорится: «Призывавший к правильному пути получит награду, подобную наградам тех, кто последовал за ним, что не уменьшит нисколько их (собственных) наград».

Если бы мы получали мизерную часть обещанных Всевышним наград в этом мире, то нашлось бы очень много желающих призывать людей на путь Аллаха.

Но одного лишь желания недостаточно для того, чтобы призывать людей к истине. Призывающий на путь Аллаха должен обладать определёнными качествами, иначе вместо призыва он может оттолкнуть людей от Ислама.

У великого персидского поэта и мыслителя Джалалуддина Руми имеется очень интересная притча про муэдзина с противным голосом. Люди, которым надоел его голос, решили избавиться от него. Они собрали ему деньги на дорогу и убедили, что с таким прекрасным голосом место ему лишь в Мекке. И вот муэдзин вместе с караваном отправляется в Мекку. Случилось так, что пришлось им провести ночь в краю христиан, и, когда настало время ночного намаза, муэдзин начал призывать своим противным голосом. Наутро к ним пришёл радостный горожанин с подарками для муэдзина. Оказалось, что его дочь хотела принять Ислам, а отец не знал, как её переубедить. В эту ночь она услышала голос муэдзина и поинтересовалась, что это за противный звук. Ей ответили, что подобным образом мусульмане призывают на молитву. После этого девушка передумала принимать Ислам. Вот на радостях отец и решил наградить муэдзина.

Чтобы не оказаться подобными тому муэдзину, мы должны знать о качествах, которыми должен обладать призывающий на путь Аллаха, и соответствовать этим качествам.

Здесь мы поговорим о четырёх основных качествах проповедника. Каждый, кто собирается призвать человека на путь Аллаха, должен помнить о них.

Знания

Знания – это тот фундамент, на котором строится наша религия. Не обладающий знаниями подобен слепцу. Разве может слепой вести людей прямой дорогой?

Конечно, мы не можем требовать от всех, чтобы они стали учёными Шариата, да и эта статья, скорее, написана не для учёных, которые провели жизнь, изучая науки, но обладать определённым минимумом знаний обязан каждый из нас. Если мы хотим кого-либо призвать к какому-либо хорошему деянию, то должны постараться углубить свои знания в данном вопросе. Допустим, мы хотим призвать своего знакомого к посещению пятничной молитвы. Каждый из нас знает, что пятничная молитва обязательна, но если ваши знания ограничиваются лишь этим, вам трудно будет убедить нашего знакомого в необходимости посещать пятничную молитву. Но если вы знаете о том, что говорится в Коране и хадисах о ценности этой молитвы, и какое наказание ожидает тех, кто пропускает пятничную молитву, вы имеете намного больше шансов убедить своего знакомого. Сегодня не сложно найти книги с подробным разъяснением каждого вопроса религии. Более того, имеется огромное количество аудио и видеоматериалов с проповедями и лекциями. Не поленитесь, изучите прежде то, к чему вы собираетесь призывать людей, и эффект от вашего призыва возрастёт намного.

Но тому, кто призывает, не достаточно обладать лишь знаниями он должен уметь правильно воспользоваться этими знаниями. Он должен знать людей, знать их уровень интеллекта, должен уметь выбирать время и место призыва, знать, о чём предпочтительно говорить в данный момент с тем, кого призывает.

В хадисе говорится: «Говорите с людьми в соответствии с их уровнем интеллекта». Разговор с пастухом не стоит начинать с разъяснения, допустим, науки о передаче хадисов, вряд ли это будет ему интересно. Нужно найти тему, которая его заинтересует. Быть может, стоит начать с того, что и Посланник Аллаха, и многие другие пророки пасли овец. Если же беседуешь с историком, то будет уместным рассказать об этой науке, так как она связанна с историей и, несомненно, заинтересует его. Более того, если историк увидит, с какой тщательностью подходят в Исламе к точности передачи данных, то, может быть, это станет тем, что приведёт его в Ислам.

Проповедник должен знать общество, к которому обращается с призывом. Подобно тому, как нельзя требовать в любой профессии от новичка делать то, что делает мастер, так же будет неправильным требовать от человека, погрязшего в грехах, совершенного исполнения всех предписаний религии. Необходимо вести его к этому постепенно.

Рассказывают, что один пастух не совершал обязательные молитвы. Как бы его не увещевали, он оправдывал себя тем, что у него не бывает времени на совершение обязательных молитв. Как-то с ним повстречался один известный учёный. Когда учёный узнал, что пастух не совершает намаз и по какой причине, то спросил его:

– На рассвете, прежде чем выйти на пастбище у тебя получится совершить намаз?

– Да, – ответил пастух.

– А к заходу солнца ты возвращаешься с пастбища? – спросил учёный.

– Да, – ответил пастух.

