Смерть – самое быстрое из сотворенного Аллахом

Хвала Аллаху, хвала Аллаху, Который дал обещание тому, кто покорился, о добре и умножении. Хвала Аллаху, Который украсил Рай и самую почётную райскую степень – Фирдавс– тому, кто обратился к Нему с правдивостью и убеждением, встав перед Ним, служа и поклоняясь Ему. Я воздаю хвалу Пречистому и Великому – воистину нет другого божества, кроме Него! Уготовил Он Рай тем, кто покорился Ему и уверовал в Его Пророка (мир ему и благословение). Я безмерно воздаю хвалу Аллаху и свидетельствую, что нет никакого божества, кроме единого Аллаха, Которому нет сотоварища. Аллах живой, вечный, не умирающий, не исчезающий; воистину остальное помимо Него – умирающее и исчезающее. Я также свидетельствую, что наш Господин и Пророк Мухаммад – раб Аллаха и Его Посланник, избранный среди народа и любимый.

Мы свидетельствуем, что воистину он довёл послание прекрасным образом, хорошо оправдал доверие и оставил нас на ясном пути, ночь которого подобна дню, с которого не собьётся никто, кроме погибшего. О Аллах, благословение и приветствие Мухаммаду, его чистому семейству, избранным сподвижникам и нам,по милости Твоей, о Милостивый.

О рабы Аллаха, я завещаю каждому из вас, согрешившему нафсу: бойся Аллаха. О рабы Аллаха, Всевышний говорит (смысл): «Смертельная агония явится с истиной. Вот то, чего ты избегал!» (сура «Къаф», аят 19).

Также Аллах говорит (смысл): «Бойтесь того дня, когда вы будете возвращены к Аллаху (Судного дня). Тогда каждый человек сполна получит то, что приобрёл (доброе или плохое), и с ним не поступят несправедливо (уменьшая благое или увеличивая плохое)» (сура «аль-Бакара», аят 281).

Ещё Аллах сказал (смысл): «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным образом (поклоняясь, не греша, поминанием, делая шукру, не становясь неверующими) и умирайте не иначе, как будучи мусульманами! (единобожниками)» (сура «аль-Имран», аят 102).

О рабы Аллаха, для каждой вещи, для всего живого наступит смерть. Человек не видит джаназу, которая перед его глазами. Он видит – смерть, видит как по очереди умирают люди, и это есть признак того, что смерть – это истина.

Когда человек живёт в этой мирской жизни, безусловно, настигнет мгновение, когда он уйдёт из этой жизни к Господу,Который его сотворил, к Господу, к Которому все будут возвращены. Воистину, к Аллаху возвращаются дела. Джаназа своим состоянием говорит: «Посмотри на меня своим разумом, я подготовлен для перенесения, я койка смерти. Сколько людей превратились в меня, как ты!»

О рабы Аллаха, наибольшее, за что опасались праведники, даже пророки, посланники и шахиды, это в каком состоянии они умрут. Поэтому не имеет значения, где ты умрёшь,– важно, в каком состоянии.

О мусульманин, необходимо размышлять об этом часе, который придёт к тебе, придёт неожиданно и удивит тебя, если ты не будешь к этому готов и не будешь пользоваться причинами благого конца.

О рабы Аллаха, учёные говорят: «Самое быстрое, что сотворил Аллах, – это смерть». Почему? Потому что она приходит неожиданно, ты не сумеешь установить для неё определённое время, установить определённый сезон. Иногда она может прийти к тебе в то самое время, в котором ты находишься сейчас, поскольку это самое быстрое, что можно представить. Каждый человек бывает среди семьи, и смерть ближе к нему, чем шнурки к обуви.

О мусульманин, знаешь ли ты, что с тобой происходит, когда к тебе приходит смерть,когда наступает твой смертный час? В это время спускаются к тебе четыре благородных ангела: одного зовут Малякульмавт (Посланник смерти – Азраил), а троих – посланники мавта (смерти).

В общем, четыре ангела, которые спускаются, когда наступает твой конец, считают твои вздохи, и когда твои вздохи начнут считать: десять, девять, восемь, семь, шесть, пять, четыре, три, два, один, – тебене дают отсрочку.

Когда наступает последний вздох, не откладывают этот час, то есть даже мгновение или вызвать последний час раньше времени невозможно. Когда наступит конец, Малякульмавт заберёт твою душу, а другие три ангела понесут её. Заберут твою душу из каждого нерва, кости, мяса, со всего твоего тела, начиная с пальцев твоих ног и выше, до ключицы. Когда смерть дойдёт до ключицы, открывается взор на небесную вселенную, как об этом говорится в Коране (смысл): «Ты был (в мирской жизни) беспечен к этому, но Мы сорвали с тебя твоё покрывало (убрали твоё забвение с тем, что сегодня видишь)» (сура «Къаф», аят 22).

