Вероубеждение ахлю сунны валь джамаа

«Всевышний в Священном Коране придал большое значение знаниям и восхваляет учёных, в особенности тех, кто поступает соответственно своим знаниям. Религиозные знания имеют высокую степень. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Поиск знаний – обязанность каждого мусульманина» (имам аль-Байхаки). Как сказал хафиз ас-Суюти, этот хадис передают более 50-ти цепочек передатчиков. Часть из них считают хадис хорошим, такие как ас-Суюти, часть из них – достоверным, такие как хафиз аль-Миззи. Этот хадис несёт огромную пользу. В нём разъяснение того, что Всевышний вменил в обязанность каждому муккаляфу изучение необходимого размера религиозных знаний, даже если он не умеет ни читать, ни писать. К сожалению, в наше время люди не придают этому никакого значения. Значительная часть людей не знает, что из обязательных вещей Шариата и религии, является изучение достаточного количества религиозных знаний.

Учёные 4-х мазхабов составили сокращённые книги о необходимых знаниях, изучение которых является индивидуальной обязанностью каждого мусульманина. Ибн Ашир (да будет доволен им Аллах) в своей книге упоминает о необходимых знаниях. Первое, с чего он начал,– это объяснение того, что наиболее важные знания – знания «Тавхида», (Акыды), (Единобожия), которые приводят к познанию Всевышнего. Рассказывается, что учёного Сибавайхи после его смерти увидел во сне один из учеников. Он спросил: «Что Всевышний сделал с тобой?» Учёный ответил: «Аллах простил меня за мои слова – “Имя Аллах является самым определённым из всех имён”». Он так сказал, потому что всё в этом мире указывает на существование Всевышнего. Как сказал Абу аль-Атаия: «Каждая вещь указывает на Него, указывает на то, что Он Единственный». Творения указывают на существование Творца. Это и есть смысл имени Всевышнего Аз-Захир («Явный»).

Имам аль-Газали говорит, что смысл имени Всевышнего Аз-Захир означает, что всё существующее указывает на существование Всевышнего. Всевышний Аллах – Явный, так как знамения и разум свидетельствуют о Его существовании. Каждый мукалляф должен быть убеждён, что Всевышний Аллах аль-Вахид («Единственный»), нет у Него соучастника, аль-Авваль («Первый»), не имеющий начала, аль-Ахир («Последний»), вечно Остающийся, Он не нуждается ни в ком и ни в чём. Аллах создал творения и ничем не похож на Свои творения. Самое важное в науке «Единобожие», самый важный вопрос, о котором говорят учёные этой науки, – это неуподобление (танзих) Всевышнего творениям в наличии места. Правильное убеждение в том, что Аллах не имеет места. Не разрешается говорить, что Аллах находится везде. Первым, кто произнёс эти слова, был Джахм ибн Саффан, и он был убит за эти слова Салямом ибн Ахфазом. Поэтому не допускается говорить: «Всевышний находится везде». Как говорит Всевышний: «Он с вами, где бы вы ни были» , что означает, что Он с нами Своим знанием.

Смысл: «Не бывает тайной беседы между тремя, чтобы Он не был четвёртым» , то есть Всевышний знает о тайном.

Смысл: «Куда бы вы ни повернулись, там будет лик Аллаха» .

Нельзя иметь убеждение, что Аллах находится в каком-то определённом месте, также как нельзя быть убеждённым, что у Всевышнего множество мест расположения. На самом деле всё так, как сказал сподвижник Али (да будет доволен им Аллах): «Всевышний Аллах был и места не было, и после того как создал место, Он остался таким каким был». Это должны запомнить все. Так появились люди, которые внушают мусульманам вероубеждение других религий, такие как муджасима (антропоморфисты — те, кто приписывает тело Аллаху), мушаббиха (уподобляющие Аллаха творению). Они говорят, что Всевышний создал небеса и земли за 6 дней, на седьмой день устал и, создав Арш (Трон), сел на него. Они учат этому мусульман, говорят с минбаров, в лекциях, пишут в книгах, что Всевышний имеет тело и сидит на Троне (да сохранит нас Всевышний от этого). Это заблуждение! Учёные ахлю сунны говорят: «Кто убеждён, что Всевышний имеет тело и сидит на Троне, является неверующим в Аллаха».

