Основы вероубеждения мусульманина

Предисловие книги «Кифаят аль-Авам». Часть 2

Знайте, что понимание всех пятидесяти убеждений в отношении Всевышнего Аллаха, которые будут здесь перечислены (в последующих публикациях. Редактор), зависит от трёх вещей: обязательное (аль-ваджиб), невозможное (аль-мустахиль) и возможное (аль-джаиз).

Обязательноеэто то, отсутствие чего разум не может представить, т.е. не подтверждает разум его отсутствие. Как, например, занимание пространства телом, которое берёт из свободного пространства определённое место. Тело – это как дерево и камень. Когда вам кто-то говорит, например: «Воистину, дерево не занимает место из земли», то не подтверждает это ваш разум, так как занимание деревом места – обязательное действие, разум не принимает отсутствие этого.

Невозможноеэто то, чьё существование разум не может представить, т.е. чьё существование разум не подтверждает. Когда скажет один: «Воистину, какое-то тело не двигается и не стоит спокойно», то не подтвердит это ваш разум, так как одновременная свобода тела от движения и спокойствия невозможна, разум не признаёт существование такого явления.

Возможноеэто то, чьё существование разум может подтвердить и также чьё отсутствие может подтвердить. Как, например, существование сына у Зайда. Если один человек скажет: «Воистину, у Зайда есть сын», то ваш разум допустит правдивость этих слов. И когда вам скажут: «Воистину, у Зайда нету сына», то ваш разум также допустит правдивость этих слов.

Вот от этих трёх разделов зависит понимание всех пятидесяти убеждений. И изучение этих трёх понятий является обязательным для каждого мукалляфа (мукалляфсовершеннолетний, умственно полноценный мусульманин), будь он мужчиной или женщиной. Потому что правило гласит: «То, от чего зависит осуществление обязательного (ваджиб), само является обязательным». А имам аль-харамайн (Мекки и Медины) Абдулмалик бин Абдуллах (ему дали прозвище «имам аль-харамайн», так как он выносил фетвы в Мекке и Медине) сказал, что понимание этих трёх (основ) и есть суть разума. И тот, кто не знает их, т.е. не познал смысл обязательного (ваджиб), смысл невозможного (мустахиль) и смысл возможного (джаиз), не является разумным.

И когда говорят здесь (в книге) могущество (кудрат) обязательно в отношении Всевышнего Аллаха, имеется в виду, что разум не подтверждает отсутствие у Всевышнего Аллаха могущества, потому что обязательное – это то, чьё отсутствие не подтверждает разум, как об этом мы сказали прежде.

А что касается обязательного, за совершение которого воздают наградой и за воздержание от которого наказывают, то это уже другой смысл, который не является целью в науке единобожия (таухид). Поэтому не путайтесь в этих двух понятиях. Если скажут, что мукалляфу вменяется в обязанность быть убеждённым в могуществе Всевышнего Аллаха, то это означает, что он получает вознаграждение за это и наказание за оставление веры в Его могущество.

Между утверждениями «убеждение в том, то обязательно» и «знание обязательно» есть очевидная разница. Когда говорят: «Знание обязательно в отношении Всевышнего Аллаха», то имеется в виду, что разум не подтверждает его отсутствие. А что касается утверждения «убеждённость в знании Всевышнего обязательна», то смысл будет такой: «Вознаграждение ожидает того, кто будет в этом убеждён, и наказание будет тому, кто в этом не убеждён». Старайтесь понять разницу между этими двумя понятиями и не будьте из таких, кто следует в убеждениях своей религии за другими, не зная её доводов. Если будет так, т.е. будете следовать без доводов, то ваша вера (иман) будет такой, насчёт которой существуют разногласия учёных, и вы будете вечно гореть в аду, по мнению тех учёных, которые говорят, что недостаточно слепого следования без доводов (по достоверному слову достаточно быть убеждённым, без доводов на каждое убеждение).

Сказал ас-Санусий: «Не считается человек мумином (верующим), если он говорит, что убеждён во всех убеждениях (догмах), и даже если меня разрубят на части, я всё равно не откажусь от своего убеждения. Поймите, напротив, он не будет мумином, пока не будет знать каждое убеждение из этих пятидесяти с доводами.

Тут надо отметить, что другие ученые говорят о том, что вера считается действительной, если хоть не знать доводы на убеждения и сам Имам ас-Сануси, после отказался от своих этих слов.

И выдвижение вперёд этой науки обязательно, как это понимается из книги «Шарх аль-Акаид» (толкование убеждений), потому что знание их-это основа (фундамент), на которой строятся другие вещи. И из-за этого не будет считаться омовение человека или его намаз, кроме как когда он будет знать эти убеждения или пока не будет убеждённым в них, ссылаясь на разногласие в этом вопросе.

И когда говорят: «Слабость невозможна в отношении Всевышнего», то смысл этого: «Разум не подтверждает его присутствие у Всевышнего Аллаха». И вот так же говорят про остальные невозможные вещи.

И когда говорят: «Аллах даровал (дал) Зайду динар», это называют возможным. Смысл тут в том, что разум подтверждает его существование и также отсутствие.

До того, как упомянем пятьдесят убеждений подробно, мы перечислим их в обобщенном виде.

Знайте, что в отношении Всевышнего Аллаха обязательны двадцать качеств (сыфат), также невозможно в Его отношении двадцать качеств и возможно в его отношении одно качество. И всего получилось сорок одно качество.

И обязуется в отношении посланников (мир им) четыре качества, невозможно четыре и возможно одно качество.

Всё это вместе – то, что является обязанностью в отношении Всевышнего Аллаха и посланников (мир им). Получилось пятьдесят качеств (убеждений). В дальнейшем эти слова будут разъяснены в то время, когда эти качества будут перечисляться подробно, инша-АллахуТааля (если на то будет воля Всевышнего Аллаха).

 

По материалам книги «Кифаят аль-Авам»,

составленной шейхом Мухаммадомаль-Фадилиаш-Шафии

Перевод с арабского: Гасан Амаханов