И острым становится твой взор: что ты видишь? Ты видишь ленту своих деяний, свою жизнь, шестьдесят лет. Всю твою жизнь, шестьдесят или семьдесят лет, всё прожитое ты быстро увидишь своими глазами.

Самое важное – это то, что ты увидишь в момент смерти. Поэтому, дорогие братья, когда откроется вам взор при смерти, первое, что увидим, это ангелов, которые записывали благое и плохое, всё, что ты творил: Ракиба и Атида. Они появятся перед твоими глазами, и ты их увидишь. Если ты увидишь их радостными, сияющими божественным светом, если успокаиваешься, видя их, то это радость.

Если появится признак радости на лицах обоих ангелов – это признак того, что твой конец оказался благим, а если будет (да сделает Аллах наш конец благим) всё наоборот, да убережёт нас от этого Аллах, если увидишь обоих с тёмными лицами из-за твоих деяний и они пугают тебя,– это признак твоих тёмных дел, твоей неправедной жизни, да убережёт нас от этого Аллах.

Всевышний Аллах сказал (смысл): «Но откроется им от Аллаха то, о чём они даже не предполагали» (сура «аз-Зумр», аят 47).

О рабы Аллаха, то, о чём мы говорим, это не фантазия, это то, к чему придёт каждый живой и что увидят все – я и вы. Потом мы увидим, что творили наши руки (смысл): «В тот день человек увидит, что уготовили его руки (каждый человек увидит, что сделал из благого и плохого), а неверующий скажет: «Лучше бы мне быть прахом! (О если б я был бы животным и затем превратился бы в прах)» (сура «ан-Набаъ», аят 40).

Поэтому Пророк (мир ему и благословение) говорит: «Чаще вспоминайте смерть – разрушительницу наслаждений: когда много – то уменьшает, а когда мало – то увеличивает», – то есть при поминании смерти, когда много желаний, то они уменьшаются, а когда деяний мало, то они увеличиваются.

Поистине мусульманин желает умереть верующим, да дарует нам Аллах такую смерть. Я расскажу кратко в это ограниченное время пятничной проповеди о причинах благого конца и о причинах плохого конца, да убережёт нас от этого Аллах.

Последуй первому примеру: это постоянство в молитве – выполняй свои намазы, поясные поклоны, земные поклоны, омовение для намаза, выполняй намазы своевременно; когда мы слышим голос: «Хайя аля-саляти» («Спешите на намаз»),– оставляй свою торговлю, своё семейство, своё дело и ответь зову твоего Господа.

Если ты отложишь, отвергнешь, издевательски отнесёшься, посмеёшься, поиздеваешься над молящимся, да убережёт от этого Аллах, то, когда обратятся к твоей душе, заберут её, пожелаешь ты этого или нет: твоя душа выйдет, когда позовёт её Малякульмавт: «Выходи!»– будет сказано, и душа выйдет. Если будешь уверовавшим, то есть мусульманином, да сделает нас Аллах из числа уверовавших, то душе скажут (смысл): «О душа, обретшая покой (уверовавшая)! Вернись к своему Господу удовлетворённой (воздаянием) и снискавшей довольство! Войди в круг Моих рабов (праведных)! Войди в Мой Рай (вместе с ними)» (сура «аль-Фаджр», аяты 27–30).

О Аллах, сделай нас из тех, кому будет сказано: «О душа, обретшая покой!», а если нафс будет другим, то он будет дёргаться в теле, и Аллах говорит (смысл): «Они бьют их по лицу и по спинам со словами: “Вкусите мучения от обжигающего Огня!”» (сура «аль-Анфаль», аят 50). Да убережёт Аллах нас от этого! А когда человек слышит: «О душа, обретшая покой! Вернись к своему Господу удовлетворённой и снискавшей довольство!» – то душа выходит легко, выходит спокойно, выходит быстро с любовью к Аллаху. Первая и важная причина благого конца – это постоянство в молитве.

Вторая причина, о верующие, это оказание добра родителям. Берегись прогневить своих родителей, отца или мать. Даже если ты будешь притеснённым, даже если они будут притеснителями, проявляй терпение; даже если они вредят – терпи, ведь это твой отец и твоя мать.

Однажды во времена Пророка (мир ему и благословение) молодой человек, будучи при смерти, не мог прочитать шахаду. Сподвижники испугались за него и рассказали Пророку (мир ему и благословение). Он спросил о нём, и сподвижники ответили, что у него есть мать, и привели её к Пророку (мир ему и благословение). Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Твой сын не может сказать «ля иляха илля-ллах», прости его». Она ответила: «Нет, клянусь Аллахом, не прощу». Твой сын при смерти, не может сказать «ля иляха илля-ллах», прости же его», – повторил Посланник Аллаха (мир ему и благословение). «Нет», – упорствовала она. Её сын всё также не мог прочитать шахаду. Пророк (мир ему и благословение), дабы облегчить её сердце, велел разжечь огонь и сказал ей, что если он не прочитает шахаду, то будет в таком огне. И тогда она сказала: «О Посланник Аллаха (мир ему и благословение), я простила его, я простила его, я простила его!» Затем Пророк (мир ему и благословение) посмотрел на молодого человека, тот сказал: «Ля иляха илля-ллах», – и умер.

