Высокочтимые времена и этика посещения кладбища

Наилучшим и наиболее вознаграждаемым временем для посещения кладбищ (зиярат) является время после совершения третьей, предвечерней молитвы аль-аср в четверг, вечер в пятницу, весь пятничный день и утро субботнего дня. Некоторые учёные считают, что вечер с воскресенья на понедельник также является хорошим временем для посещения могил усопших.

Богослов имам аль-Куртуби, ссылаясь на одного из познавших (ариф) Всевышнего Аллаха, приводит мнение, что покойные знают тех, кто их посещает в указанные времена. Теолог аль-Кальюби также пишет: «Дух, душа усопшего всегда бывает связана с его могилой и никогда не теряет связь с ней. Но начиная с послеполуденного времени четверга до восхода солнца в субботу связь душ с могилами очень усиливается».

Именно поэтому наши предки традиционно посещали могилы в предвечернее время четверга и утром в пятницу.

Мухаммад бин Васи говорил, что до него дошло, что покойные знают о людях, которые их посещают в пятницу, в предшествующий и последующий дни.

Ибн Каййим также сказал, что хадисы и предания свидетельствуют о том, что когда бы человек ни посетил могилы покойных, они знают об этом, слышат его речь, утешаются их сердца благодаря ему, и они отвечают ему (на приветствие), и что всё это касается не только шахидов, но и других покойных, и что для этого нет отдельного, особого времени.

В хадисах говорится: «Любому, кто посетит в пятницу могилы родителей и прочтёт для них суру «Ясин», прощается столько грехов, сколько букв и слов в этой суре. Если кто-то при жизни досаждал родителям, а после их смерти раскаялся и просил Всевышнего простить им грехи, то он будет подобен тому, кто радовал родителей при жизни. Если кто-либо прочтёт аят «Аль-Курсий» и попросит Создателя дать вознаграждение всем, кто похоронен на кладбище, то в каждую из могил входит 40 сияний (нур) и могилы расширяются.

Также, если кто-то прочтёт суру «Ясин» и передаст вознаграждение за неё усопшим, то всем им будут облегчены муки, а прочитавшему её запишется столько вознаграждений, сколько похоронено людей на этом кладбище». Да поможет Аллах!

Этические нормы посещения кладбища

Человеку, который намерен посетить могилы покойных, следует изучить и этические нормы посещения кладбища, вспомнить о том, что и сам он тоже умрёт и отправится туда, стремиться добиться довольства Всевышнего Аллаха, оживить своё чёрствое и порочное сердце, принести пользу покойному, прочитать возле него Священный Коран, совершить омовение прежде чем отправиться на зиярат, надеясь на то, что Всевышний примет его мольбу, прочитанную в состоянии ритуальной чистоты.

Дойдя до кладбища, необходимо остерегаться наступать на могилы ногой, следует вспомнить о тех, кто покоится в этой земле, и размышлять над этим. Размышлять над тем, как они покинули своих любимых людей и родственников, как истлели их органы тела в могилах, как их жёны овдовели и дети осиротели. Необходимо вести себя с ними так же почтительно, как вели и при их жизни. Необходимо поприветствовать их, прочитать там что-либо из Корана и затем мольбу. Приветствовать их, согласно книге «Хашиятуль Баджури», необходимо следующим образом:

السلام عليكم دار قوم مؤمنين وإنا إن شاء الله بكم لاحقوننسأل الله لنا ولكم العافية ا للهم لا تحرمنا أجرهم ولا تفتنـا بعـدهمواغفر لنا ولهم

«Мир Аллаха вам, о обитель верующих людей! И мы, если на то будет воля Аллаха, присоединимся к вам. Мы просим у Всевышнего Аллаха благополучия, прощения вам и нам. О Аллах, одари нас вознаграждением за посещение их, и не ввергай нас после них в смуту, и прости нам и им грехи!»

