Как правильно проявлять скорбь об усопшем

Когда кто-то умирает тяжело сдерживать слёзы. Слёзы выходят сами по себе, невольно, но мы должны понимать, что это решение Аллаха, что мы тоже не вечны в этом мире и когда-нибудь за нами тоже придёт ангел смерти.

Однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение) навестил Сада ибн Убаду (да смилуется над ним Аллах). С Пророком (мир ему и благословение) были Абдурахман ибн Авф, Сад ибн Аби Ваккас и Абдуллах ибн Масуд (да будет доволен ими Аллах). Вдруг Посланник Аллаха (мир ему и благословение) заплакал. Увидев, что он плачет, люди тоже заплакали. Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Разве вы не слышали, что поистине Аллах не наказывает из-за слёз и печали сердца, а наказывает из-за этого? (и он указал на язык)» (имам аль-Бухари, имам Муслим).

Когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) посетил могилу матери, он тоже не удержал слёз и заплакал, и вслед за ним заплакали те, которые находились рядом. Таких случаев известно много из жизни Посланника (мир ему и благословение).

По этим хадисам мы видим, что сам Пророк (мир ему и благословение) не сдержал своих чистых слёз и заплакал, соответственно плакать нет запрета.

Недозволенная форма плача

Некоторые люди кричат, бьют себя по щекам, рвут на себе одежду якобы от скорби и т. д. Такое поведение считается недозволенным в Исламе, ибо это проявление недовольства решением Аллаха. Во времена джахилийи (доисламское время) даже нанимали плакальщиц, которые имитировали скорбь и плач.

Сегодня почти похожая ситуация, когда женщины приходят, чтобы просто порыдать и попричитать, делая вид, будто сочувствуют родным усопшего. Но если бы они действительно сочувствовали, то сделали бы то, что пошло бы во благо усопшему (чтение дуа, Корана за его душу), помогли бы его семье в такую трудную минуту, а не просто покушали и ушли.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

 ليس منا من لطم الخدود وشق الجيوب ودعا بدعوى الجاهلية

Смысл: «Не является из нас тот, кто бьёт по своим щекам, рвёт одежду и взывает зовом джахилия (т. е. кричит, как делали в доисламские времена)» (имам аль-Бухари).

 Умму Атыя (да будет доволен ею Аллах) сообщила:

 اخذ علينا رسول الله صلى الله عليه وسلم مع البيعة الا ننوح

«Пророк (мир ему и благословение) взял с нас (обещание) в присяге, чтобы мы не рыдали (над умершим)» (имам аль-Бухари).

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сообщил, что Пророк (мир ему и благословение) сказал:

اثنتان في الناس هما بهم كفر الطعنفي النسب والنياحة على الميت

«Средь людей есть два действия, которые приводят к неверию: приписывание себе родословной (ложно) и рёв (с выкриками разных выражений) над умершим» (имам Муслим).

Абу Саид аль-Худри (да будет доволен им Аллах) сказал:

لعن رسول الله صلى الله عليه وسلم النائحة والمستمعة

«Проклял Посланник Аллаха плакальщиц и тех, кто соучаствует им» (Абу Давуд).

Абу Бурда (да будет доволен им Аллах) сказал:

أبو بردة بن ابى موسى قال وجع ابو موسى وجعا فغشى عليه ورأسه في حجر امرأة من اهله فصاحت امرأة من اهله فلم يستطع ان يرد عليها شيئا فلما افاق قال انا برئ مما برئ منه رسول الله صلى الله عليه وسلم فان رسول الله صلى الله عليه وسلم برئ من الصالقة والحالقة والشاقة

Когда Абу Муса болел и терял сознание, его голова находилась на подоле одной из женщин его семьи, и вдруг она начала громко рыдать. И когда Абу Муса пришёл в сознание, сказал: «Я чист от действий, от которых был чист Посланник Аллаха (мир ему и благословение), а Пророк (мир ему и благословение) был чист от рёва, отращивания или бритья (бороды) из-за бед и разрывания на себе одежды» (ан-Насаи; Абу Давуд).

Вред для усопшего от криков и рёвов

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

 الميت يعذب في قبره بما نيح عليه

«Усопшего наказывают за рёв и истерику над ним (живых)» (имам аль-Бухари, имам Муслим).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

ان الميت يعذب ببكاء اهله عليه

Смысл: «Поистине, усопшего наказывают за плач его семьи». Здесь имеется в виду плач по причине недовольства решением Аллаха.

«Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Когда человек умирает и поднимаются крики: «О Господин! О Создатель! О Такой-то! О Такой-то!» – и подобное этому (восклицая и приписывая достоинства усопшему), в это время два ангела, уполномоченных для допроса  бьют этого усопшего и спрашивают: ты соответствуешь сказанному (рыдальщицами)?» (ат- Тирмизи).

Пусть каждый, кто желает добра умершему родственнику, сдерживает себя, и если даже идут слёзы, то в сердце, а не напоказ, и пусть уповает на Аллаха.

Да смилуется над нами Аллах!