Стремитесь к примирению

Уважаемые мусульмане! Мы с вами нередко становимся свидетелями, особенно в последнее время, как люди, между которыми раньше отношения были тёплыми, дружескими, из-за каких-то мирских благ или нелепых ситуаций разрушают свою дружбу и долго находятся то ли во вражде, то ли в обиде, то ли в ненависти. Бывает, что это передаётся их детям, и на роду каждого остаётся пятно.

Всевышний в Коране говорит (смысл): «Воистину уверовавшие люди являются братьями друг другу; вы улучшайте отношения между вашими братьями, бойтесь Аллаха» (сура «аль-Худжурат», аят 10).

Если вы увидите, что между мусульманами есть какая-то ненависть, обида, старайтесь улучшить эти отношения. Если говорить о том, где и в каких случаях мы можем и должны выступать в роли миротворцев, стоит упомянуть отношения и между супругами, и между верующими и неверующими, и между племенами, сёлами, и отношения, связанные с кровью, с имуществом и т. д. Во всех конфликтных ситуациях Всевышний повелевает нам улучшать отношения между сторонами противостояния.

Если вы будете свидетелями споров, ссор между родственниками, друзьями, то не должны молча сидеть, а наоборот – должны постараться улучшить отношения между ними. Почему? Потому что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) повелевает нам это и говорит о величии воздаяния за такой поступок: «Не рассказать ли вам, что является более величественным, высоким в своей степени, чем совершение намаза, соблюдение поста и выплата закята?» – «Да, о Пророк (мир ему и благословение)», – сказали сподвижники. Посланник Аллаха (мир ему и благословение)говорит: «Это улучшение отношений между людьми». Далее Пророк (мир ему и благословение) говорит: «А разрушение отношений между теми, кто раньше дружил, подобно бритью волос с корней». «Что же их сбривает?» Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорит: «Я не говорю, что это сбривает волосы, я говорю, что оно сбривает религию, т. е. лишает человека религии» (имам Ахмад, Абу Давуд, Тирмизи).

Также Посланник Аллаха (мир ему и благословение), обращаясь к Абу АюбуАнсари, говорит: «Хочешь, я тебя направлю на ту милостыню, на то деяние, которым будет доволен Всевышний и Посланник Аллаха (мир ему и благословение)?» «Да, о Посланник Аллаха (мир ему и благословение)», – говорит Абу Аюб.  Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал ему: «Ты улучшай отношения между людьми, когда они будут разрушаться между ними, и ты приближай их отношение друг к другу, когда они будут отдаляться». Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сам несколько раз принимал участие в примирении людей. Известно, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) примирил племена Авс и Хазраж. Эти племена известны не только в исламской истории, они более ста лет враждовали и считались самыми ненавистными друг другу племенами. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) примирил их, об этом сказано в Коране. Это было великое примирение. Также Пророк (мир ему и благословение) примирил ахлю Куба, жителей окрестности Медины, и побудил к этому своих сподвижников, говоря: «Идите со мной, мы попробуем их примирить» (Бухари).

Аль-Бухари приводит хадис, что однажды Пророк (мир ему и благословение) примирял людей из бану Авфа, да так, что он даже опоздал на джамаат-намаз. Тогда, при жизни Пророка (мир ему и благословение), никто не становился имамом впереди Посланника Аллаха (мир ему и благословение), пока Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сам его не поставит. Поэтому все были в ожидании Пророка (мир ему и благословение). Время шло, но Посланника (мир ему и благословение) не было, и намаз отложился на какое-то время, пока Посланник Аллаха (мир ему и благословение) примирял людей. Исходя из этого алимы говорят: если человек занят тем, что примиряет людей, это даже больше и выше, чем прийти на джамаат-намаз.