– Тогда ты можешь совершить и вечерний намаз.

Пастух согласился с этим.

– А перед сном ты бы мог совершить ещё один намаз? – спросил учёный.

– Конечно, – ответил пастух.

Таким образом, пастух начал совершать три молитвы в день. Вскоре среди людей распространились слухи, что этот учёный научил пастуха молиться лишь три раза в день. На одном собрании учёных кто-то, желая задеть того учёного, спросил, правда ли, что он научил человека лишь трём намазам. Учёный ответил:

– Этот пастух вовсе не совершал молитв. И никто не мог убедить его совершать обязательные молитвы. Я уговорил его совершать хотя бы три из пяти. Вас же здесь около сорока знатоков Ислама, так возьмите на себя оставшиеся две молитвы.

Этот учёный понимал, что не сможет убедить пастуха совершать все пять намазов, так как и до него другие безуспешно пытались сделать это. Он также понимал, что если ему удастся убедить его совершать хотя бы часть обязательных молитв, то со временем тот начнёт совершать и остальные. Добро тянет за собой добро, а зло тянет зло. Когда мы запускаем с горы маленький комок снега, то через некоторое время он превращается в огромный снежный ком. Так же, если мы сможем убедить кого-либо совершать постоянно хоть одно благое дело, то оно потянет за собой и другие благие дела.

Также необходимо уметь правильно выбирать время и место призыва. Большую часть жизни люди, отошедшие от истины, находятся в состоянии опьянения. Я имею в виду не опьянение алкоголем, хотя такие тоже попадаются, а опьянение мирскими страстями. Сердца людей подобны зеркалам, в которых отражается истина. Если зеркало покрыто пылью, то в нём ничего и не отражается. Каждый совершённый грех оставляет на сердце чёрный след, и вскоре сердце оказывается полностью покрытым этими следами, и в него не проникает свет истинны. Но у каждого человека бывают моменты, когда он близок к протрезвлению. В основном это бывает, когда человека настигают несчастья, особенно, когда умирает кто-либо из его близких или же он чувствует себя одиноким. В такие моменты человек совсем по-другому воспринимает проповеди и наставления, и если в такой момент рядом с ним окажется тот, кто призовёт его на путь Аллаха, то вероятность того, что тот ответит, возрастает многократно.

Благой нрав и праведный образ жизни

Согласно хадисам, благой нрав – это наиболее весомое из того, что будет в Судный день положено на чашу весов. Если даже человек имеет знания, но не обладает благим нравом и не ведёт праведный образ жизни, он, скорее, оттолкнёт людей от истины. Большинство людей судят об истине по поведению людей, а не по тому, о чём они говорят.

Враги Ислама знают об этом прекрасно и поэтому расходуют огромные средства, чтобы совратить мусульман от истинного пути и выставить их перед другими жестокими и кровожадными извергами.

Как сказал один из праведников: «Если бы мусульмане вели себя так, как следует им себя вести, то все уже давно обратились бы в Ислам».

Недавно смотрел передачу на одном из арабских каналов о том, как благодаря торговцу в одной африканской стране около 50 тысяч человек приняли Ислам. Этот торговец арендовал магазин в одном из сёл, и люди этого села, видя благой нрав и щедрость торговца, через некоторое время приняли Ислам. Затем и жители окрестных сёл начали принимать Ислам. Но если бы в той деревне устраивали бы взрывы смертники, как это делают некоторые у нас якобы ради возвеличивания Ислама, разве стали бы те люди принимать Ислам?

Если мы заглянем в историю и посмотрим, как распространялся Ислам, то обнаружим, что основная заслуга призыва после века сподвижников и табиинов принадлежит суфиям.

Ещё в древности Джахиз заметил: «Для совершенства стиха условием является, чтобы поэт был арабом, а для призывающего на путь Аллаха – чтобы он был суфием».

Даже самые злейшие враги исламского мира после встречи с этими праведными людьми принимали Ислам и посвящали свою жизнь распространению Ислама. Наверное, самым ярким примером этого является история обращения в Ислам правителей монгольской империи.

Ибн Батута в своем рассказе о путешествии на земли Золотой Орды пишет о правителе Золотой Орды хане Узбеке, который принял Ислам, и о его отношениях с суфийским шейхом Нуманудином аль-Хаварезми. Согласно словам Ибн Батуты, хан Узбек, который был одним из самых величайших правителей того времени, каждую пятницу посещал шейха, садился смиренно на колени перед ним и говорил с ним кротко.  Другой правитель Орды, внук Чингисхана Беркетхан проделал огромный путь, чтобы посетить шейха Сайфуддина аль-Бахарзи и стать его мюридом. Войдя к шейху, он поцеловал его ноги и попросил принять его в число своих учеников. Наверное, нет необходимости рассказывать, как относились простолюдины к этим шейхам, если даже грозные правители принимали от их рук Ислам и становились их учениками.

