Этикет дружбы для мусульманина

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Каждый человек имеет друга, поэтому присмотритесь к тому, с кем собираетесь дружить» (Тирмизи, Хаким). Из этих слов ясно, что не следует дружить, с кем попало.

Человек, с которым вы собираетесь дружить, должен обладать следующими качествами:

ум, так как нет пользы от дружбы с невежественным человеком. Он, стараясь помочь тебе, может навредить больше, чем навредил бы враг. Умный человек реально и объективно смотрит на мир, знает истинное положение вещей, знает многое сам или пополняет свои знания, общаясь с другими;

добрый нрав, ведь иногда и умный человек, если он имеет скверный характер, в пылу гнева может совершить всё что угодно. Поэтому не стоит дружить с таким человеком;

покорность Аллаху, т. к. верить человеку неверующему, не боящемуся Всевышнего, нельзя, он может совершить грубые ошибки и грехи, потому что творит всё, что его душа пожелает;

быть на истинном пути «ахлю сунна валь-джамаа».

Этикет в общении друг с другом

Первый аспект в дружбе — взаимопомощь. Это одно из самых важных и ценных качеств дружбы. Мусульманин всегда должен быть готовым помочь другу и морально, и физически, и материально. И помогать с готовностью и радостью он должен в трёх случаях: тогда, когда его об этом попросит сам друг; тогда, когда просьбы нет, но есть сведения, что друг нуждается в помощи; тогда, когда, находясь в такой же нужде, как и друг, его интересы ставит выше своих и помогает прежде всего не себе, а ему. Так поступали первые мусульмане.

У Пророка (мир ему и благословение) были сподвижники, которых называли Асхабу-с-Суффат. Они, отказываясь от мирского, жили в мечети Медины и всегда были готовы делать всё, что потребуется для Ислама. Однажды прихожанин подал одному из них варёную баранью голову как милостыню. Все они жили бедно, но каждый считал, что другой живёт ещё беднее, и передавал голову другому, тот – третьему, таким образом, голову поочередно получили семь человек. Вследствие она вернулась к тому, кто первым отказался от неё ради другого.

В одной священной войне раненый сподвижник упал и попросил воду, но как только ему принесли её, он услышал стон другого раненого. Полуживой, не способный говорить, он каким-то образом дал знать, чтобы воду отдали другому. О помощи в дружбе можно говорить долго. Раньше, если человек умирал, то оставшийся в живых друг заботился о его детях и не давал им познать никаких других лишений, кроме отсутствия отца.

Следующее, на что надо обратить внимание, – наша речь, так как настоящий друг должен знать, когда лучше хранить молчание, а когда необходимо высказать своё мнение или дать совет. Человек должен молча воспринимать ошибки друга, не спорить с ним, не спрашивать его о том, о чём друг не хочет рассказывать, не задавать вопросы: где был? куда идёшь? и т. п. Должен уметь хранить тайны, не обвинять и не обсуждать при нём его родню, всех тех, кого он любит и кто любит его. Друг не должен передавать ему обвинения в его адрес, услышанные от других, не должен передавать ему разговоры, которые огорчат его и не понравятся. Но в то же время следует наставлять друга на доброе, хорошее, помогать остерегаться плохого, как того требует Шариат. Это тоже добро по отношению к другу.

Третья черта, свойственная друзьям, – умение прощать мелкие погрешности другу и не обращать на них внимания. Если мы будем искать себе друзей, лишённых погрешностей, идеальных, то можем остаться без друга. Если в человеке больше хорошего, и лучшие стороны его характера преобладают, то этого достаточно. Ибн Мубарак сказал: «Правоверный ищет проблемы друга, а лицемер — недостатки». О брате нужно всегда думать хорошо.

В хадисе говорится: «Остерегайтесь плохих мыслей о других, плохие мысли самые ложные мысли в речи» (имам Бухари, Муслим).

Если мы хотим, чтобы друг не разглашал наши тайны, недостатки и ошибки, то должны понимать, что и он хочет того же. Кроме того, есть достоверный хадис, гласящий о том, что не совершенствуется вера человека, если он не захочет для брата по вере того же, чего хочет для самого себя. Надо остерегаться споров с другом, это порождает зависть и враждебность, гасит любовь и дружественные отношения. Ведь часто бывает так, что люди спорят не ради выявления истины, а для того, чтобы показать своё превосходство, чтобы выявить недостатки брата по вере.

