Прощай красиво!

Аллах в Священном Коране говорит:

﴿خُذِ الْعَفْوَ وَأْمُرْ بِالْعُرْفِ وَأَعْرِضْ عَنِ الْجَاهِلِينَ﴾

«Ты стремись прощать, и повелевай добро, и отвернись от невежд».

Также Аллах говорит:

﴿فَاصْفَحِ الصَّفْحَ الْجَمِيلَ﴾

«Ты прощай красиво».

Слово «аль-‘афву» Посланник Аллаха (мир ему и благословение) разъяснил  следующим образом: прощать – это значит давать тому, кто тебя лишил, связываться с тем из родственников, из близких, из друзей, кто разрывает с тобой отношения,  прощать тех, кто был с тобой несправедлив, – это же веление Всевышний Аллах адресует всем своим посланникам, пророкам. Аллах говорит:

﴿فَاعْفُوا وَاصْفَحُوا حَتَّى يَأْتِيَ اللَّهُ بِأَمْرِهِ إِنَّ اللَّهَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ﴾

«Вы прощайте друг друга и будьте великодушными друг к другу, пока Всевышний не вершит Своё веление, воистину Всевышний Всемогущ». Есть аят, который был ниспослан по поводу Абу Бакра (да будет доволен им Аллах), где Аллах говорит:

﴿وَلَا يَأْتَلِ أُولُو الْفَضْلِ مِنْكُمْ وَالسَّعَةِ أَنْ يُؤْتُوا أُولِي الْقُرْبَى وَالْمَسَاكِينَ وَالْمُهَاجِرِينَ فِي سَبِيلِ اللَّهِ وَلْيَعْفُوا وَلْيَصْفَحُوا أَلَا تُحِبُّونَ أَنْ يَغْفِرَ اللَّهُ لَكُمْ وَاللَّهُ غَفُورٌ رَحِيمٌ﴾

«Пусть не клянутся те, кто из вас обладает достоинством и мирским достатком, не давать милостыню, не оказывать добро родственникам, мискинам (бедным) из числа мухаджиров на пути Всевышнего Аллаха; пусть они прощают, пусть они будут великодушными к ним; неужели вы не желаете, чтобы Аллах вас простил? Воистину Аллах – Прощающий и Милостивый». В этом аяте речь идёт об Абу Бакре (да будет доволен им Аллах): он поддерживал, оказывал свою материальную доброту Мистаху, одному из сподвижников, который был из родственников Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) и который оказался из числа тех людей, которые распространили клевету в адрес дочери Абу Бакра (да будет доволен им Аллах), то есть этот человек сделал то, что никто из нас не стерпел бы. И после того как Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) узнал о том, что этот Мистах распространял клевету о его дочери и жене Пророка (мир ему и благословение), он, конечно, не смог заставить себя оказывать Мистаху то добро, которое оказывал прежде. И снизошёл аят Священного Корана, где Аллах исправляет Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) и говорит: «Пусть не прекращает Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) то благое дело, которое он делал этому Мистаху», – и далее говорит:

﴿وَلْيَعْفُوا وَلْيَصْفَحُوا﴾

 

«Пусть они прощают и пусть они будут великодушными к ним». Это очень поучительная история. Это пример, в котором нуждаемся мы все, ведь зачастую мы не можем простить друг другу даже самое незначительное, случайно высказанное слово. А здесь Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) прощает того, кто клеветал в адрес его дочери. И, конечно, доброта всегда побеждает зло, прощение всегда побеждает и даёт больше результатов и больше удовлетворения, нежели возмездие.

Здесь возникает вопрос: почему некоторые люди способны прощать, а некоторые не могут успокоиться, пока не отомстят, пока не накажут, пока не потребуют ответа? Потому что прощение, доброта – это качество, которое исходит из любви к Творцу: чем ближе становится раб ко Всевышнему Аллаху, тем больше его любовь ко Всевышнему Аллаху. Такой раб обретает от Аллаха качества, которые присущи Всевышнему, такие как прощение, такие частицы из качеств Всевышнего Аллаха, как «аль-‘афву», «ар-рахма». Из этих качеств раб Аллаха обретает некоторую часть, некоторую долю, и вместе с тем он обретает способность быть прощающим человеком. Для этого человека умение прощать – успех, т. е. он расценивает это как успех, как победу. Поэтому умение прощать, способность прощать исходят только от любви ко Всевышнему Аллаху, от самого Всевышнего Аллаха, и распространяются на тех людей, которые окружают этого раба. Таким образом, вокруг того человека, который способен прощать, складываются наилучшие отношения между ним и окружающими его людьми.

