Время между смертью и днём Суда

Очень многие задают вопрос о том, что означает слово «барзах». «Барзах» в переводе с арабского – «преграда», а в научном термине Ислама означает промежуточное состояние, в котором пребывает человеческая душа в период между смертью и днём воскресения.

Аллах сказал (смысл): «…позади тех, кто уходит из мира, будет преграда до того, как их воскресят» (сура «Муминун», аят 100); «Кто отказывается от веры, тот будет мучиться в могиле» (то есть в жизни за барзахом, в могиле) (сура «Таха», аят 124).

В могиле каждого человека ожидает допрос, то есть каждому будут заданы вопросы: «Кто твой Господь?», «Кто тот, который пришёл с увещеванием (Мухаммад, мир ему и благословение)?», «Какая у тебя религия?» и т. д.

Это элементарные вопросы, но многие люди не смогут ответить на них. Каждый пройдёт этот допрос в соответствии с прожитой жизнью. Человек, который жил в грехе и ослушании Аллаху, не сможет дать ответы. Если же человек прошёл по жизни достойно, то он ответит на все вопросы с помощью Аллаха.

Исходя из ответов на вопросы все люди делятся на два состояния в барзахе: 1) мучающиеся в могиле – эта степень называется «ас-Сиджин»; 2) наслаждающиеся в райских садах – эта степень называется «аль-Иллийун».

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Для кого-то могила станет райским садом, а для кого-то – адской ямой».

Также Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Ад будет показываем кяфирам и утром, и вечером до дня наступления Конца Света; последователи фараона будут введены в сильные мучения»; «…для хорошего человека будет приказано открыть райскую дверь (в аль-Иллийуне), и он будет наслаждаться благоуханием райских садов…» (Абу Давуд, № 4753; имам аль-Хаким, 1 том, 37–39 стр.).

В соответствии с этими хадисами и аятом мы поняли, что до дня Суда никто ещё не находится в Раю или Аду. Аллах в Коране сказал (смысл): «…позади тех, кто уходит из мира, будет преграда (барзах) до того, как их воскресят» (сура «Муминун», аят 100).

Что касается тех хадисов и тех аятов, которые утверждают, что кто-то за какой-то грех находится в Аду или Раю, то их не следует понимать буквально. Они означают неизбежность того, что за какой-то грех или благое дело душа будет пребывать или в Аду или в Раю в соответствии с деяниями.

Да поможет нам Аллах, чтобы наши деяния были приводящими к райским благам при барзахе и в Рай после дня Суда.