Качества, которыми должен обладать мусульманин

Всевышний, описывая истинных рабов, говорит (смысл): «А рабами Милостивого являются те, которые ступают по земле смиренно, а когда невежды обращаются к ним, они говорят благие слова.

Те, которые проводят ночи, падая ниц и стоя перед Господом своим;

Они говорят: «Господь наш! Отврати от нас мучения в Аду, поистине мучения там не отступают.

 Как скверны эта обитель и это местопребывание!

 Те, которые, расходуя, не росточительствуют и не скупятся, а бывают между этим ровны;

Те, которые не лжесвидетельствуют и которые, когда проходят мимо пустословия, минуют его с достоинством;

 И те, которые, когда им напомнишь аяты их Господа, не повергаются ниц глухими и слепыми к ним.

 Они говорят: «Господь наш! Даруй нам отраду глаз в наших супругах и потомках и сделай нас образцом для богобоязненных».

 Они получают в награду высокие степени за то, что были терпеливы, и встретят их там приветствием и миром.

 Они пребудут там вечно. Как прекрасна эта обитель и это местопребывание!» (Сура «Аль-Фуркан», аяты 63–76).

Рассмотрим подробнее качества, изложенные в священных аятах

Первым признаком раба является смиренная ходьба: «А рабами Милостивого являются те, которые ступают по земле смиренно», то есть спокойно, скромно, без кичливости и горделивости. Смысл не в том, чтобы ходить подобно слабым, больным. Ведь Пророк (мир ему и благословение) ходил быстро, как будто спускался со склона, будто земля свёртывалась под ним. Предшественники порицали усталую походку с притворством. Хасан Аль-Басри говорил: «Клянусь Всевышним, верующие – это люди, у которых смиренны взоры, слух и органы, они испытывают такой страх, который не испытывают другие, знание о Вечной жизни отталкивает их от мирской жизни».

Нам необходимо подавать пример скромности и смирения, а не стремиться завоевать авторитет среди людей, ведь уважение людей, на самом деле, это милость, исходящая от Всевышнего, а не приобретённая лишь стараниями человека. Авторитет является благом, если несёт добро.

О втором качестве рабов сказано в следующих строках: «а когда невежды обращаются к ним, они говорят благие слова», т. е. когда невежды обращаются к ним грубыми словами, они не отвечают им так же. Напротив, они прощают невежд, говорят им лишь хорошее. Чем грубее был невежда, тем мягче к нему относился Посланник (мир ему и благословение). Есть много свидетельств его кротости к людям, совершения добра в ответ на зло.

Ибн Аббас рассказывал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал аль-Ашаджжу Абд аль-Кейсу: «В тебе есть два качества, которые угодны Аллаху: выдержка и терпение».

Анас ибн Малик рассказывал: «Как-то я шёл рядом с Пророком (мир ему и благословение). На нём была накидка с толстой оборкой из Наджрана. Тут к нему подошёл бедуин и резко потянул его за накидку. Я увидел, как оборка накидки оставила след на плече Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Бедуин сказал: "Мухаммад, вели дать мне немного из денег Аллаха, что хранятся у тебя". Посланник Аллаха (мир ему и благословение) обернулся, засмеялся и велел дать ему то, чего он хотел». (Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим)

Поступаем ли мы так же? Как часто мы проявляем гнев, оправдываем себя, мало того – набрасываемся на других, поносим людей за спиной! Разве это соответствует Исламу? Одни из нас считают дозволенным ругать других только из-за того, что кто-то высказывает мнение, отличное от нашего. Задумаемся над этим.

Третье качество – «Те, которые проводят ночи, падая ниц и стоя» – Всевыший сообщает, что ночи рабов – наилучшие ночи. В другом аяте Всевышний говорит (смысл): «Они спали лишь малую часть ночи, а перед рассветом молили о прощении» (сура «Аз-Зарият», аяты 17, 18).

Также Всевышний говорит (смысл): «Их бока отклоняются от их лож; они взывают к своему Господу со страхом и надеждой» (сура «Ас-Саджда», аят 16).

Слова «своему Господу» указывают на искренность в стремлении заслужить довольство Всевышнего.

От Айши передаётся: «Он спал в начале ночи, во второй половине ночи он встал, чтобы помолиться».

