Подготовка к похоронам по мазхабу имама Абу Ханифы

Всевышний Аллах сделал смерть исходом всего живого. Жизнь и смерть созданы для испытания нас. Мир этот Аллах предписал для жизни, дабы человек мог заложить основу счастья в ахирате ибо мир этот бренен, Ахират вечен.

Человеку приличествует извлечь уроки у смерти. На перстне Умар-асхаба было выгравировано: «Смерть достаточна для проповеди, о Умар!» Поэтому нельзя не изменять, не красть, не угнетать и т.д., ибо все это будет препятствовать в судный день нам же. Нужно совершать все, чем бы был доволен Аллах. Все же очень мало тех, кто извлекает уроки у смерти. Порой люди не допускают того, что они могут умереть. Мы видим очень много смертей: хороним, посещаем кладбище, ходим на соболезнование, но из всего этого не извлекаем уроки, живем привычной жизнью, ложимся спать и не знаем, проснемся или нет. Всевышний предписал братство между мусульманами и помощь им во всем. Одной из такой помощи является подготовка к смерти человека, находящегося на смертном одре:

1. Желательно повернуть умирающего лицом к Кибле. Можно оставить лежать на спине и чуть наклонить голову в сторону Киблы.

2. Желательно напомнить ему шахаду (обе части) При этом нельзя больного принуждать к этому. Достаточно и того, что он один раз прочтет его.

3. Родным, близким и друзьям больного желательно посещать его, напоминать Всевышнего и читать возле него «Ясин».

4. После смерти челюсть умершего подвязывают к голове веревочкой, глаза закрывают. При закрывании глаз, читают:

بِسْمِ اللهِ وَعَلى مِلَّةِ رَسُوْلِ اللهِ اَللّهُمَّ يَسِّرْ عَلَيْهِ أَمْرَهُ وَسَهِّلْ عَلَيْهِ مَا بَعْدَهُ وَأَسْعِدْهُ بِلِقَائِكَ وَاجْعَلْ مِمَّا خَرَجَ إِلَيْهِ خَيْرًا مما خَرَجَ عَنْهُ

«Бисмиллагьи ва гIала миллати расулиллагьи. Аллагьумма яссир гIалайгьи амрагьу ва сагьгьил гIалайгьи ма багIдагьу ва асгIидгьу биликъаика важал мимма хаража  илайгьи хайран мима хаража гIангьу». Затем на него набрасывают одежду, руки его отпускают по бокам (нельзя ставить на грудь). До того, как покойника омоют, возле него Коран читать порицается.

5. Желательно известить о смерти человека близких людей для того, чтобы увеличилось число, совершающих заупокойный намаз.

6. Желательно побыстрее вернуть долги усопшего (если были).

7. После того, как будет установлена смерть, нужно проявить спешку в подготовке к похоронам. Это является почтительным отношением к нему. Смерть должна быть обязательно установлена, иначе подготовку к погребению откладывают.

8. После погребения за усопшего читают определенную молитву (талкин).

Омовение покойного

1. Омовение покойника является фарзуль-кифаятом, т.е., если один омоет его, то с других эта обязанность снимается.

2. Порядок омывания: покойного кладут в продолговатую ванну (специально предназначенную для этого) или на приподнятое место. После снятия одежды место между пупком и коленями покрывают материей: аврат моют, одев на руку перчатку или обернув ее материей; совершают малое омовение (если он не подлежал совершению полного омовения, т.е. купанию); Если покойный был младенцем, то ему омовение не совершают; по завершении омовения, купают, по возможности теплой водой (это способствует более лучшему очищению). Омывание начинают с головы, затем переворачивают на правый бок и моют правый бок, переворачивают на левый бок и моют левую сторону. После этого аккуратно поглаживают живот дабы вывести наджасу (нечисть) из утробу. То, что выйдет, смывают, но не обновляют малое или полное омовение. После этого вытирают тело, чтобы саван не промок. После этого надевают рубашку, покрывают саваном и наносят на них благовония. Благовония наносятся также и на голову, бороду и органы, которые совершают поклон (сужда).

3. При омовении покойному не стригут ногти, волосы, не расчесывают волосы на голове и бороду.

4. Если умрет женщина там, где нет ее махрама и других женщин, то ей делают таяммум. Это применяется и по отношению к мужчине, умершему среди женщин. Таяммум совершают, надев на руку перчатку, чтобы омывающий не дотронулся до тела омываемого. Но если есть махрам, то можно совершить таяммум без перчаток, будь это женщина или мужчина. При омовении на женщину не нужно смотреть, если даже она и будет старой.

5. Женщине или мужчине можно омыть ребенка, противоположного пола, если последние не достигли того возраста, при котором можно было бы соблазниться.

6. Если покойник был омыт, способом таяммума за отсутствием воды и по нему совершили заупокойную молитву, а после этого нашли воду, то его заново омывают и совершают вновь намаз.

7. Если покойник находится в состоянии вздутия, до которого невозможно дотронуться, то достаточно облить его водой.

8. Жена может омыть покойного мужа, если у них есть общий ребенок, но мужу нельзя омывать жену, так как условия никаха между ними прерваны (после ее смерти).

Покрытие саваном

1. Покрытие саваном покойного тоже является фарзуль кифаятом.

2. Саван имеет три вида: желательный, достаточный, необходимый.

а) Желательный – для мужчины, три покрывала, платье без рукавов, достающее с головы до ног, второй достающий с макушки до пяток и третий чуть длиннее прежнего, который связывается над головой и ниже ног.

Саван должен быть из материала, с которого можно шить одежду, но не из дорогого.

б) Достаточный саван это тот, который достигает с макушки до пяток и еще один, обворачивающийся сверху.

Лучшим для савана считается белая материя.

Женщину желательно окутать в платок, покрывающий голову и лицо, материя нужна для покрытия груди, живота и для подвязывания до пупка. Ее покрывают тремя слоями, как и мужчину. Достаточным для женщины является платок и два слоя савана. Волосы ее сплетают в две косы и кладут на грудь поверх нижнего слоя, затем окутывают голову и лицо платком (шалью).

в) Необходимым саваном для женщины и мужчины является тот, который не достигает вышеперечисленных размеров.

Муж должен обеспечить жену саваном, даже если он был беден, а она состоятельна.

Если умер тот, у которого не было своего состояния, то его обязан покрыть саваном тот, кто должен был обеспечивать его при жизни, а если таковых нет, то из общей казны выделяется необходимые для похорон средства.

Порядок покрытия саваном

Для того, чтобы покрыть саваном умершего, сначала расстилают самый длинный кусок материи, затем чуть короче, а затем одевающийся как платье. Одевать начинают в обратном порядке, т. е. сначала платье, затем тот, который короче, начиная с левой стороны так, чтобы правая сторона оказалась сверху. Потом обворачивают самым длинным куском материала. Если есть опасность открыться савану, то его подвязывают посередине.