Женщина и итикаф

Именем Аллаха. Вся хвала принадлежит Аллаху, да пребудет благословение и приветствие над Посланником Аллаха, его семейством и сподвижниками! Да направит Аллах нас всех на то, что Он любит и чем Он будет доволен!

Итикаф, согласно Шариату, – это пребывание в мечети с определённым намерением.

Приведем ниже фетву Мухаммада ибн Гафара аш-Шарифа об итикафе женщины.

Мудрость итикафа

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Обязательно ли делать итикаф?
Женщина и итикаф
Итикаф для сестры-мусульманки
Достоинство нахождения в мечети (итикафа). В Рамадан особенно!
Всё о Рамадане
Намаз-таравих
Всё, что нужно знать постящемуся в месяце Рамадан
Женщина в Рамадан
Как сделать мужа довольным в Рамадан?
Я соблюдаю пост, а муж хочет любви
О поцелуях во время поста
Лучшая еда для ифтара в месяц Рамадан
Рамадан - месяц поста и молитвы, а не "праздник желудка"
Брось курить в Рамадан!
Кому можно не поститься в Рамадан?
Рамадан: поститься ли детям?
О посте в Рамадан в вопросах и ответах
Пост в Рамадан по ханафитскому мазхабу
Выплата закят-уль-фитр по завершению поста в Рамадан
Рамадан - месяц Корана
Как вести себя в месяце Рамадан?
Рамадан шагает по планете

Пребывающий в итикафе полностью посвящает себя служению Аллаху, стремясь к Его милости, отдаляясь от мирских дел, которые препятствуют приближению к Аллаху. Находящийся в итикафе также совершает коллективно намазы, становясь подобным ангелам, которые не ослушаются Аллаха и выполняют то, что им велено: прославляют Аллаха днём и ночью и не утомляются.

Мнение ханафитов

Женщине нежелательно идти в мечеть для итикафа, но можно, соблюдая следующие условия. Во-первых, должно быть разрешение мужа, в противном случае итикаф засчитывается, но женщина впадает в грех из-за нарушения прав мужа. Во-вторых, если муж даст разрешение жене на обязательный или желательный итикаф, то ему рекомендуется не вступать с ней в половую близость. В-третьих, если муж даст разрешение, а потом откажет, то его отказ не засчитывается (не берётся в счёт).

Мнение маликитов

Муж не имеет права запрещать жене находиться в обязательном итикафе, после того как он дал ей разрешение, несмотря на то, приступила она к ибадату или нет.

Если жена дала обет на итикаф, не указав конкретное время, то в этом случае муж имеет право запретить, даже в том случае, если она приступила к ибадату.

Больше прав у мужа возникает запретить жене быть в итикафе, если она дала обет, указав конкретное время или нет, не имея на то разрешения мужа.

Если муж даст разрешение на желательный итикаф, то если она уже приступила к итикафу, он не должен вступать с ней в половую близость, а если она ещё не приступила к итикафу, в этом случае он может прервать её итикаф.

Мнение шафиитов

Нежелательно девушке с красивой внешностью идти в мечеть на итикаф, однако для совершения итикафа муж должен дать разрешение, поскольку муж может пожелать близости, и это его право.

Если жена сделала намерение на итикаф и пошла в мечеть с разрешения мужа, то это дозволено.

Муж имеет право прервать желательный итикаф жены, даже с учётом того, что она получила его разрешение для этого. И в качестве довода приводится хадис:

لا تصوم المرأة وزوجها شاهد يوما من غير رمضان إلا بإذنه

«Женщине не разрешается соблюдать желательный пост в присутствии мужа без его разрешения».

Мнение ханбалитов

У ханбалитов мнение схоже с шафиитским мазхабом, есть разногласие лишь в вопросе итикафа в мечети девушки красивой внешности – ханбалиты не сказали, что это нежелательно. По мнению ханбалитов, девушка должна совершать итикаф в том месте, где намаз не совершают мужчины, желательно укрывшись от взора мужчин, как это делали во время Пророка (мир ему и благословение) Айша, Хафса, Зайнаб (да будет доволен ими Аллах). Имам Ахмад передаёт хадис: «Совершали они итикаф, и устанавливали им (палатку)».

Место совершения итикафа женщин

Большинство учёных и шафиитов сошлись на мнении, что итикаф засчитывается лишь в мечети. Основываясь на этом, итикаф женщины в молитвенной комнате дома не засчитывается, поскольку передано от Ибн Аббаса, что когда у него спросили о женщине, давшей обет совершить итикаф дома в молитвенной комнате, он ответил: «Это новшество, Аллаху ненавистны нововведённые деяния (противоречащие Корану и Сунне)».

Итикаф засчитывается в мечети, где совершается намаз, поэтому молитвенная комната, которая находится дома, в действительности не является мечетью.

Ханафиты вынесли решение, что женщине разрешено дома в молитвенной комнате совершать итикаф, потому что это её место для намаза, а если она пожелает совершить итикаф в мечети, это дозволено, но нежелательно (карахату ат-танзих), и дома достойнее, чем в квартальной мечети, а в квартальной мечети достойнее, чем в большой мечети.

Комментарий:

Незамужней девушке разрешение на совершение итикафа должен дать махрам (отец, брат), и должно всегда соблюдаться условие, что на месте не происходит смешения с мужчинами, женщины должны быть в отдельном помещении, чтобы разнополые молящиеся друг друга не видели. Единогласны учёные в том, что итикаф женщины не засчитывается дома, кроме Абу Ханифы, который сказал: «Дозволен итикаф женщины в молитвенной комнате дома» («Ихтиляфуль Улямаи Лиль-Шайбани»).