Чтить семейство Пророка ﷺ – это фарз!

Я начинаю с именем Аллаха. Вся хвала принадлежит Аллаху, да пребудет благословение и приветствие над Пророком Мухаммадом , его семейством и сподвижниками! Да направит Аллах нас всех на то, что Он любит и чем Он будет доволен!

Всевышний Аллах в Коране говорит: «О обитатели дома (то есть жёны Пророка )! Аллах желает лишь избавить вас от скверны и очистить вас полностью» (сура «аль-Ахзаб», аят 33).

Пророк в хадисе сказал (смысл): «Я завещаю вам: бойтесь Аллаха в отношении моего семейства».

Всевышний Аллах сказал (смысл): «Скажи (о Мухаммад): “Я не прошу у вас за это никакой награды (за донесения посланничества), кроме любви ради близости (кроме того, чтобы возлюбили моих родственников)”» (сура «аш-Шура», аят 23).

В хадисе, который рассказывает Хаким и ибн Хибан, говорится, что Пророк сказал:

رَوَى ابْنُ حِبَّانَ وَالْحَاكِمُ وَالْبَيْهَقِيُّ أَنَّ رَسُولَ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ

سِتَّةٌ لَعَنْتُهُم وَلَعَنُهُم اللهُ وَكُلُّ نَبِيٍّ مُجَاب: الزَّائِدُ فِي كِتَابِ اللهِ، وَالْمُكَذِّبُ بِقَدَرِ اللهِ، وَالْمُسْتَحِلُ لِحَرَمِ اللهِ، وَالْمُسْتَحِلُ مِنْ عِتْرَتِي مَا حَرَّمَ اللهُ، وَالْمُتَسَلِّطُ بِالْجَبَرُوتِ لِيُذِلَّ مَنْ أَعَزَّ اللهُ وَيُعِزَّ مَنْ أَذَلَّ اللهُ، وَالتَّارِكُ لِسُنَّتِي

«Шесть категорий людей я проклял, и проклял их Аллах, и молитва Пророков принимается. Вот эти категории: 1) добавляющий что-либо в Коран; 2) делающий ложным предопределение Аллаха; 3) считающий дозволенным запрещённое Аллахом; 4) наносящий вред моему семейству, что Аллах запретил; 5) дающий волю для унижения того, кого возвеличил Аллах, и для возвеличивания того, кого унизил Аллах; 6) оставившего мою сунну».

В этом хадисе есть огромная польза, и каждому из шести перечисленных пунктов требуется большое толкование. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «…наносящий вред моему семейству, что Аллах запретил». Смысл его: тот, кто наносит вред семейству Пророка (мир ему и благословение) без какого-либо права, таким образом попадает в грех. Потому что любовь и уважение к родным Посланника Аллаха (мир ему и благословение) является одним из обязательных действий сердца, которые Всевышний возложил на каждого совершеннолетнего. Об этом упоминают такие учёные, как Ибн Ашир в толковании этого хадиса, а также другие. То есть необходимо любить Аллаха, любить Его речь, Его посланника, сподвижников, родню Пророка (мир ему и благословение) и всех праведников. Это фарз каждого совершеннолетнего – любить Аллаха, Его речь, Посланника и его семейство. Семейство Пророка (мир ему и благословение) – это его родственники, жёны; иногда под словом «семейство» подразумеваются все богобоязненные последователи Пророка (мир ему и благословение), а не только кровные родственники.

Когда говорят о закяте, что нельзя обязательный закят давать семейству Пророка (мир ему и благословение), то тут имеются в виду его родственники из рода Хашима и Муталибов – те, кто были из потомства Али, из потомства Джафара, Аббаса (да будет доволен ими Аллах), – им не дозволяется брать закят. Аллах запретил им принимать обязательный закят из-за хадиса, который рассказал имам Муслим, что Пророк (мир ему и благословение) о закяте сказал: «Это нечистота людей, она не дозволена Мухаммаду и семейству Мухаммада».

Смысл слов Пророка (мир ему и благословение) о том, что закят – это нечистота людей, заключается в том, что закятом люди очищают свои души подобно чистой воде: когда водой очищают грязное место, она становится грязной, так же и закят. Не подобает семейству Пророка (мир ему и благословение) брать его, потому что Аллах очистил его родных. Всевышний сказал: «О обитатели дома (то есть жены Пророка, мир ему и благословение)! Аллах желает лишь избавить вас от скверны и очистить вас полностью» (сура «аль-Ахзаб», аят 33).