Передано от госпожи Айши (да будет доволен ею Аллах), что она спросила Пророка (мир ему и благословение): «О Посланник Аллаха, когда я посещаю кладбище, то как мне сказать?» Пророк (мир ему и благословение) ответил:

السلام علي اهل الدار من المؤمنين والمسلمين ويرحم الله من المستقدمين والمستاخرين وانا ان شاء الله بكم لاحقون

«Ты скажи: “Мир Аллаха вам, о обитель верующих людей! Да смилуется Аллах над предыдущими и последующими за ними мусульманами! И мы, если на то будет воля Аллаха, присоединимся к вам!”» Этот хадис привёл имам Муслим.

Также передано, что Абу Разин сказал: «О Посланник Аллаха, моя дорога пролегает рядом с могилами умерших. Проходя мимо них, можно ли мне обращаться к ним с речью?» Пророк (мир ему и благословение) ответил:

السلام عليكم يا اهل القبور من المسلمين والمؤمنين انتم لنا سلف ونحن لكم تبع وانا ان شاء الله بكم لاحقون

 «Ты скажи: “Мир Аллаха вам, о верующие обитатели могил! Вы опередили нас, и мы остались после вас. И мы, если на то будет воля Аллаха, присоединимся к вам!”» Тогда Абу Разин спросил, слышат ли они, и Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Да, они слышат, но только не могут отвечать (т. е. не могут отвечать так, чтобы слышали живые). О Абу Разин, не хочешь ли ты, чтобы столько же ангелов, сколько людей похоронены на этом кладбище, отвечали тебе»?

В другом хадисе приводится такое приветствие:

السلام علي اهل لا اله الا الله يا اهل لا اله الا الله كيف وجدتم قول لا اله الا الله يا لا اله الا الله اغفر لمن قال لا اله الا الله واحشرنا في زمرة من قال لا اله الا الله

«Мир Аллаха людям “ля иляха илляллах”! О люди “ля иляха илляллах”, каким вы нашли выражение “ля иляха илляллах”? О Аллах, кроме которого нет более ничего, достойного поклонения, Ты прости грехи тем, кто сказал “ля иляха илляллах”, и воскреси нас вместе с группой говорящих “ля иляха илляллах”!»

Благородный хадис гласит, что прочитавшему эту мольбу простят грехи пятидесяти лет. Когда же Пророка (мир ему и благословение) спросили: «О Посланник Аллаха, а если ему ещё нет пятидесяти лет?», Пророк (мир ему и благословение) ответил, что в таком случае грехи прощаются и его родителям, родным и близким, а также другим мусульманам.

Абу Шайба передал со слов Хасана, что прочитавшему при вступлении на кладбище нижеследующую мольбу запишут столько благих деяний, сколько людей похоронено на этом кладбище:

اللهم رب هذه الاجساد البالية والعظام النخرة اللتي خرجت من الدنيا وهي بك مؤمنة أدخل عليها روحا منك وسلاما مني

«О мой Аллах, Господь этих истлевших тел и рассыпавшихся костей, которые покинули этот мир, искренне уверовав в Тебя, одари их милостью со Своей стороны и приветствием с моей стороны!»

В другой версии говорится, что прочитавшему эту мольбу простят столько грехов, сколько насчитывается умерших верующих со дня сотворения Пророка Адама (мир ему).

В версии, переданной Ибн Аби ад-Дунья, сказано: «Ему напишут столько же благих деяний, сколько насчитывается умерших людей, начиная с Пророка Адама (мир ему) до наступления Судного дня». Также в хадисе говорится, что если, прочитав аят «Аль-Курсий», посвятить вознаграждение за него тем, кто похоронен на кладбище, то Всевышний введёт в каждую могилу от востока до запада по 40 нуров (сияний) и расширит усопшим могилы.

В другом изречении Посланника Аллаха (мир ему и благословение) говорится, что если, отправившись на кладбище, прочитать там суру «Ясин», то в этот день покойным делают облегчение и прочитавшему её запишут столько же благих деяний, сколько там похоронено людей. Пророк (мир ему и благословение) ещё говорил, что если, прочитав 11 раз суру «Аль-Ихлас», отдать вознаграждение за это похороненным на кладбище, то Всевышний простит читающему соответствующее числу погребённых там количество грехов. В другой версии сказано, что его одарят воздаянием, соответствующим количеству погребённых. Ещё передали, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Умерший подобен тому, кто утопает. Подобно тому, как утопающий просит о помощи, и усопший находится в ожидании хорошей мольбы от сына, брата, друга. А когда же он получает такую мольбу, то он возлюбит её больше, чем весь этот мир и всё, что находится в нём». Этот хадис передал ад-Дайлами.