И в этом великим образцом для нас является сам Посланник Аллаха (мир ему и благословение). Посланник Аллаха (мир ему и благословение) вернулся с 10-тысячным войском в родную Мекку, которая его изгнала, которая измучила его сподвижников, где проживали те люди, которые желали смерти Пророка (мир ему и благословение), которая разорвала все отношения с Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение), со всеми его сподвижниками и родственниками. Он вернулся в Мекку и нашёл жителей Мекки с опущенными головами, они встали перед Посланником Аллаха (мир ему и благословение), а у Пророка (мир ему и благословение) – 10-тысячное войско, которое смогло бы в один миг уничтожить, наказать, пролить кровь тех людей, которые действительно заслуживали этого, и Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) не было бы за это ни малейшего упрёка. Но Пророк (мир ему и благословение) неожиданно для виновников, для своих врагов, обращается к ним и говорит:

"يا معشر قريش"

«О община курайшитов

"يا أهل مكة"

«О жители Мекки!» И тогда они с надеждой подняли свои лица и обратили взоры к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение). А в это время сам Посланник Аллаха (мир ему и благословение) вошёл в Мекку победителем не так, как входят другие полководцы, окрылённые чувством победы. Пророк (мир ему и благословение) вошёл в Мекку смиренно, лицо Посланника Аллаха (мир ему и благословение) было увидеть трудно, потому что из-за смиренности перед Всевышним Аллахом, из-за своей покорности Творцу он не поднимал головы. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Что вы думаете, как я сейчас с вами поступлю?» Тогда курайшиты сказали:

أخ كريم وابن أخ كريم

«Ты щедрый, почтенный, благочестивый наш брат, и сын нашего благочестивого брата». И Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

"اذهبوا فأنتم الطلقاء"

«Идите,  вы все свободны». Сказал это тем виновникам, тем людям, которые не ожидали от Посланника Аллаха (мир ему и благословение) ничего, кроме возмездия, наказания, а некоторые из них даже отправились в бегство из Мекки, что спастись от возмездия Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). И вдруг он говорит им: «Вы идите, теперь вы свободны».

Тогда Абу Суфьян, который возглавлял всё враждебное противостояние Пророку (мир ему и благословение), который был предводителем врагов Посланника Аллаха (мир ему и благословение), врагом Ислама, этот человек сказал:

بأبي أنت وأمي يا رسول الله

«Я жертвую своими родителями за тебя, о Посланник Аллаха (мир ему и благословение)».

Далее он говорит:

ما أرحمك وما أحلمك وما أحكمك

«О, каково же твоё милосердие, твоя кротость, твоя мудрость!»

وما أوصلك وما أكرمك

«О, какова же твоя почтительность!»

Враг Посланника Аллаха (мир ему и благословение) превратился в такого человека, который признал все великие качества Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Пророк (мир ему и благословение) имел возможность свершить возмездие, наказать, насытить себя и своих сподвижников этим возмездием, но он избрал великодушие, ибо он является лучшим из творений Господа, он – Посланник Аллаха (мир ему и благословение).

 Также мы знаем, каким унижением, каким издевательствам подвергся Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), отправившись в Таиф, чтобы призвать жителей Таифа в Ислам. Он был весь изранен от ударов, камней, которые бросали в него жители Таифа. Но Посланник Аллаха (мир ему и благословение) воздержался от проклятий, воздержался от мольбы о мщении. Ангел Джабраил (мир ему) предложил ему наслать на жителей Таифа кару Всевышнего, но Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

"اللهم اهد قومي فأنهم لا يعلمون لعل الله يخرج من أصلابهم من يوحد الله"

«О Аллах, наставь мой народ, они не ведают (что творят). Возможно, Аллах может вывести из них потомство, поклоняющееся Всевышнему Аллаху».

Так сказал Пророк (мир ему и благословение) и не позволил себе отомстить и уничтожить обидчиков, не дал воли жажде возмездия.

Это то, что касается прощения Пророком (мир ему и благословение) огромного количества людей. В истории Пророка (мир ему и благословение) известно много случаев, когда он прощал отдельных людей. Когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) вошёл в Мекку, один из бывших ярых его противников, врагов Ислама Сафван решил, что ему в Мекке уже не жить, что здесь ему остаётся лишь ожидать своей скорой смерти, и решил убежать из Мекки. Он отправился в сторону Джидды, чтобы оттуда сесть на лодку. Узнав об этом, один из сподвижников пришёл к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) и сказал: «О Посланник Аллаха (мир ему и благословение), Сафван отправляется в бегство, он решил попрощаться со своей жизнью, ты гарантируй ему безопасность». Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Я воистину даю ему безопасность, пусть он возвращается». Сподвижник спросил: «О Посланник Аллаха (мир ему и благословение), чем я смогу доказать ему это?» Посланник Аллаха (мир ему и благословение) передал ему ту чалму, с которой он вошёл в Мекку, и промолвил: «Свидетельством и подтверждением этому будет моя чалма». И вот этот сподвижник догнал Сафвана, остановил его, позвал возвращаться в Мекку и сказал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) не хочет возмездия, что он тебя прощает и даёт тебе безопасность. И тогда Сафван попросил: «О Посланник Аллаха (мир ему и благословение), дай мне два месяца на раздумье». Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Я тебе даю четыре месяца». И, в конце концов, этот Сафван принял Ислам и сыграл очень хорошую роль в нашей религии.

