Права детей в Исламе

Вся хвала принадлежит Аллаху, да пребудет благословение и приветствие над Посланником Аллаха, его семейством и сподвижниками!

Шариат обеспечивает права человека. Всевышний установил права детей и обеспечил их защиту в Шариате, будь то мальчики или девочки. Они имеют право на получение всего, что им необходимо из нужд тела, души, воспитания, и всего, что с этим связано. Обязанность в обеспечении всего перечисленного ложится в первую очередь на родителей, родственников, а затем и на всё общество.

Отцы обязаны выбирать для своих детей праведных матерей, матери – праведных отцов, родители должны нарекать своих чад прекрасными именами. Родители должны выбрать такое имя, благодаря которому их сына или дочь станут уважать; имя, которому ребёнок будет радоваться в этом мире и вечном, так как в Судный день людей будут призывать по их именам. Если имя будет недостойным, человек будет чувствовать неудобство, люди будут отворачиваться от него. Получение красивого имени является правом детей.

Далее Всевышний предписал грудное кормление детей. Особенно это касается матерей. Грудное кормление должно быть по возможности полноценным и продолжительным, до двух лет, ведь это полезно для здоровья ребёнка. Аллахом в Коране сказано (смысл): «Кормящие матери обязаны кормить своих детей два полных года: это в случае, если отец ребёнка хочет завершить кормление грудью... если отец и мать захотят отнять от груди по взаимному согласию и совету, то на них нет греха» (Коран, № 2:233).

Это общие права, которые имеют все дети. Что касается детей мусульман, то необходимо начинать их кормление с произнесения басмалы: «во имя Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим – на том» (араб. بسم الله الرحمن الرحيم‎‎‎‎). Их пропитание должно быть дозволенным (халяль).

Необходимо наблюдать, чтобы детям оказывалась поддержка. Сердцу матери свойственно любить своих детей, проявляя к ним доброту. Мать чувствует боль своих чад, ощущает голод и жажду вместе с ними, слышит голос своего малыша, будучи вдали от него. Мать, преисполненная любви к детям, заботится об их чистоте, о том, чтобы накормить лучшей едой. Она прилагает все свои силы, чтобы обеспечить детям лучшее воспитание.

Аллах велел (смысл): «Не говори им (родителям) “фу!”» (Коран, № 17:23).

Ведь мы не произносили «фу!» (проявляя недовольство), когда матери заботились о чистоте нашего тела, устраняя выделения, когда мы были маленькими. Сердце матери наполнено огромной любовью и желанием проявлять заботу.

Даже имущество детей находится под защитой. Дети имеют право обладать имуществом. Даже ребёнок, находящийся в утробе матери, имеет такое право. В случае смерти наследодателей находящийся в утробе матери ребёнок согласно нормам Шариата имеет полное право на наследство, при этом учитывается пол ребёнка, поэтому ждут момента рождения для определения его доли наследства.

Ещё раз отметим, что ребёнок в Исламе имеет полное право на владение имуществом, и родителям и родственникам не разрешается распоряжаться этим имуществом, кроме как для пользы этого ребёнка, взятого под опеку.

Если ребёнок является владельцем определённого имущества, его опекуны обязаны заботиться об этом имуществе, сохраняя его и расходуя лишь на нужды ребёнка, чтобы тот имел необходимую по сезону одежду и так далее.

Не следует забывать и о наставлении Пророка (мир ему и благословение) в соблюдении прав ребёнка, касающихся моральной стороны. Ребёнок нуждается в улыбке родителей, в шутках, радующих его сердце. Пророк (мир ему и благословение) именно так поступал с детьми, играя с ними, радуя их. Вспоминается история Абу Умайра, когда он был ещё ребёнком. Его отец вместе с ним пришёл к Пророку (мир ему и благословение). Посланник Аллаха (мир ему и благословение) дал ребёнку маленькую птичку. И каждый раз, встречая его, Пророк (мир ему и благословение) говорил: «О Абу Умайр, что же делала птичка?..».

Как-то ночью имам аш-Шафии, находясь в доме у имама Ахмада задумался. Наутро он сказал имаму Ахмаду: «Размышляя над хадисом “О Абу Умайр, что же делала птичка?..”, я извлёк сто постановлений, касающихся детей и птиц». Столько положений он извлёк из одного маленького предложения, произнесённого Пророком (мир ему и благословение)!

В другой раз Пророк (мир ему и благословение), появившись с внуками на плечах, удивил сподвижников. Обращаясь к внукам, он произнёс: «Сколь прекрасен верблюд, что под вами, столь же прекрасны и вы, сидящие на спине».

Как сообщается в достоверных сборниках аль-Бухари и Муслима, Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Поистине, приступая к молитве, я хочу проводить её долго, но когда слышу плач ребёнка, сокращаю её, ибо не желаю доставлять затруднения его матери». Он сокращал молитву, соблюдая права ребёнка, который плачет и к которому спешит мать, желая его успокоить.

Подумайте, как прекрасен этот пример воспитания, соблюдения прав детей, которому мы обучаемся у Обладателя пророчества и послания (мир ему и благословение). Права ребёнка защищены с младенческого возраста.

Пророк (мир ему и благословение) установил нормы соблюдения равенства между детьми, чтобы между ними всё делили поровну, чтобы не возникало соперничества и ревности от чувства ущемлённости. Один из сподвижников сообщил Пророку (мир ему и благословение) о подарке своему ребёнку. Пророк (мир ему и благословение) спросил его: «Всем ли своим детям ты сделал подобный подарок?» Он сказал: «Нет». Тогда Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Тогда забери его обратно» (аль-Бухари и Муслим).

Далее Пророк (мир ему и благословение) обращает внимание на воспитание девочек: «Если кто-то прекрасным образом воспитал дочь, не отдавая предпочтения мальчикам, это станет преградой от огня », зная склонность мужчин к предпочтению мальчиков.

Права мальчиков и девочек защищены Шариатом самым полноценным образом. Просим Всевышнего, чтобы спящие сердца верующих очнулись и чтобы права детей, установленные Шариатом, соблюдались  повсеместно и в полной мере.

Вся хвала Всевышнему!

Стенограмма проповеди Хабиба Умара