Когда мужчины приобретают женские качества, а женщины – мужские

Сегодня на улице нередко можно встретить молодого мужчину в обтягивающих штанах, одежде розового цвета, с длинными волосами, цепочкой на шее, браслетом на запястье и т. п. Порой не всегда даже можно определить, парень это или девушка... Ещё чаще можно увидеть девушек в джинсах, брюках, жующих жвачку, громко хохочущих, нецензурно выражающихся...

В этой статье мы постараемся прояснить точку зрения Шариата на подобное самовыражение – когда мужчины приобретают женские качества, а женщины – мужские.

Имам аль-Бухари и другие приводят хадис от Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), в котором говорится: «Посланник Аллаха проклял мужчин, уподобляющихся женщинам, и женщин, уподобляющихся мужчинам».

Ат-Табарани передаёт следующий хадис: «Однажды мимо Пророка прошла женщина, набросившая на шею лук, и Посланник Аллаха сказал: «Всевышний проклял женщин, уподобляющихся мужчинам, и мужчин, уподобляющихся женщинам»». В хадисе, переданном имамом аль-Бухари, сказано: «Посланник Аллаха проклял женоподобных мужчин и мужеподобных женщин».

Имамы Абу Давуд ан-Насаи, ибн Маджа и аль-Хаким в своих сборниках приводят следующий хадис: «Посланник Аллаха ﷺ проклял мужчину, носящего женское одеяние, и женщину, носящую мужское одеяние». В хадисе, переданном имамом Ахмадом, говорится: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) проклял женоподобных мужчин, уподобляющихся женщинам, и мужеподобных женщин, уподобляющихся мужчинам, и ту женщину, которая оправилась в путь одна без махрама (без близкого родственника, брак с которым ей запрещён)». В другом хадисе, приводимом имамом ат-Табари, говорится: «Четыре категории людей будут прокляты (лишены милости Всевышнего), и ангелы будут говорить «амин» («О Аллах, прокляни его!») как на этом свете, так и на том: мужчина, которого Всевышний сделал мужчиной, а он уподобился женщине; женщина, которую Всевышний сделал женщиной, а она уподобилась мужчине; тот, кто обманывает слепого, и тот, кто не женится, имея влечение к женщинам...».

Имам Абу Давуд передаёт: «Как-то к Посланнику Аллаха  привели женоподобного мужчину, у которого были раскрашены хной руки и ноги. Посланник Аллаха спросил: «Для чего это?», и сподвижники ответили: «Этим он пытается уподобиться женщинам», и Посланник Аллаха велел выслать его подальше от Медины».

В достоверном хадисе говорится: «Не войдут в Рай трое: тот, кто мучил своих родителей (не относился к ним хорошо), дайюс (тот, кто не ревнует свою жену, т. е. не обращает внимания на то, что она уединяется с посторонним мужчиной) и мужеподобные женщины»; в другой версии этого хадиса говорится: «Трое никогда не войдут в Рай: дайюс, мужеподобные женщины и постоянно употребляющий алкоголь». Тогда сподвижники воскликнули: «О Посланник Аллаха (мир ему и благословение), что касается того, кто постоянно употребляет алкоголь, мы знаем, а кто же такой дайюс?» Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Это тот, кто не обращает внимания на тех, кто заходит к нему в дом» (то есть не проявляет никакой ревности, когда в его отсутствие к его жене приходит посторонний мужчина). Тогда сподвижники сказали: «А кто же такие мужеподобные женщины?», и Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Те, которые уподобляются мужчинам».

Уподобление одного пола другому причисляется к тяжким грехам, и в доказательство этого имеется много достоверных хадисов, приведённых выше; также говорится об угрозе наказания за подобное действие. В целом же мусульманские богословы относительно этого разделились: одни считают, что это однозначно «харам» (запрещено), этого мнения придерживается и имам ан-Навави, другие – что это нежелательное действие (макрух), этого мнения придерживается имам ар-Рафии. Однако ибн Хаджар отдал предпочтение первому. Из хадиса о человеке, который накрасил свои руки и ноги хной, дабы уподобиться женщинам, и которого Посланник Аллаха (мир ему и благословение) велел выслать подальше от Медины, можно понять, что мужчине красить руки и ноги – харам.

