Закят: кто и кому должен его выплачивать

Выплата закята возлагается на человека, если он входит в одну из нижеследующих категорий.

А) Мусульмане. Шариат не требует от неверующих выплаты закята, но на том свете за невыплату закята человек будет сурово наказан, будь это мусульманин или неверующий.

Есть разногласия между учёными в том, что касается обязательности выплаты закята вероотступником (муртад), если на него обязанность выплаты закята наступила после того, как он стал неверным. По мнению некоторых учёных, всё имущество вероотступника следует изъять, и в таком случае закят на него не возлагается. Есть учёные, которые говорят, что его имущество пока не трогают с надеждой на его раскаяние. Если он, покаявшись, вернётся в Ислам, он обязан с этого имущества выплатить закят. Если же умрёт в неверии, то закят не вменяется в обязанность.

Что же касается закята, который он был обязан выплатить до его вероотступничества, – это с него не отпадает.

Б) Свободные. Раб не обязан выплачивать закят, даже в том случае, когда хозяин дал ему имущество, которое достигает нисаба.

В) Взрослые. Несовершеннолетний не обязан выплачивать закят. Если несовершеннолетний обладает имуществом, то вместо него из его имущества выплачивает опекун.

Г) Разумные. Слабоумный не обязан выплачивать закят. Если слабоумный обладает имуществом, то вместо него из его имущества выплачивает опекун.

Д) Дееспособные. Выплата закята вменяется в обязанность, только когда имущество достигает определённого количества  и находится во владении хозяина.

Категории людей, получающих закят.

Священный Коран определил тех, кому распределяется закят:

إِنَّمَا الصَّدَقَاتُ لِلْفُقَرَاءِ وَالْمَسَاكِينِ وَالْعَامِلِينَ عَلَيْهَا وَالْمُؤَلَّفَةِ قُلُوبُهُمْ وَفِي الرِّقَابِ وَالْغَارِمِينَ وَفِي سَبِيلِ اللَّهِ وَابْنِ السَّبِيلِ فَريضَةً مِنَ اللَّهِ وَاللَّهُ عَلِيمٌ حَكِيمٌ

Смысл: «Закят предназначается для нищих и бедняков; и для тех, кто занимается его сбором и распределением; и для тех, кто недавно принял Ислам и чьи сердца нуждаются в укреплении в вере; и для рабов, которые заключили договор с хозяином об освобождении за определённую сумму; и для тех, кто несостоятелен для возмещения долгов; и для воюющих на пути Аллаха; и для вышедших в путь, которые остались без средств. Таково предписание Аллаха, воистину Аллах – Знающий о Своих рабах, Мудрый в Своём создании» (Коран, № 9:60)

1. Нищий – это тот, у которого нет подходящей работы, не владеющий состоянием для содержания себя и тех, кто находится на его попечении. В эту категорию входит тот, который, к примеру, на один месяц для содержания себя и семьи нуждается в десяти рублях, но зарабатывает лишь три-четыре рубля. Наличие дома, книг (шариатских), транспорта не исключает его из этой категории людей.

2. Бедняк – это тот, кто нуждается в десяти рублях, а зарабатывает лишь семь-восемь рублей.

3. Работник по сбору и раздаче закята.

4. Новообращённые мусульмане.

5. Рабы, которые заключили договор с хозяином об освобождении за определённую сумму.

6. Те, кто обременены долгами и не имеют возможность для их возвращения. При условии, что долг не был взят для содействия греху.

7. Воюющий на пути Аллаха получает необходимую сумму для того, чтобы добраться до места боёв и вернуться назад, а также для приобретения оружия и транспорта. Все, кто находятся под его опекой, получают еду и одежду, необходимую до его возвращения, даже если он не бедный.

8. Путник, вышедший в путь ради разрешённой Шариатом цели (халяль-сафар). Такой путник получает закят, будь он житель данной местности или прибыл из другого места, если он нуждается в средствах. Нельзя давать закят тому, кто отправляется в путь ради цели, запрещённой Шариатом. Также не даётся закят тому, кто направляется неизвестно куда.

Не разрешается выплачивать закят следующим категориям: имеющим достаточное количество имущества или достаточный заработок; рабам; потомкам рода Хашима и Мутталиба; неверующим.

Распределять закят необходимо восьми категориям поровну. Если какая-то категория получателей закята отсутствует, то доля этой категории распределяется среди остальных.

Закят должен быть распределён среди жителей того населённого пункта, где находится облагаемое закятом имущество. Направлять средства закята в другие населённые пункты можно только после того, как в данном населённом пункте не останется нуждающихся в закяте.

Большой учёный Ахмад ибн Муса сказал, что согласно мазхабу имама Абу Ханифа допускается:

1. Направление закята в другие населённые пункты.

2. Вручение закята исключительно одной категории.

3. Вручение закята только одному человеку.

Ибн Хаджар сказал: «Если бы имам Шафии был жив – он бы дал такую же фетву».

 


Нисаб.

Если долг был взят для расходования на разрешённое Шариатом.

Сафар должен быть халяль, т. е. не для совершения греховного, а также с определённой целью и местом прибытия. Если человек вышел без определённой цели и не имея намерения прибыть в определённое место – ему закят не дают.

Ибн Хаджар аль-Хайтами, годы жизни: 909–974 гг. по Хиджре, 1504–1567 гг. по Григорианскому летоисчислению.