Каково было отношение Посланника Аллаха (мир ему и благословение) к грубости, которую мы не терпим? Пришёл один из бедуинов к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) и попросил у него кое-что. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) отдал ему то, что тому было нужно, и спросил: «Ты сейчас доволен? Или я не был к тебе достаточно добр?» А тот ответил: «Нет». Взял у Посланника Аллаха (мир ему и благословение) выпрошенную вещь и ещё выразил недовольство! И тогда сподвижники, присутствовавшие при этом, разозлились и были готовы броситься на этого бедуина, но Пророк (мир ему и благословение) остановил их, вернулся в дом, взял ещё из того, что бедуин просил у него, и тоже отдал ему. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) снова спросил его: «А сейчас ты доволен моей добротой, могу ли я ещё для тебя что-нибудь сделать?» И тогда этот бедуин сказал: «Я доволен». Посланник Аллаха (мир ему и благословение) попросил его: «Признайся об этом перед моими друзьями, чтобы их сердца покинула та ненависть, которая появилась к тебе». И бедуин сказал перед всеми: «Я доволен Мухаммадом (мир ему и благословение), он был очень добр ко мне». Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение), когда этот бедуин ушёл, сказал своим сподвижникам:

"مثلي ومثل هذا كمثل رجل له ناقة شردت عنه فاتبعها الناس فلم يزيدوها إلا نفورًا فقال لهم خلوا بيني وبين ناقتي فإني أرفق بها منكم وأعلم بها فتوجه لها بين يديها فأخذ من قمام الأرض فردها حتى جاءت واستناخت وشد عليها رحلها وقال عليه السلام: إني لو تركتكم حيث قال الرجل ما قال فقتلتموه دخل النار"

«Мой пример и пример этого бедуина – как пример хозяина и верблюда, который убежал от своего хозяина». Верблюд узнаёт только своего хозяина. «Люди пытаются обуздать его, остановить его, что только увеличивает упрямство этого верблюда; я подхожу к верблюду, и он меня узнаёт, я глажу его, и он покорно и смиренно идёт за мной. Вот такой пример мой и этого бедуина. Если бы я оставил его в вашем распоряжении, вы могли бы его убить, вы могли бы его изранить, оттолкнуть, и он попал бы в ад». Посланник Аллаха (мир ему и благословение) этим рассказом, этим примером подчёркивает, что доброта, простительность, кротость – это те качества, которые могут притянуть наше окружение к Исламу, притянуть к Творцу, к Его религии, но ни в коем случае не грубость, не жестокость, не толстосердие. Айша передаёт:

ما ضرب رسول الله صلى الله عليه وسلم شيئًا قط بيده ولا امرأة ولا خادما إلا أن يجاهد في سبيل الله

«Посланник Аллаха (мир ему и благословение) не ударил никогда в жизни никого своей рукой: ни женщину, ни слугу, – если это не было на поле битвы, где идёт война».

Далее она говорит:

وما نيل منه شيء قط فينتقم من صاحبه

«Не бывало такого, чтобы Посланник Аллаха (мир ему и благословение), после того как его чем-нибудь задели, требовал возмездия».

За себя лично ни Пророк (мир ему и благословение), ни сподвижники никогда не требовали возмездия и не наказывали.

Далее Айша говорит:

إلا أن ينتهك شيء من محارم الله فينتقم لله عز وجل

(رواه مسلم)

«Только если пересекались, нарушались запреты Всевышнего Аллаха, только тогда он требовал возмездия ради Творца».