Также передано, что дарами живых для покойных является совершение для них мольбы и стремление добиться прощения их грехов. При обращении с мольбами за умерших можно также поднять руки, поскольку так делал Пророк (мир ему и благословение). От Айши (да будет доволен ею Аллах) сообщается, что, «обратившись с мольбами за умерших, покоившихся на кладбище аль-Баки, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) поднял руки». Этот хадис приводят имамы Малик и Ахмад.

Посещающему родных и близких, доходя до их могил, следует приблизиться к ним и становиться с той стороны, куда обращены лица покойных, на таком же расстоянии, на каком вы стояли обычно, когда он был живой. Рядом с могилой лучше быть в стоячем положении или можно сесть на той стороне, куда обращено лицо покойного. Затем следует произнести: «Алайка-ссалям» или: «Ас-саляму алайкум» – и далее прочесть из Корана что-либо, например суру «Аль-Фатиха», начало суры «Аль-Бакара», аят «Аль-Курсий», аят «Амана-ррасулю», суру «Ясин», «Аль-Мульк» («Табарака»), «Ат-Такасур», 12, 11, 7 или 3 раза суру «Аль-Ихлас» – по возможности прочесть что-либо из упомянутого.

Учёные-богословы утверждают, что читать Коран предпочтительнее сидя, и поэтому посещающему могилы, если он намерен читать Коран, лучше делать это сидя.

Азизи в комментарии к книге «Аль-Джами ас-сагир» пишет, что совершающему зиярат к могиле покойного следует приветствовать его, повернувшись лицом к нему, а спиной – к Кибле. А читая мольбу, необходимо обратиться лицом в сторону Киблы. Некоторые учёные приводят это мнение от Ибн Имада.

Учёный Аль-Кальюби также пишет, что при чтении Корана и мольбы сунной является быть обращённым в сторону покойного, и, совершая мольбу, следует воздеть руки к небу и желательно при этом стоять. Аль-Буджайрими в субкомментарии к книге «Минхадж» пишет, что при чтении Корана и мольбы следует обратиться к Кибле.

Посещение покойных родителей, родных и близких

Посещение могил родных и близких, и в особенности родителей, является важной сунной. Передано от Посланника Аллаха (мир ему и благословение), что самым утешительным для покойного является время, когда его посещает человек, которого он любил в мирской жизни. В другом достоверном хадисе, переданном Ибн Абд аль-Барри, говорится, что если кто-либо посетит покойного, которого он знал в миру, и поприветствует его, то усопший его узнает и ответит на его приветствие.

Хадис Пророка (мир ему и благословение) гласит, что кто бы ни был посещающий в каждую пятницу могилы своих родителей или одного из них и читающий возле них суру «Ясин» – Всевышний простит ему грехи и запишет его среди тех, кто повинуется родителям. Этот хадис передал аль-Хаким.

В другой версии сказано, что ему запишется вознаграждение, равное количеству букв в суре «Ясин». В ещё одной версии говорится, что ему запишется такое же воздаяние, как за принятый хадж.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил, что бывают некоторые люди, которые при жизни родителей мучают их до тех пор, пока они не умрут. Но если после их смерти такой человек непрестанно будет совершать для них мольбу, то Всевышний Аллах может простить и записать его имя среди тех, кто был покорен своим родителям. Из этого тоже явствует, что человек, посещающий могилы своих родителей, является повинующимся им, не причиняющим им вред и мучения и исполняющим свой долг перед ними.

Посещая могилы родителей, необходимо вести себя подобающим образом, соблюдая этические нормы. Необходимо становиться рядом с ними на таком же расстоянии, на каком становились и при их жизни, проявляя к ним уважение и почёт. Не следует возвышать голос рядом с ними. Стучать по их могилам, обнимать их, совершать обход вокруг них не следует, и, уходя, необходимо вести себя так же прилично и уважительно, как вы вели себя с ними и при жизни.