Всем сёстрам по серьгам…

Суть пословицы в том, что к детям относиться надо справедливо, никого из них не обделяя. И часто можно заметить, как дети не могут поделить что-то, потом ссорятся между собой, ябедничают друг на друга.

Нередко сами родители, пусть даже не умышленно, провоцируют подобное отношение детей между собой, ошибочно предполагая, что между детьми надо одинаково делить лишь любовь и заботу, не обращая внимания на материальное предпочтение одних над другими, что неправильно.

По Шариату родителю, отец ли это, мать ли, желательно при поднесении подарка соблюдать справедливость и равенство между детьми. Мудрость такого положения заключается в укреплении любви между детьми. Порицается выделять или превозносить кого-либо из своих чад над остальными, давая кому-нибудь больше, лучше или что-то особое, так как подобные действия могут зародить в сердце обделённых детей зависть и ненависть по отношению друг к другу и могут разорвать родственные, семейные узы.

Имамы аль-Бухари и Муслим приводят в своих достоверных сборниках хадис от ан-Нумана бин Башира, который сказал: «Как-то мой отец сделал мне подарок, тогда Амрат бант Раваха сказала моему отцу: “Я не согласна с этим, пока ты не поставишь в известность Посланника Аллаха  (мир ему и благословение) и не узнаешь у него допустимость этого!” Тогда отец ан-Нумана отправился к Пророку  (мир ему и благословение) и сказал: “Я сделал подарок своему сыну от Амры бинт Равахи, и она потребовала от меня, чтобы я узнал правомерность моего поступка, о Посланник Аллаха  (мир ему и благословение)”. Пророк  (мир ему и благословение) спросил: “Дал ли ты такое же и остальным своим детям?” Он ответил: “Нет”. Пророк  (мир ему и благословение) сказал: “Бойтесь Аллаха и будьте справедливы между своими детьми”» («Сахих-уль-Бухари», № 2447; «Сахиху-Муслим», № 1623).

Мусульманские богословы единогласно сошлись на том, что желательно одинаково относиться ко всем детям, хотя среди учёных и имеются расхождения относительно сути равного распределения подарков между детьми. Так, например, большинство шафиитских и ханафитских учёных говорят, что смысл хадиса заключён в том, чтобы девочке давали столько же, сколько дают мальчику, так как именно на это указывает хадис. Хотя есть и другое мнение, что при поднесении подарков детям желательно распределять их в таком же соотношении, как и во время разделения наследства, т. е. мальчику в два раза больше.

Однако желательность соблюдения равенства в преподносимых детям дарах бывает только тогда, когда дети одинаково нуждаются в материальной помощи или же когда кто-нибудь из детей не согласен с неравенством. А если кто-то из детей больше нуждается или же остальные братья и сёстры согласны, чтобы одному из них дали больше или лучшее, тогда в предпочтении одного из детей нет ничего порицаемого. Но даже если отец подарит кому-нибудь из своих детей что-то, а других обделит или же кому-то из них даст большее или лучшее, подарок считается действительным, ребёнок становится владельцем преподнесённого ему. Следует сказать, что такой поступок порицаем, потому что это неодобряемо Шариатом, это то, от чего Шариат остерегает нас.

Так что, раздавая «сёстрам по серьгам», нам, мусульманам, стоит не забывать требования Шариата, тогда и дети будут счастливы, и родители спокойны.