Искренность и благой нрав – вот основные качества, к которым стремятся суфии, и так как они приблизились в этом к совершенству, то Аллах направил посредством их огромное количество людей. Поэтому если мы хотим, чтобы наш призыв принёс плоды, необходимо прививать в себе все те хорошие качества, к которым нас призывает Ислам.

Мягкость

Всевышний говорит в Коране: «Ступайте к Фараону вдвоём, ибо он преступил границы дозволенного. Говорите с ним мягко, быть может, он прислушается к назиданию или устрашится»  (сура «Таха», аят 44).

Это веление было обращено к Пророку Мусе и его брату Харуну. Несмотря на то, что Фараон был одним из самых заблудших людей в истории человечества, тем не менее, было велено говорить с ним мягко.

Передают, что один человек зашёл к повелителю правоверных Харуну Рашиду и сказал: «О повелитель! Разреши мне обратиться к тебе». Повелитель дал ему разрешение, и тот человек разразился гневными упрёками в адрес Харуна Рашида. Лицо повелителя покраснело от гнева, и он сказал: «О человек! Аллах послал того, кто лучше тебя к тому, кто хуже меня, и повелел им: “Говорите с ним мягко, быть может, он прислушается к назиданию или устрашиться”».

Речь призывающего на путь Аллаха должна быть мягкой и доброй. Ему не подобает вести себя грубо и говорить дерзко и заносчиво. Грубое отношение отдаляет людей от нас, и наоборот – доброе отношение и мягкость притягивают людей.

В Коране сказано: «По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. А ведь если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя».

Эти слова были обращены к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Если о лучшем из людей Всевышний говорит так, то что уж говорить о таких, как мы?

Если мы будем мягко и доходчиво разъяснять людям истину, то их сердца потянутся к истине. Приведу один пример из жизни сподвижников о том, как один из них ответил мягкостью на грубость, и это послужило причиной того, что тот обратился в Ислам.

Когда Мусаб бин Умайр отправился в Медину и начал призывать людей к Исламу, один из жителей Медины Усайд Ибн аль-Худайр, обозлившись на него за то, что тот уводит молодёжь от религии предков, решил прогнать его.

Он отправился с оружием к Мусабу и стал грозить расправой, если тот не оставит людей в покое.

Мусаб в вежливой и мягкой форме предложил ему: «Не лучше ли тебе присесть и послушать нас. Если тебе понравится наша речь, то  ты примешь это. Если же нет, то откажешься»

Усайд согласился с этим, воткнул копьё в землю и уселся рядом. Мусаб начал объяснять ему, что представляет собой Ислам. И к тому времени, как Усайд покинул их, он уже был мусульманином.

Терпение

Терпение – это одно из основных качеств, которым должен обладать тот, кто призывает людей на путь Аллаха. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) является лучшим из творений Всевышнего. Не было подобного ему ни в знаниях, ни в красноречии, ни в благом нраве. Тем не менее,  тринадцать лет он призывал мекканцев на путь Аллаха, но лишь малая часть их вняла призыву, и ему пришлось покинуть родной город. Прошёл ещё не один год, пока жители Мекки стали мусульманами. Читая жизнеописание Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), мы видим, сколько страданий и лишений пришлось вынести ему на этом пути. Так почему же мы должны ожидать, что, лишь один раз обратившись с призывом, сможем сделать так, чтобы люди прислушались к нам.

Посланники и пророки на всём протяжении истории человечества годами, а то и столетиями, как Пророк Нух (мир ему), призывали свои народы к вере и терпели все трудности, с которыми им приходилось сталкиваться. Конечно, мы не способны вынести то, что вынесли они, но мы же должны стараться хотя бы немного походить на них. Ведь мы же терпим лишения и трудности, связанные с приобретением мирских благ. Разве обретение вечного счастья не стоит того, чтобы мы проявили хоть немного терпения?

На каждом мусульманине лежит ответственность за доведение истины. Каждый из нас обязан вести призыв в кругу своей семьи, родных и близких. Если мы не будем этого делать, то нам придётся отвечать в Судный день. Кто-то может возразить, что он не обладает достаточным красноречием и знаниями, но разве многое нужно, чтобы отвести хотя бы своего ребёнка к учителю, чтобы тот обучил его основам религии? Или же мы не можем приобрести книги и диски с проповедями и дать возможность нашим детям слушать проповеди и лекции учёных Ислама. Посмотрите, какие книги и диски в вашей библиотеке или в библиотеке вашего ребёнка. Если вы не обнаружили там что-либо, связанное с религией, то вам стоит задуматься, прежде чем придёт день, когда от этого уже не будет никакой пользы.