Сподвижники поняли, что семейству Пророка (мир ему и благословение) дана великая степень. Наш господин имам Бухари (да смилуется над ним Аллах) сказал в главе о прошении дождя от господина Умара (да будет доволен им Аллах): «О Аллах, мы просили у Тебя дождя посредством нашего Пророка (мир ему и благословение), и дождь пошёл, мы просим Тебя посредством дяди нашего Пророка (мир ему и благословение), и дождь пролился». Он сделал тавассул посредством Аббаса (да будет доволен им Аллах). Этот хадис достоверный и указывает на то, что он возвеличивал семейство Пророка (мир ему и благословение). В этом хадисе нет довода, что нельзя делать тавассул посредством Пророка (мир ему и благословение) после перехода его в мир иной. Воистину, это дозволено при его жизни, рядом с ним, в его отсутствии и после смерти.

Ас-Субки упомянул, что тавассул разрешён посредством Пророка (мир ему и благословение) ещё до его рождения, как это сделал Адам (мир ему). В хадисе, который передал Хаким, сказано, что Адам (мир ему) сделал тавассул посредством Пророка (мир ему и благословение), пока ещё Аллах его не сотворил. Следовательно, тавассул Умара (да будет доволен им Аллах) через Аббаса (да будет доволен им Аллах) был сделан не потому, что нельзя совершать его через Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Более того, рассказал Зубайру ибн Баккар, как упомянул Хафиз Ибн Хаджар в книге «Фатхуль Бари», что Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «О Аллах, воистину обращение людей через меня – это из-за связи моей с Твоим Пророком». Это указывает на то, что тавассул Умара (да будет доволен им Аллах) через Аббаса (да будет доволен им Аллах) был сделан не потому, что тот не знал, что тавассул через Пророка (мир ему и благословение) после его смерти дозволен, а из-за возвеличивания семейства Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Затем наш господин Умар (да будет доволен им Аллах), как это рассказал Хаким в своей книге «Мустадрак», читал людям проповедь и сказал:

إن رسول الله -صلى الله عليه وسلم- كان يرى للعباس ما يرى الولد لوالده ، فيعظمه ويفخمه ويبر قسمه ; فاقتدوا أيها الناس برسول الله -صلى الله عليه وسلم- في عمه العباس ، واتخذوه وسيلة إلى الله فيما نزل بكم .

О люди, воистину Посланник Аллаха (мир ему и благословение) относился к Аббасу (да будет доволен им Аллах) как сын к отцу, возвеличивал его, оказывал почёт и уважение, поэтому вы следуйте за примером Пророка (мир ему и благословение) в отношении его дяди Аббаса и сделайте его посредником при наступлении беды

Тавассул через Пророка (мир ему и благословение) и его семейства – это дозволенное и благое дело.

Следующее, на что обращают внимание в возвеличивании семейства Пророка (мир ему и благословение): уважение и любовь к его родным оно проявляется следованием за ними, украшаясь их нравственными качествами, их акыдой. Али (да будет доволен им Аллах), главный семейства Пророка (мир ему и благословение), говорил, как от него передал это Абдукахир ибн Тахир Тамими Багдади: «Аллах был, и не было Ему места, и сейчас он так же, как и был». Также он говорил: «Воистину Аллах создал Арш, показывая своё могущество, но не как место для Своей сущности».

Наш Господин Зайнуль Абидин Али ибн Хусейн (да будет доволен им Аллах) говорил, как это передал от него с непрерывным иснадом Хафиз Забиди в своей книге «Итхафу Садати Муттакин бишархи Ихья улюмуддин»: «Ты – Господь, не занимающий места, не меняется для Тебя время, Ты не поддаёшься ощущению нашими чувствами, Ты неосязаем, никто не может провести Тебя, скрыть от Тебя что-то».

Также наш господин  Джафару Садик (да будет доволен им Аллах) говорил: «Аллах не из чего-то, не в чём-то и не на чём-то. Если бы Он был на чём-то, то был бы носимым, если бы был из чего-либо, то был бы сотворённым, а если бы был в чём-либо, то был бы ограниченным».

Это степень, на которой находится семейство Пророка (мир ему и благословение), и да будет доволен ими Аллах и да будет нам польза от них! И последний наш призыв: хвала Аллаху, Господу Миров!

Стенограмма проповеди доктора шариатских наук Халида Мухаммада аль-Малькави