Также на мужа возлагается обязанность запрещать жене всё, что может ей придать сходство с мужчинами, к примеру, ходить мужской походкой, носить мужскую одежду и т. п., дабы и её, и его не коснулось проклятие Всевышнего, поскольку муж тоже в ответе за деяния жены. Если же муж будет согласен с таким поведением жены, то его коснётся то же, что и её, то есть проклятие Аллаха (мир ему и благословение). Ибо в Коране говорится:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا قُوا أَنْفُسَكُمْ وَأَهْلِيكُمْ نَارًا  (سورة التحريم آية 6 

Смысл: «О те, которые уверовали, оберегайте себя и свои семьи от огня ада...», – то есть обучая домочадцев, воспитывая, веля им подчиняться Всевышнему и запрещая ослушание Ему.

Также в хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) сказано: «Каждый из вас пастырь и каждый в ответе за свою паству».

كلكم راع وكلكم مسئول عن رعيته  (جامع الأحاديث 15753

Мужчина в своей семье – пастырь, и с него будет спрос за всех членов семьи в Судный день. Один из хадисов гласит: «Воистину гибель мужчин заключена в их подчинении жёнам».

ان هلاك الرجال طاعتهم لنسائهم

По этому поводу Хасан аль-Басри сказал: «Клянусь Аллахом, не будет в наше время мужчина потакать (подчиняться) своей жене во всём, что она пожелает, кроме как Аллах бросит его в огонь ада».

От Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) передаётся: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) проклял мужчин, уподобляющихся женщинам, и женщин, уподобляющихся мужчинам».

Значение слова «проклял» означает, что Всевышний лишит их Своей милости, потому что в этих действиях кроется попытка изменить создание Всевышнего. Проклятье распространяется лишь на того, кто сознательно пытается уподобиться женщинам – в мягкой, нежной речи, походке, слегка покачиваясь, и т. д. Если же мужчина по природе своей обладает мягким, нежным голосом или походкой, похожей на женскую, и не в состоянии ничего с этим поделать, даже после упорных попыток, то в этом нет запретного, не говоря уже о лишении милости Аллаха.

Аль-Хафиз ибн Хаджар в книге «Фатхуль-Бари» цитирует учёного ат-Табари. Смысл того, что мужчинам запрещено уподобляться женщинам, заключается не только в уподоблении одеждой и украшениями, но и речью (мягкой, нежной) и походкой. Что касается одежды, то она разнится в зависимости от традиции каждого города. Порой бывает, что женская одежда ничем не отличается от мужской, однако женщины отличаются хиджабом (платком и т. п.) и более тщательным прикрытием тела. А что касается запрета на сходство речи и походки, то это касается лишь того, кто делает это нарочно. Если же человек обладает подобными качествами (речью и походкой) от рождения, ему повелевают усердствовать в оставлении подобного поведения, а также понемногу привыкать к этому (то есть оставлению подобного). Если же он не будет усердствовать в оставлении подобных действий и будет продолжать вести себя подобно противоположному полу, то это уже порицаемо, особенно если он будет делать это с желанием подражания.

Мудрость же в проклятии того, кто уподобляется противоположному роду, заключается в том, что он изменяет сделанное Мудрейшим из мудрых, т. е. Аллахом. На это также указывают слова: «Прокляты те, которые изменяют созданное Всевышним», приведённые в хадисе, в котором проклинаются женщины, наращивающие свои волосы чужими.

От Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) передаётся следующий хадис: «Пророк (мир ему и благословение) проклял женоподобных мужчин и мужеподобных женщин», далее он сказал: «Выдворите их из ваших домов!» Под женоподобным мужчиной здесь подразумевается тот, кто нарочно мягко и нежно говорит и двигается как женщина (Иршад ас-Сари).

Имам Абу Дауд приводит следующее: «Однажды Айшу (да будет доволен им Аллах) (жену Пророка (мир ему и благословение)) спросили: «Что ты думаешь о той, кто носит тапочки (мужские)?» Аиша ответила: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) проклял мужеподобных женщин»». Под мужеподобной женщиной имеется в виду женщина, уподобляющаяся мужчинам в некоторых действиях и качествах. Ибн Аби Джамра сказал, что под словом «уподобляющиеся» понимается, что во всём. Но всё же из-за многочисленных иных доводов понимается, что смыслом слова «уподобляющиеся» является сходство в форме одежды, некоторых качествах и движениях, но никак не в благих деяниях, то есть в совершении хороших поступков женщинам разрешается уподобляться мужчинам. Также проклятье (когда оно упоминается в хадисах) является одним из признаков тяжкого греха.

Действия, по причине которых женщина подвергается проклятию, – выставление напоказ украшений, золота, жемчуга из-под хиджаба.

Статья подготовлена по материалам книг: «Аль-Кабаир», «Аз-Заваджир», «Мухтасар аль-Бухари»