Человек, который способен прощать, распространяет на этой земле спокойствие и укрепляет свой иман. Обратите внимание на два результата, на два больших плода, которые даёт человеку его прощение. В хадисе Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорит:

"من كظم غيظه وهو يقدر على إنفاذه ملأ الله قلبه أمنا وإيمانا"

(الجامع الصغير عن أبو هريرة)

«Тому человеку, который скроет свой гнев, будучи в силах выразить этот гнев, поступать соответственно этому гневу, Аллах переполнит сердце спокойствием и верой». Почему спокойствием? Потому что тот человек, который уже настроен на возмездие, уже не спокоен, он не может спокойно спать, постоянно находится под каким-то давлением, не способен нормально мыслить, это выводит его из строя, выводит из нормального образа жизни. И в то же время человек, который скрывает свою злобу, не идёт на поводу своей злобы, – укрепляет свой иман, в нём увеличивается вера во Всевышнего Аллаха. Это один из путей приближения ко Всевышнему. Способность поглощать, забывать обиду, забыть зло, прощать – это то, чем мы можем заслужить милосердие Творца. Поэтому в Священном Хадисе Аллах говорит:

 (إذا أردتم رحمتي فارحموا خلقي)

(رواه البخاري)

«Если вы желаете Моего милосердия, будьте милосердными к Моим творениям, к Моим рабам».

Согласно хадису, который передаётся от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), однажды сподвижники заметили радушие и улыбку на лице Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Сподвижники сказали:

مم تضحك يا رسول الله؟

«Чем вызвана ваша радость, о Посланник Аллаха (мир ему и благословение)?» Пророк (мир ему и благословение) ответил:

"رجلان من أمتي جثيا بين يدي ربي عز وجل"

«Я восхищаюсь двумя людьми, которые предстали перед своим Господом».

Один из них сказал Всевышнему:

خذ مظلمتي من أخي

«О Аллах, восстанови справедливость, нарушенную моим братом». Т. е. брат его обидел, ущемил, и сейчас он просит восстановить справедливость.

"أعط أخاك مظلمته"

«Аллах повелевает тому, кто был несправедлив: верни, восстанови, добейся довольства того, кого ты обидел.

Тот отвечает:

يا رب إنه لم يبق من حسناتي شيء

«О Господь, у меня не осталось никаких благих поступков, никаких благих деяний, всё перешло на весы того, кого я обидел, кого я унизил, кому я причинил вред».

Тогда другой говорит:

يا رب فليحمل من أوزاري

«О Господь, тогда пусть мои грехи лягут на весы этого моего брата».

И тогда у Посланника Аллаха (мир ему и благословение) потекли слёзы, затем он сказал:

"إن ذلك اليوم ليوم عظيم"

«Воистину, этот день – ужасный день, великий день».

"يوم يحتاج الناس فيه إلى أن يحمل عنهم أوزارهم"

«Это тот день, когда люди будут нуждаться в тех, кто снимет с их весов их грехи».

Затем Аллах говорит истцу, тому, кто требует своё право:

"ارفع بصرك فانظر إلى الجنان فيرفع رأسه فيرى ما أعجبه من الخير والنعمة

«Обрати свой взор, посмотри в сторону рая».

Этот раб видит в раю удивительные прелести, блага, затем спрашивает:

لمن هذا يا رب؟

«О Аллах, о мой Господь, кому это всё принадлежит, кому это будет?»

 Аллах ему отвечает:

"لمن أعطاني ثمنه"

«Тому, кто заплатит его (рая) стоимость, его цену».

Затем истец спрашивает:

ومن يملك ذلك يا رب؟

«А у кого есть эта цена, о мой Господь?»

Аллах ему отвечает:

"أنت"

«У тебя есть это цена».

Тот спрашивает: «Откуда у меня это?»

Аллах ему отвечает:

"بعفوك عن أخيك"

«За твоё прощение твоему брату».

И тогда этот раб говорит:

أشهدك يا رب أني قد عفوت عنه

«О мой Господь, Ты мой свидетель, я простил Твоему рабу, моему брату».

И тогда Аллах говорит:

"خذ بيد أخيك ثم أدخله الجنة"

«Возьми его за руку и поведи его в рай».

Аллах за прощение перед Ним  даёт рай, даёт спасение в Судный день.

Когда у Ибн Мубарака попросили: «О Ибн Мубарак, в одном слове вырази суть исламского наилучшего нрава» – он сказал:

ترك الغضب

«Не гневаться».

В этих словах заключается вся нравственность Ислама.

Дай Аллах, чтобы мы умели прощать, чтобы мы находили терпеливость. Но нельзя понимать, что терпеливость и прощение – это шанс для преступников, для тех, кто заслуживает наказания, для тех, кто не понимает, что такое прощение. Мы в большинстве случаев, конечно же, нуждаемся во взаимном прощении друг друга. Но бывают случаи, когда преступник должен быть наказан, и прощение он может воспринять как следующий, очередной шанс для преступления. Нельзя понимать, что таким образом Всевышний Аллах даёт и этим людям шанс. Прощение должно стать символом каждого из нас. И поэтому только таким образом мы спасёмся от ненависти друг к другу, спасёмся от неприязни друг к другу, обретём спокойствие и умиротворение.

والحمد لله رب العالمين