Скромность Пророка (мир ему и благословение) перед Аллахом

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал:

لكل دين خلق وخلق الإسلام الحياء

«Каждая религия имеет свою отличительную черту. Отличительной чертой Ислама является скромность» (Аль-Муватта).

Скромность – это стыдливое, нравственное поведение, защищающее человека от похотливого или завистливого взгляда. Скромный человек следит за своими словами и поступками, которые будут характеризовать его личность. Ни один человек не хотел бы, чтобы окружающие смотрели на него искоса или предосудительно. Скромность является гарантом правильного поведения человека, результатом которого является правильное отношение к людям и к Богу.

Однажды Пророк (мир ему и благословение) сказал своим сподвижникам: «Будьте застенчивыми перед Богом, поистине у Него есть на это всё право».

Они сказали: «О Посланник Аллаха, поистине мы застенчивы, хвала Аллаху».

Он сказал: «Нет. Скромность перед Богом – это защита ваших мыслей от порицаемого и вашего желудка от недозволенного. И помните, что смерть и несчастья – тоже проверка вашей скромности. И тот, кто желает будущей жизни, отказывается от прелестей этой жизни. И если кто из вас поступает именно так, то поистине он сохраняет свою скромность перед Господом».

Скромность и стыд являются неотделимой частью нашей жизнедеятельности. И чем бы человек ни занимался, мысль о том, что Аллах постоянно смотрит на него, помогает ему вести себя скромно и прилично. Скромность – это венец моральной этики поведения, поскольку она вдохновляет на совершение правильных, благих поступков и не позволяет совершать безнравственные. Она является щитом целомудрия и чистоты души и тела, так как человек может чувствовать стыд за своё безнравственное поведение, лишь зная, что Аллах наблюдает за ним. Пророк Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Скромность от веры, а вера в Раю» (имам Ахмад).

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) по случаю его бракосочетания с Зайнаб, дочерью Джахша, пригласил жителей Медины. Это было ранним утром, и большинство гостей, как это и было принято, поев, просто вставали и уходили. Однако Пророк (мир ему и благословение) оставался сидеть за столом, и некоторые люди расценили это как сигнал продолжения банкета. Из приличия Посланник Аллаха (мир ему и благословение) не хотел говорить людям, чтобы они уходили, поэтому он встал и вышел из комнаты вместе с Ибн Аббасом (да будет доволен им Аллах).

Прежде чем вернуться обратно в комнату Зайнаб, Пророк Аллаха (мир ему и благословение) дошёл до комнаты другой своей жены, Айши, полагая, что гости поймут его намёк. Тем не менее, вернувшись, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) увидел, что они всё ещё сидят на своих местах, и поэтому он снова повторил свои действия.

Когда Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) и Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) вернулись во второй раз, людей уже не было, и Посланник Аллаха (мир ему и благословение) вошёл в комнату. Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) хотел последовать за ним, но Пророк Аллаха (мир ему и благословение) закрыл вход в комнату Зайнаб шторкой.

Дом человека – это его частная собственность, и гостю следует стесняться злоупотреблять приглашением; в этом и есть проявление скромности. Кроме того, поскольку Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) был слишком скромен, чтобы попросить людей уйти, его действия явились прекрасным примером того, как следует вести себя в подобных ситуациях, не задевая достоинства человека. Он использовал невербальные средства, говоря людям, что им следует уйти, и, как только его личное пространство было освобождено, он использовал другой невербальный жест, говорящий, что посещение его на сегодня закончено.

Моисей и Зафорах

После долгого ожидания, будучи единственными женщинами среди множества мужчин, двое сестёр наконец дождались своей очереди и, напоив своё стадо овец и коз, погнали их домой. Их отец был стар, и брата у них не было, так что некому было заниматься хозяйственными делами. Они носили воду из колодца, чтобы напоить свой скот, выполняя одну из самых сложных работ, которую обычно выполняют мужчины. В один прекрасный день они напоили отару свежей водой и вернулись домой пораньше. Отец был удивлён их раннему возвращению. Он спросил у дочерей о причине, и дочки рассказали, что им помог один мужчина, похожий на странника. Отец попросил одну из них найти его и пригласить в гости. Вернувшись к колодцу, она, подойдя поближе, так, чтобы тот человек её услышал, скромно обратилась к нему, сказав, что её отец приглашает его в гости и хочет вознаградить за помощь. Тот, не отрывая взгляда от земли, сказал, что сделал это ради Бога и не требует награды за это. Однако, понимая, что это приглашение тоже от Бога, принял его. Когда девушка шла впереди него, ветер поднимал платье, оголяя нижнюю часть ноги, поэтому он попросил её идти за ним и, когда они дойдут до развилки, указать правильное направление.

Отец девушек встретил путника, накормил его, а потом спросил, откуда он родом. Тот сказал, что он спасающийся бегством странник из Египта. Дочь, которая привела его, прошептала отцу: «Отец мой! Найми его, ведь лучшим из тех, кого ты наймёшь, будет тот, кто силён и заслуживает доверия».

Старик спросил её: «Откуда ты знаешь, что он сильный?»

Она ответила: «Он сдвинул камень, закрывающий колодец, а это невозможно сделать одному».

Отец спросил её: «Откуда ты знаешь, что он заслуживает доверия?»

Она ответила: «Он попросил меня идти за ним, чтобы он не мог видеть меня, во время нашего разговора и по пути домой он не поднимал глаз, проявляя скромность и застенчивость».

Это был Пророк Моисей (мир ему), который сбежал из Египта после того, как непреднамеренно убил человека.

Отец девушек был богобоязненным человеком из племени Мадьян (Мидиан), у него не было сына, но было две дочки.

Аят из Корана, в котором говорится об этой истории, подчёркивает манеру обращения к Моисею: «Одна из дочерей скромно подошла к нему...» (Коран, № 28:25).

И поведение Зафорах при обращении к Моисею и его нежелание идти впереди, дабы не увидеть недозволенное, показывает нам всю красоту их нравственного поведения. Рядом с ними не было никого, то есть никто не видел, что они делают, однако их поведение было на высшем нравственном уровне. Они вели себя так, страшась взора Создателя, ведь Он всегда наблюдает за нами. И поэтому, когда её отец – а это был Пророк Шуайб (мир ему) – предложил Моисею жениться на одной из его дочерей, Моисей посчитал обеих дочерей достойными брака. Отец и его дочери также видели в Моисее все добродетели, которыми должен обладать муж, чтобы жена следовала за ним во всём и заботилась на протяжении всей жизни.