Обольщение жизнью

Всевышний Аллах в Коране говорит (смысл): «...И пусть жизнь мирская не обольщает вас, и пусть соблазнитель (сатана) не введёт вас в заблуждение относительно Аллаха, заставляя думать вас о Его милости и о том, что вам ещё долго жить» (сура «Лукман», аят 33). Также в Коране говорится (смысл): «...Вы сами себя погубили, вы выжидали, пока беды настигнут правоверных, а также сомневались в истинности религии Ислам, и в итоге остались обманутыми своими желаниями, пока не явилась, наконец, воля Божья (смерть)» (сура «аль-Хадид», аят 14).

Обольщение, о котором говорится в аятах Корана, – это склонение (надежда) сердца к тому, чему не следует склоняться как, например, надежда алима на свои знания, или же мудрого человека на свою мудрость, отрешённого от мирского – на отрешённость, или же грешника, совершающего грехи на то, что ему их простят, богатого – на своё богатство и т. д. Иногда простой народ совершает поступки, ослушиваясь своего Создателя, с надеждой на то, что щедрость и милость Всевышнего безграничны, тем самым обманувшись в понимании слов «надежда» и «обман». Воистину, надежда бывает, когда есть для этого определённые причины, как, например, встать на истинный путь, оставить совершение греховных поступков, исполнив предписание Всевышнего, и не бывает надежды на получение лучшего удела в Ахирате тому, кто оставил совершение действий, приводящих к этому.

Также надежда проявляется при совершении определённого вида ибадата (поклонения), что Всевышний примет его. А обман проявляется тогда, когда нет никаких действий и причин для надежды, например, хочет получить хороший удел в Ахирате, но при этом не совершает никаких поступков для этого или же откладывает совершение покаяния за грехи, надеясь, что ему ещё долго жить, мол, успею ещё раскаяться в грехах. Когда такой человек говорит или рассказывает что-либо, он делает это подобно аскету, отрешённому от мирского. Он стремится к мирскому всем своим существом, если получит из него что-либо – не насытится, если лишится чего-либо – проявит недовольство и т. д. Это и есть обольщение.

Одним из самых больших самообманов человека является совершение грехов в надежде, что его простят без сожаления об их совершении, или же заблуждение, что он (человек) является из числа приближённых ко Всевышнему Аллаху, при этом не совершая богослужения и не усердствуя в поклонении Творцу. Или же проявлять надежду на получение посева Рая, сажая семена ада, или же получить место покорных рабов в Раю, ослушиваясь Всевышнего. По этому поводу в Коране говорится (смысл): «Неужели те, кто совершал грехи и не верил, полагают, что приравняем Мы их к тем, которые уверовали и творили дела праведные, как при жизни, так и после смерти? Как же скверны суждения их!» (сура «аль-Джасия», аят 21). Также в хадисе аль-кудси говорится: «Как мало стыда у того, кто надеется на Рай Мой без поклонения, как же Я проявлю щедрость в моей милости тому, кто проявил жадность в поклонении Мне».

Ты знай, что любовь к мирскому порицаема во всех посланиях Всевышнего, ниспосланных человечеству во все времена. Это основа всех бед и причина всех смут и раздоров. И когда любовь к мирскому проникает в сердце раба божьего, она портит его и делает пустым да так, что не найдёшь в нём даже самую малую часть хорошего. Пусть не отвлекает тебя поиск мирского от твоего Создателя. Если твоё усердие заключено лишь в получении из мирского того, что тебе хватит на пропитание и только, то ты найдёшь свой достаток и будешь доволен, а если ты ищешь мирское для того, чтобы стать богатым, то не будет ему предела и ничто тебя не обогатит: чем больше ты получишь, тем больше тебе будет нужно. Человеку не следует радоваться тому, что он получил, и сожалеть о том, что упустил из мирского, и чтоб не отвлекало его стремление к мирскому от наслаждения того, что лучше для него возле его Господа, и чтоб он вывел любовь к почёту из сердца так, что похвала или критика в его адрес были для него одинаковы. Также ему должны быть равно безразлично как следование народа за ним, так отворачивание от него, потому что любовь к славе и почитанию намного сильнее, чем любовь к богатству, и оба они вызывают стремление к мирскому, а всякое, что отвлекает тебя от Аллаха, есть мирское, и всякое, что способствует тебе в поминании Аллаха, есть ахиратское.

Всевышний Аллаха в Коране говорит (смысл): «Знайте же что жизнь земная – лишь игра и забава; кичливость, приукрашивание и похвальба между вами, а также стремление обрести больше имущества и детей, – (всё это) подобно дождю, предвещающему урожай добрый и приводящему в восторг земледельцев. Но увядают потом растения, и видишь ты их пожелтевшими, после чего они превращаются в труху... Ведь жизнь в мире этом – лишь обольщение благами переходящими. А что касается богослужения и всего того, что способствует этому – всё это для того света (Ахират)» (сура «аль-Хадид», аят 20).

В хадисе говорится: «Тот, кто полюбит мирское, навредит своему Ахирату, а тот, кто полюбит Ахират, навредит мирскому. Выбирайте же вы то, что остаеёся навечно, чем то, что исчезнет» (Ахмад, Хаким). То есть Дунья и Ахират подобны чашам весов: если увеличить в одном, уменьшится в другом; или подобно востоку и западу: чем ближе будешь идти к востоку, тем больше будешь отдаляться от запада, и наоборот. Ещё в хадисе говорится: «Тому, чьё стремление есть Ахират, объединяет Аллах мысли и ставит богатство в его сердце, и придёт к нему мирское, хочет он этого или нет; а тому, чьё стремление есть мирское, разделяет Всевышний его мысли и делает бедность перед его глазами, и не получит он от неё кроме того, что было предписано ему» (Ибн Маджах, Тирмизи).

В хадисе говорится: «Тому, кто проснётся, и забота его о мирском будет больше, в сердце Аллах вселит четыре вещи:

1. Непрекращающуюся заботу.

2. Не освобождающуюся занятость.

3. Бедность, не достигающую богатства.

4. Непрекращающуюся надежду» (Табрани).

Тому, кого Всевышний хочет сделать своим валием (приближённым к себе), Аллах даёт силы и сопутствие в совершении хороших поступков, вызывающих довольство Аллаха, и делает ему этот мир и стремление к нему презренным.

Да поможет Аллах нам всем понимать призыв Ислама, следовать Корану и Сунне, стремиться к довольству Аллаха и достичь лучшего удела в Ахирате. Да сделает Он этот мир и всё, что в нём, помощью нам в этом. Амин.