Этика гостеприимства

Я начинаю с именем Аллаха. Вся хвала принадлежит Аллаху, да пребудет благословение и приветствие над Посланником Аллаха, его семейством и сподвижниками! Да направит Аллах  нас всех на то, что Он любит и чем Он будет доволен!

Посланник (мир ему и благословение) любил и возвеличивал гостей, более того, он искал гостей и почитал их – это одно из великих качеств нрава Пророка (мир ему и благословение).

Он (мир ему и благословение) говорил: «Кто верит в Аллаха и в Судный день – пусть возвеличивает гостя».

Также он сказал: «Нет добра в том, кого не посещают».

Сегодня мы нуждаемся в размышлении о том, как принимать гостей, дабы походить на Пророка (мир ему и благословение). Многим людям в нашей цивилизованной жизни иногда не нравится присутствие гостей. Такие склонности, как негативное отношение к гостям, запрещал Пророк (мир ему и благословение). Посланник Аллаха (мир ему и благословение) обучил нас, что когда мы желаем позвать гостей, то нужно звать благочестивых людей, а также нельзя звать только богатых, забыв о бедных.

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Ешьте еду только благочестивых людей, и пусть вашу едят только благочестивые люди».

Посланник Аллаха (мир ему и благословение), когда звал гостей, начинал с бедных. Иногда некоторые люди, придающие значение улучшению в даавате, забывают эту сторону, за которую получают воздаяние и в которой выполняется сунна Посланника (мир ему и благословение).

Посланник (мир ему и благословение) прекрасно встречал гостей. Приветливое, радостное гостеприимство – это самое важное, с чего нужно начинать встречу, затем следует посадить гостя в удобное место. Пророк (мир ему и благословение), когда к нему вошли гости, дал им подушку, а сам сел на полу.

Возвеличивать гостя, предлагать ему самое лучшее и красивое место является сунной Посланника Аллаха (мир ему и благословение), и это указывает на его достоинство и щедрость.

Желательно принявшему гостя скорее подать ему еду. Всевышний Аллах сказал: «Наши посланцы принесли Ибрахиму (Аврааму) радостную весть и сказали: «Мир!» Он сказал: «И вам мир!» – и поторопился, чтобы принести жареного телёнка» (сура «Худ», аят 69).

Нехорошо запаздывать с едой или ждать какого-либо человека, заставляя остальных гостей воздерживаться от еды, – угощайте гостей сразу.

Также желательно подать еду разом и преподнести её насколько можно красиво. Важной сунной является не утруждать гостей. Хозяину рекомендуется кушать вместе с гостями. Не следует прекращать принимать пищу, пока не прекратит кушать гость, также не следует убирать что-либо со стола, пока не удостоверитесь, что гость уже наелся, дабы не стеснять гостя, убрав еду и оставив его желающим это поесть.

Важный аспект для гостя – это помочь домочадцам прибраться, будь он мужчина или женщина, чтобы восполнить долг гостеприимства, ведь мы знаем, что гость является причиной ризка, а с его уходом прощаются грехи домочадцам.

Посланник (мир ему и благословение) отвечал на приглашения, в том числе на приглашения бедных, будь это на территории города или за городом, и говорил, что ответ на приглашение – это послушание Аллаху и Его Посланнику (мир ему и благословение). Особенно он отвечал на приглашение на свадьбу, когда режут акику и на другие шариатские важные угощения, которые человеку не следует оставлять без внимания.

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Если бы меня пригласили на бульон, то я ответил бы». Пророк (мир ему и благословение) сказал так из-за скромности. А некоторые люди, если их не приглашают на важное большое мероприятие, на подобные простые приглашения даже не отвечают.

Гостю, прежде чем войти, следует попросить разрешение и сесть там, где посадит его хозяин. Может случиться так, что если гость сядет самовольно, то сядет на какое-то место, а хозяину это не понравится, поэтому следует садиться туда, куда хозяин указал или вместе с джамаатом, если людей много. Когда гость войдёт, ему не следует садиться меж двух уже присутствующих гостей и тем самым разделять их, не следует перебивать их речь, но если увидел что-то порицаемое, то нужно покинуть это место, чтобы не быть соучастником порицаемого, которое присутствует в этом обществе.

Пророк (мир ему и благословение) с некоторыми сподвижниками ходил в гости к другому сподвижнику. И однажды, когда преподнесли еду, один из сподвижников отказался есть. У него спросили о причине, и он ответил, что соблюдает пост. И тогда Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Твой брат старался для тебя, а ты говоришь, что постишься?» Поэтому учёные говорят, что человеку желательно удовлетворить желание брата, который пригласил его к себе, и нарушить желательный пост; однако если знаешь, что хозяин дома не расстроится твоему соблюдению поста, то в этом нет проблем.

Гостю рекомендуется кушать так, чтобы хозяин чувствовал, что гость радуется и ему приятна эта пища; также следует поблагодарить хозяина и сделать за него дуа.

Пророк (мир ему и благословение), когда покушал со сподвижниками в доме у другого сподвижника, сказал: «Поблагодарите хозяина». Они спросили: «Что и как сделать?» И Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Сделайте ему дуа».

Пророк (мир ему и благословение) читал такое дуа:

افطر عندكم الصائمون واكل طعامكم الأبرار وصلت عليكم الملائكة اللَّهُمَّ بَارِكْ لَهُمْ فِيمَا رَزَقْتهمْ وَاغْفِرْ لَهُمْ وَارْحَمْهُمْ

«Пусть разговляются у вас постящиеся, и пусть вкушают вашу еду праведные, и пусть благословляют вас ангелы. О Аллах, благослови их в том, чем Ты наделил их, и прости их и помилуй».

Любое дуа может прочитать гость для хозяина – всё это является сунной Посланника (мир ему и благословение).

Этикой гостя является не обременять хозяина. Всевышний Аллах сказал: «…Когда поедите, то расходитесь…» (сура «аль-Ахзаб», аят 53). Гостю после трапезы не стоит долго оставаться в доме хозяина, чтобы не обременять его.

Соблюдающим сунну Посланника (мир ему и благословение) уготовано очень великое гостеприимство в Судный день, когда люди посетят Пророка (мир ему и благословение) его источник – хавз. Если сегодня мы последуем смыслу слов Аллаха: «Скажи (о Мухаммад): “Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас”» (сура «Алю Имран», аят 31), то мы выпьем воду из источника хавза, иншааллах, в Судный день.

Стенограмма проповеди Мухаммада ас-Сакафа