О мусульманин, найди своих родителей после пятничной молитвы, если твои родители живы, сделай их довольными, целуй их руки, прости их, скажи им благородные слова; если они будут довольны тобой – радуйся, а если нет – тебе необходимо сделать всё, чтобы заслужить их довольство.

А если их уже нет в живых, если уже перешли они в мир иной, то вот что мы скажем тебе. Нет ничего сложнее, чем если родители уйдут из жизни, будучи в гневе на тебя; нет ничего тяжелее, чем смерть матери, если она в гневе на тебя. Разве ты будешь доволен тем, чтобы твоя мать умерла в гневе на тебя? Разве будешь ты доволен смертью отца в печали из-за тебя?

Что ты сделаешь, если к тебе придёт смерть? Ты можешь только просить за родителей у Аллаха, просить прощения их грехов, давать милостыню за них, и, быть может, они, видя твою просьбу о прощении, пожалеют и смилуются над тобой в своих могилах. Аллах посмотрит на твоё состояние и смилуется над тобой.О Аллах, мы просим прощения у тебя за все слова и действия, которые рассердили наших матерей, о самый Щедрый из Щедрейших, о самый Милостивый из Милостивых.

Другая причина для благого конца, о рабы Аллаха, – это усердие в мольбе и обращении ко Всевышнему Аллаху. Пророк (мир ему и благословение) часто читал такое дуа: «О изменяющий состояния сердца, укрепи моё сердце в твоей религии!» Это Пророк (мир ему и благословение) так просил. Ты слышал о том, чтобы пророки умирали неверующими? Однако его не успокаивало то, что он Пророк, и потому он часто просил: «О изменяющий состояния сердца, укрепи моё сердце в твоей религии».  О верующие, часто читайте это дуа. Состояние сердец меняется, когда приходит смерть: в эти моменты сердце чувствует сильную горечь и трудность, которую не переносят горы, никакая сила в этом мире, кроме как если Аллах пожелает утвердить твоё сердце в истинности.

О, мусульмане, следующая причина благого конца – это не притеснять никого. Берегись притеснения мусульман, берегись притеснять человека, притеснение – это мрак Судного дня.

Не притесняй себя своими грехами, не притесняй свою родню, свою жену, своего мальчика, свою девочку, не притесняй рабочих, тех, кто работает рядом с тобой. Если ты притеснишь их из-за своих целей, если прогонишь служанку с притеснением и враждой, – берегись и жди смертный час.

О те, которые замышляют плохое против должностных лиц, чтобы опорочить их в работе из-за зависти к ним, потому что они лучше, и из-за опасения, что они поднимутся вверх, а эти останутся внизу, искажают их деятельность, чтобы опозорить перед начальником! Знайте, что всё это является притеснением: «Скажи: “Попользуйся благами со своим неверием немного (оставшееся время)! Воистину, ты будешь одним из обитателей Огня”» (смысл) (сура «аз-Зумар», аят 8).

Кого так описывают, у кого есть такая привычка, ты знай, что смерть перед твоими глазами, – воистину смерть ломает позвоночник, смерть опрокидывает величественных людей.Когда ты являешься притеснителем, невозможно, чтобы твой язык шептал «ля иляха илля-ллах». Ты желаешь умереть со словами «ля иляха илля-ллах», а притеснённые проклинают тебя днём и ночью, – как такое возможно? Притесняешь, воруешь, обманываешь, лжёшь, нарушаешь договор, и ты желаешь умереть со словами «ля иляха илля-ллах», – как такое возможно?

Неужели равны грешники и богобоязненные, неужели равны богобоязненные и явно перешагивающие через запреты Аллаха? Разве они равны? Разве равны зрячие и слепые? Равны ли притеснение и сияние? Не равны они.

В Коране сказано (смысл):«Неужели те, которые приобретали зло (куфр и грехи), полагали, что Мы полностью приравняем их к тем, которые уверовали и совершали праведные деяния, как при жизни, так и после смерти? Как же скверны их суждения! (они будут в огне в ахирате)» (сура «Джасияту», аят 21).

Поразмышляйте над этим аятом. Великий сподвижник Тамиму ад-Дарию (да будет доволен им Аллах) всю ночь повторял этот аят – всю полноценную ночь. Он сподвижник Пророка (мир ему и благословение), а каково же моё и твоё состояние?

Покайтесь своему Господу в том, что упустили время. Да дарует нам Аллах покаяние до смерти и обращение к Нему! О, Господь Миров, да простит Величественный Аллах мои и ваши грехи! Воистину Он – Прощающий и Милостивый.

Пятничная проповедь: Шейх Хабиб Хусейн ас-Сакаф