Времена молитв

Для того чтобы молитва считалась действительной, нужно соблюдать все обязательные условия молитвы.

Одним из важных условий является наступление времени той или иной обязательной молитвы. Аллах в Коране сказал: «Обязали на вас молитву, у которой есть своё, предписанное время совершения».

Мусульманин должен знать наступление времени молитвы или хотя бы предполагать о наступлении времени, в противном случае молитва будет недействительной.

Время полуденной молитвы (зухр)

Время полуденной молитвы начинается от прохождения солнцем зенита и до того, как тень каждой установленной вертикально вещи будет равна этой вещи, не считая тени нахождения солнца в зените.

Время после полуденной молитвы (аср)

Время после полуденной молитвы начинается с завершения времени полуденного намаза, то есть когда тень уже будет больше установленного вертикально предмета, и сохраняется до захода солнца.

Время вечерней молитвы (магриб)

Время вечерней молитвы начинается уже с захода солнца и продолжается до исчезновения «красной зари» (зарево на горизонте).

Время ночной молитвы (ишаъ)

Время ночной молитвы начинается с исчезновения «красной зари» на горизонте и до «правдивого» (второго) рассвета.

Время утренней молитвы (субх)

Время утренней молитвы начинается с «правдивого» рассвета и длится до восхода солнца, т.е. до появления края солнечного диска (хоть малой его части). То есть человек, который проснулся после восхода, уже упускает время и возмещает утреннюю молитву. Рассвет назвали «правдивым», потому что есть и «ложный» – это когда на горизонте бывает рассвет наподобие лисьего хвоста, а потом он исчезает – и опять темнеет, и далее уже наступает «правдивый» рассвет.

Если человек не знает время молитвы или запутался, то он обязан следовать за правдивым и надёжным человеком, который подскажет, в какое время совершать молитву, – к примеру, это может быть муэдзин (тот, кто провозглашает азан), или вы можете ориентироваться по азану, крику петуха по утрам.

Если таких людей нет, то вы сами выносите решение по каким-нибудь признакам, таким как ремесло, то есть вы от какого-то намаза до следующего завершали некую работу, и вы делаете эту работу, а по завершению, соответственно, совершаете намаз.

В местности, в которой нет обычных суточных смен дня и ночи, а есть так называемые «белые ночи», жителям для определения времен молитв надо ориентироваться на близлежащий населённый пункт, в котором нормальная смена дня и ночи, т. е. происходит восход и заход солнца в течение одних суток.

Все молитвы нужно совершать в своё предписанное время, и нельзя переносить одну молитву на время другой, кроме как в сафаре (путешествие) или в экстренных случаях, таких как спасение человека и т. д.

Человек имеет право отложить намаз по той или иной уважительной причине – например, если он получает знания по религии или читает суру из Корана с намерением совершить намаз, как только закончит, с условием, чтобы время данного намаза не вышло, иначе это грех.

Желательно спешить совершить каждую молитву в своё превосходное время, то есть сразу как пришло время этой молитвы, ведь Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Лучшее из деяний – это вовремя совершённая молитва».

Если человек пропускал молитву или он верил в Аллаха, но вообще не совершал молитву, то нужно искренне покаяться и начать молиться, а пропущенные намазы нужно возмещать (из книги «Ианат ат-Талибин»).

Возмещение молитв

Единогласны учёные ахлю сунны, четыре имама мазхабов и их последователи в том, что умышленно пропущенные молитвы нужно возмещать, ровно как и пропущенные по забывчивости или из-за того, что человек проспал нужное время. Соответственно, всякий, кто говорит: «Не нужно возмещать», – противоречит консенсусу учёных ахлю сунны (аль-Иджмаъ).

Учёные приводят довод:

 فدين الله أحق بالقضاء

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Долг Аллаху более достоин возмещению» (имам аль-Бухари в книге «Сахих», № 6321, № 1754).

По какой бы причине человек ни пропустил молитву, она остаётся долгом перед Аллахом, и согласно по хадису её нужно возмещать. Хоть сам хадис возник в то время, когда Пророк (мир ему и благословение) совершал хадж, этот долг («дайн» – арабск.) охватывает каждого,  как и любой долг. Учёные говорят, что от Пророка (мир ему и благословение) не пришло уточнение (тахсыс) именно про хадж.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал тому, кто пропустил пост:

صم يوما مكانه

Смысл: «Соблюдай пост вместо пропущенного» (Абу Давуд в книге «Сунан», № 2393).

Если человек уснул или забыл о намазе, то ему греха нет из-за того, что он пропустил молитву, ведь Пророк (мир ему и благословение) сказал: «С моей уммы сняли ответ за ошибки (непреднамеренные) и забывчивость…» (имам ас-Суюти в книге «ас-Сагыр» подтвердил достоверность).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Троим не записывают деяния: 1) спящему, пока не проснётся; 2) ребёнку, пока не станет совершеннолетним; 3) сумасшедшему, пока не придёт в себя» (имам Ахмад, № 100–101, 144/6; ад-Дарими, № 171/2; Абу Давуд, № 4398; ан-Насаи, № 156/6; ибн Маджах, № 2041; удостоверил имам аль-Хаким, № 59/2, с ним согласился имам аз-Захаби).

Да помилует нас Аллах и примет наши молитвы!