А сколько сегодня существует людей, которые не понимают важность примирения! Сам Пророк (мир ему и благословение) говорит: «Нет ни одного шага, ни одного благого деяния лучшего и воздаваемого, чем шаг, направленный на примирение людей». Часто вражда бывает от ненужных споров, из-за каких-то мелочей. Всевышний, повелевая нам, чтобы мы не спорили, говорит: «Вы не спорьте, а то ослабитесь и потеряете вашу силу, наоборот – проявляйте терпение, воистину Аллах вместе с терпеливыми». Если к нам придут люди примирять нас, мы должны слушаться их, потому что, когда мы чувствуем ненависть, злобу, мы не можем нормально думать, а тот, кто пришёл примирять нас, выслушает обе стороны и посоветует нам лучшее решение. Всевышний нам говорит (смысл): «Если же вы примиритесь, улучшите отношения и проявите богобоязненность, воистину Всевышний – Прощающий и Милостивый».

Искренность

У тех, которые идут примирять других, должна быть искренность, намерение не просто пойти что-то сказать, а именно стремиться к тому, чтобы враждующие примирились, чтобы это было ради Аллаха. Всевышний в Коране (см. сура «ан-Ниса», аят 35) говорит, что если муж и жена спорят между собой, пусть и с его и с её стороны двое идут и примиряют их, и если эти двое (с его стороны и с её стороны) захотят, чтобы они примирились, то они примирятся. Здесь не говорится «если муж и жена захотят», а говорится «если те, кто пришли, захотят примирить их, они примирятся».

Один раз сподвижник Умар отправил двоих примирять мужа и жену. Они пришли и сказали, что они не примирились. Умар  поругал их и сказал: «Это вы не хотели, чтобы они примирились». «Как это мы не хотели, о правитель правоверных?» – возразили они. «Если бы вы хотели, чтобы они примирились, они это сделали бы! Так сказано в аяте», – и прочёл им вышеупомянутый аят. Это называется искренность в намерении, и от намерения зависит многое. Всевышний, продолжая этот аят, говорит (смысл): «Кто будет примирять людей, желая получить довольство Всевышнего Аллаха, воистину Мы дадим ему высокую награду».

Мы можем много разговаривать о ненужных вещах, а когда дело касается того, чтобы примирить людей, сделать добро другим, мы почему-то уходим в сторону. Всевышний говорит (смысл): «Нет пользы во многих их разговорах, кроме разговора того человека, который повелевает отдать милостыню, или повелевает благое, или же ведёт речь, чтобы улучшить отношения между людьми» (сура «ан-Ниса», аят 114).

Об этом с нас спросят в Судный день. Те, кто враждуют между собой, наносят вред себе. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорит: «В Судный день откроют врата Рая в понедельник и четверг, и Аллах прощает грехи всем мусульманам, которые не делали ширк, кроме двух, между которыми была вражда. Аллах говорит: “Оставьте их, пока они не примирятся”, и повторяет эти слова два раза» (Муслим).

Как-то двое спорили, и крики их услышал Посланник Аллаха (мир ему и благословение), так как они стояли недалеко от его дома. Один из спорщиков говорит: «Я тебе должен, дай немного времени, уступи, я не могу тебе вовремя отдать деньги». На что другой отвечает: «Клянусь Аллахом, я тебе не уступлю». Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) вышел к ним и сказал: «Где тот, кто клянётся Аллахом в том, что он не сделает благое, хорошее?» И тогда тот говорит: «О Посланник Аллаха (мир ему и благословение), это я, но я уступаю», т. е. иду к этому благому.

Есть только три случая, когда Шариат даёт право обмануть: 1) если между людьми испортились отношения, то тот, кто их примиряет, может обмануть; 2) на войне между врагом и мусульманами; 3) мужу, который хочет успокоить свою жену и говорит ей неправду, которая успокоила бы её.

Дай Аллах нам помощи, чтобы мы жили в мире и согласии, чтобы наши отношения были такими, какими желают их видеть Всевышний Аллах  и Пророк (мир ему и благословение).