Также Хузайфа ибн аль-Яман сказал:

«Однажды ночью я молился вместе с Пророком (мир ему и благословение). (Когда) он начал читать суру «аль-Бакара», я подумал: “Он совершит поясной поклон после ста (аятов)”, однако он продолжал. Тогда я подумал: “Он прочтёт её полностью ”, он же продолжал (читать), и я сказал себе: “Он совершит поясной поклон, закончив её”. Однако он начал читать суру «ан-Ниса», а потом приступил к (чтению суры) «Алю Имран», которую (также) прочёл (полностью), чётко произнося каждую букву. Затем он склонился в поясном поклоне, прочитал: «Субхана Раббияль азим». И был его поклон подобен стоянию. Затем произнёс: «Самиа Аллаху лим хамида, Раббана лякаль хамд», потом стоял приблизительно столько, сколько был в земном поклоне. Затем совершил земной поклон, произнося: «Субхана Раббяль агля», земной поклон был подобен стоянию».

Муслим передаёт хадис от Джабира : «Пророка (мир ему и благословение) спросили: “Какой намаз самый лучший?” Он ответил: “С продолжительным Кунутом”»

Мы нуждаемся в стоянии ночью, в продолжительных земных поклонах, чтобы быть последователями Посланника (мир ему и благословение).

Четвёртый признак – «Они говорят: "Господь наш! Отврати от нас мучения в Аду, поистине мучения там не отступают"». Рабы Всевышнего страшатся Его наказания: «поистине мучения там не отступают». Рассказывают, что Хасан Аль-Басри увидел человека, который на кладбище ел хлеб. Хасан сказал: «Он лицемер». Его спросили: «Почему?» Он сказал: «Если человек подле этих усопших ублажает плоть свою, будто и не веря в загробный мир и смерть, это признак лицемерия». Оставим надежды, связанные с этим бренным миром, перестанем наслаждаться им.

Пятый признак – «Те, которые, расходуя, не росточительствуют и не скупятся, а бывают между этим ровны» – не скупятся, расходуют из своих излишков, не обделяют свою семью из-за жадности. Хасан Аль-Басри говорил: «В расходовании на пути Аллаха нет расточительства». В хадисе от Абу Абдурахмана, приводимом Муслимом, Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Лучшим динаром, который может потратить человек, является тот динар, который он потратит на своих детей, и тот динар, который он потратит на своё верховое животное на пути Аллаха, и тот динар, который он потратит на своих товарищей на пути Аллаха».

Шестой признак – «Те, которые не лжесвидетельствуют и которые, когда проходят мимо пустословия, минуют его с достоинством». Пророк (мир ему и благословение) спросил: «Не предупредить ли вас о трёх главных грехах?» Все сказали: «Да, о Пророк!» Тогда он сказал, приподнявшись: «Придавать Аллаху сотоварища, не слушаться родителей, говорить ложь или давать лживые показания» (Бухари и Муслим). Ибн Касир говорит, что под словами «не лжесвидетельствуют» имеется в виду «не присутствуют там, где произносится ложь», поэтому Всевышний говорит: «когда проходят мимо пустословия, минуют его с достоинством», то есть не присутствуют при лжи, не участвуют в интригах.

Седьмой признак – «И те, которые, когда им напомнишь аяты их Господа, не повергаются ниц глухими и слепыми к ним» – верующие, рабы Милостивого не похожи на тех, кто не хочет слышать аяты Всевышнего. Сколько историй мы слышали о плаче праведников и абидов (поклоняющихся)! Может, наши слёзы высохли, ведь они украсили бы нас перед Всевышним.

Восьмой признак – «Они говорят: "Господь наш! Даруй нам отраду глаз в наших супругах и потомках и сделай нас образцом для богобоязненных"». То есть рабы Всевышнего просят одарить их таким потомством, которое подчиняется Всевышнему, не придаёт Ему сотоварищей. Ибн Аббас толкует: «То есть такие потомки, которые служат Всевышнему так, что ими радуются глаза в этой жизни и в вечной».

Хасана Аль-Басри спросили об этом аяте, и он ответил: «Клянусь Всевышним, нет ничего приятнее для глаз мусульманина, чем видеть ребёнка или ребёнка твоего ребёнка или ребёнка твоего брата или друга, покорного Всевышнему». Ибн Аббас сказал: «Предводители последовали за нами в благом». Каждому из нас надлежит уделять особое внимание воспитанию тех, за кого мы ответственны перед Всевышним, ведь забота о семье и потомстве – качество наших праведных предшественников, истинных рабов Всевышнего. Да поможет нам Всевышний!