Четвёртая обязанность друга – стараться радовать друга разговорами на темы, которые ему по душе. С другом надо иметь хорошие отношения, вести приятные беседы, заботиться о нём, показывать во всём, в том числе и в разговоре, своё доброе к нему отношение. Надо уметь радоваться его радостям и сопереживать его горю. Надо открыто выражать своё расположение, уважение и любовь к брату по вере. В хадисе говорится: «Когда один из вас полюбит другого брата по вере, дайте ему знать об этом» (Тирмизи, Хаким).

Нужно хвалить друга за его хорошие поступки, напоминать ему о хороших качествах, которыми он обладает, хорошо отзываться о его семье, детях, о его деле, например, написанной им книге. Отметить при случае особо хорошую черту его характера. Если кто-то похвалил вашего друга, то следует довести до друга эту хвалу, порадовать его. Если кто-то ругал его, то не следует говорить об этом, чтобы не ранить его сердце. Ведь причиной обиды и боли в сердце становится тот, кто первым ему расскажет об этом порицании. Хотя бывают и случаи, когда необходимо рассказать другу о том, что другие недовольны им. Если друг помог тебе в чём-либо, следует благодарить Всевышнего Аллаха, а вместе с тем и друга.

Если кто-то ругает друга, следует заступиться и защитить его. Ведь вам было бы приятно почувствовать такую поддержку и защиту от близкого человека. Так же приятно будет и вашему другу, если вы будете на его стороне.

Представьте себе, что вы прячетесь за стеной и тайно слушаете то, что говорит друг, и видите то, что он делает. Что бы вам хотелось, чтобы он о вас сказал? Что бы хотелось, чтобы он для Вас сделал? Поверьте, того же самого хочется и ему.

Очень важно наставлять друга на путь истины, прививать ему любовь к религии, более чем материальные блага ему важны и полезны ваши научные знания и наставления. Но наставлять друга надо ненавязчиво, не слишком настойчиво, а деликатно, мягко, искренне и так, чтобы запало в душу. Однако нельзя наставлять и поучать его перед посторонними людьми так, чтобы ему при этом было стыдно и неловко.

Пятая обязанность – и при жизни, и при смерти другу следует читать хорошую молитву (дуа). В хадисе, рассказанном имам Муслимом, говорится: «Тайная молитва (дуа) для друга воспринимается, и после каждой такой молитвы ангел говорит: “Да одарит Аллах и тебя тем же самым!“».

Следующая обязательная черта в дружбе – преданность, верность другу. Необходимо хранить верность в дружбе до самой смерти друга, а после смерти поддерживать дружбу с его детьми и друзьями. Признаком верности считается постоянство в дружественных отношениях даже после того, как один из друзей поднялся на высокие ступени власти или нажил состояние и т. п. Также признаком верности является неприятие злословия и клеветы друг на друга. Признаком верности дружбе считается и отвержение дружбы с врагом своего друга, и сохранение дружественных связей с детьми и родственниками друга. Но несправедливо и недопустимо потакать другу в вопросах, противоречащих Шариату.

Седьмая обязанность – желание и стремление облегчить заботы и страдания друга. Нельзя требовать от друга исполнения того, что ему трудно сделать. Нельзя пользоваться в корыстных целях его хорошим именем, богатством. Нельзя позволять ему обслуживать себя. Друга надо любить только ради Аллаха. Главной целью выполнения обязательств перед другом должно быть приближение к Всевышнему и получение от друга доброй молитвы (дуа). От друга нельзя требовать большего, чем душевное расположение и полезное времяпровождение. Нельзя ставить себя выше друга, наоборот, необходимо смотреть на себя как на его слугу. (Конечно же, проявление такого почёта должно быть взаимным.)

В хадисе говорится: «Никогда два товарища не дружили, кроме как с любовью Аллаха к тому из них, кто любит своего друга больше другого» (Тирмизи).