Так сказал Абу аль-Хасан аль-Ашари в своей книге «Китаб ан-Навадир».

Мукалляф должен быть убеждён, что Всевышний существует, Он не имеет образа, размера и места. Всевышний говорит:

«Всякая вещь у Него имеет меру» .

«Нет ничего, подобного Ему» .

Имам Абу Джафар Тахави сказал: «Аллах Тааля превыше границ, пределов, частей, органов, приспособлений. Не окружает Его ни одно из шести направлений, в отличие от всех созданных». Это вероубеждение ахлю сунны валь джамаа.

Абу Нуайм Аль Асбахани (336–430 х/948–1038 м) в книге «Хульятуль Авлия ва Табакатуль Асфия» передаёт о сподвижнике Али (да будет доволен им Аллах), что к нему пришли четыре иудея и спросили: «Когда появился Аллах?» Али ибн Абу Талиб сказал: «Кто думает, что наш Бог имеет границы, тот не знает своего Создателя, Которому должен поклоняться». То есть, тот, кто считает, что у Всевышнего есть границы, размеры или величина, является неверующим. У солнца есть размеры и величина, у луны есть размеры и величина; то, что имеет размеры, не может быть богом.

Мухаммад ибн Хибатуллях аль-Макки аль-Бармаки. Он написал книгу «Акыда ас-Саляхия», для Салахуддин Аюби. Он пишет: «Если тебя спросят, есть ли у Аллаха цвет, отвечай: «Нет! Аллах превыше того, чтобы Ему приписывали цвет!» Всевышний превыше всех качеств творений. Нам достаточен священный аят: «Нет ничего, подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий» . Это основа науки «Вероубеждение». В первую очередь, нужно стремиться изучить, следуя повелению Всевышнего: «فَاعْلَمْ أَنَّهُ لَاإِلَهَ إِلَّااللَّهُ «Знай же, что нет божества, кроме Аллаха, и проси прощения за свой грех» .

Пророк (мир ему и благословение) был возвышен над другими, благодаря этим знаниям. Он сказал: «Я больше любого из вас боюсь Аллаха и больше любого из вас знаю о Нём!». То есть Пророк (мир ему и благословение) более других знал, что обязательно присуще Всевышнему Аллаху, знал не присущее и невозможное для Всевышнего, а также возможное, допустимое для Него. Поэтому учёные ахлю сунны: имам Абу Ханифа, Малик, аш-Шафии, Ахмад сказали: «Первая и лучшая наука, которую необходимо изучать, это наука «Акыда» (Вероубеждение)». Имам аш-Шафии отметил: «Овладели в совершенстве одним, прежде изучения другого», то есть изучили основные знания перед изучением второстепенных знаний. Имам Абу Ханифа говорил: «Фикх религии лучше фикха ахкамов». Абу Ханифа назвал знания, связанные с познанием Аллаха, науку «Акыду» – величайшим фикхом. Он назвал науку, которая обучает нас тому, что обязательно Всевышнему Аллаху, не присуще и невозможно для Всевышнего, – величайшим фикхом. Итак, мукалляфу обязательно знать и быть убеждённым, что Всевышний – Сущий, не подобен творениям, не имеет формы, размера и места. Аллах не находится на небесах, на земле, не восседает на Троне и над Троном, не находится ни в одной из сторон, Всевышний превыше всего перечисленного.

Всевышний сказал: «Никого не сравнивайте с Аллахом!» ,

«А описание Аллаха – самое возвышенное» ,

«Знаешь ли ты другого с таким именем (или подобного Ему)?» ,

«Нет ничего, подобного Ему» .

Убай ибн Кааб передаёт, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Не думайте о Аллаха».

Просим Всевышнего Аллаха помочь нам в выполнении всего обязательного по отношению к Нему.

Стенограмма проповеди шейха Халида аль-Малькави из Иордании.

Справка:

Халида аль-Малькави имеет докторскую степень в науке «Акыда» и докторскую степень в «Хадисе», он является преподавателем и хатыбом в Иордании. У него много трудов по исследованию и изучению суфийских книг. Наиболее значимые его труды «Тахкику китаб», «Тафсиру нахриль джари фи шархи сахихиль Бухари», «Тахкику китаб», «Ар-раян фи тафсири аль-Куран».