Каково шариатское постановление в отношении планирования пола ребёнка?

Всевышний Аллах сотворил человека и установил равновесие в соотношении между мужским и женским полом. И мужчину, и женщину Он наделил (физиологическими) особенностями, пропорциональными (или соответствующими) их функциональным обязанностям. В Священном Коране Аллах разъяснил, что такова природа всех живых существ (смысл): «О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин и женщин, произошедших от них обоих» (сура «Женщины», аят 1); «Мы сотворили всё сущее парами, – быть может, вы помянете назидание» (сура «Рассеивающие», аят 49).

Деление всех живых существ на два пола и равновесие между ними есть мудрость Всезнающего и Всемогущего Создателя (смысл): «Аллаху принадлежит власть над небесами и землёй. Он творит что пожелает. Он одаряет, кого пожелает, потомством женского пола, и одаряет, кого пожелает, потомством мужского пола» (сура «Совет», аяты 49–50).

Затрагивая такие вопросы, как планирование ребёнка, необходимо подойти к его рассмотрению с двух позиций.

Первая позиция. Если мы рассматриваем данную проблему на индивидуальном (частном) уровне, то (согласно известному правилу в Шариате) основой во всех делах является дозволенность (т. е. всё то, на что нет однозначного запрета, в Шариате является дозволенным), так как человек может жениться и не жениться. Если человек вступил в брак, он вполне может зачать и не зачать детей. Если человек зачал ребёнка, то он может ограничить количество своих детей (как пожелает). Всё в зависимости от обстоятельств.

Человеку не возбраняется Шариатом влиять на процесс зачатия, выбора пола ребёнка, руководствуясь рекомендациями врачей, специализирующихся в этом направлении. Рекомендации могут быть такие: диета, т. е. потребление определённых продуктов; отсрочка зачатия на момент овуляции или по её завершении; разделение сперматозоидов и др. Также разрешено использовать хромосомный и генетический методы.

Вторая позиция. Если мы будем рассматривать проблему на более масштабном уровне, на уровне уммы. В таком случае дело будет обстоять совсем иначе, так как вопрос уже будет связан с нарушением установленного Всевышним равновесия в этом мире, нарушением численности мужского и женского населения, соотношения между полами, которое является важнейшим фактором в продолжении человеческого рода. Данная проблема уже относится к категории противодействия порядку, установленному Всевышним.

Исходя из всего вышесказанного, шариатские постановления планирования пола ребёнка на частном уровне (в отдельном, редком случае) и на уровне всей общины не могут быть одинаковыми.

Данное различие в отношении хукма базируется на известном в Шариате различии фетвы в отношении группы людей или одного человека. Подтверждение этому мы можем часто наблюдать в книгах по фикху (шариатскому праву). Например, военным методом могут вынудить жителей какого-либо города на чтение азана, если они отказываются от этого. Вместе с тем можно и не прибегать к подобным мерам, если вопрос касается малого количества людей.

В Шариате есть правило, согласно которому фетва на определённый вопрос может различаться в отношении одного человека и группы людей. Подобное мы можем часто наблюдать в книгах по мусульманскому праву. Например, Шариат предусматривает смертную казнь в качестве наказания за отказ совершать в каком-либо городе чтение азана на пятикратный намаз. В случае несоблюдения этой важной сунны каким-либо человеком индивидуально решение будет иное.

Фетва Муфтия Египта: Али Джума