Что такое ризк?

Дорогие братья и сёстры! Материальные блага – это то, что мы называем ризк, то, что очень беспокоит нас, что является причиной многих наших ошибок. У мусульманина должен быть отличающийся от неверующего взгляд на материальные ценности. В хадисе сказано: «Любовь к мирскому – глава всех бед».

Что же на самом деле является истинной ценностью для человека? Давайте сначала остановимся на понятии «ризк». В Коране сказано: «Это книга, в которой нет сомнений. Она является наставлением, руководством для богобоязненных, для тех, кто совершает пятикратную молитву и кто расходует из того, что Я им даровал». Однако слово «ризк» имеет широкий смысл. Многие из нас под этим словом подразумевают только материальные блага, мирское богатство, имущество, хотя это не так.

Ризк – это всё то, что Всевышний дарует из благ своим рабам. Эти блага могут быть как материальными, так и духовными, смысловыми. Всё то, что является нашим уделом от Всевышнего, называется ризк. Естественно, есть огромная разница между этими разновидностями благ. Ризк дарует только Аллах Всевышний. В Коране сказано: «Я сотворил джинов и людей только для поклонения Мне. Я не требую у них удела, Я не требую, чтоб они приносили Мне еду. Воистину Аллах – дарующий удел».

Ризк бывает двух видов: явный и скрытый. Явный ризк – это пропитание, пища, всё то, что использует наше физическое тело, всё то, чем насыщается наш организм. А что касается скрытого удела, то это познание Всевышнего, связь с Аллахом, твоя приближённость к Всевышнему, это нур, которым Всевышний освещает твоё сердце.

Первый вид ризка вместе с угасанием физического тела остаётся в этом мире, а второй вид сопровождает тебя и в другой жизни и предоставляет тебе счастье в вечной жизни. У верующего и неверующего отличаются взгляды на удел. Мумин целиком и полностью убеждён, что ризк дарует только Всевышний. В Коране Аллах говорит (смысл): «Нет никакого существа на земле, которого Всевышний не обязался обеспечить уделом».

Всевышний заботится о каждом живом существе, и каждое существо получает удел только от Всевышнего, и мы в том числе. Это и есть убеждение верующего во Всевышнего. А неверующий считает себя творцом своего удела. Он считает, что его способности, его умение, ловкость даруют ему удел, как это было с Каруном. Всевышний расширил его удел, и ему показалось, что это его умение, а когда его Пророк Муса (мир ему) призвал к повиновению, к выплате с его имущества определённой доли на пути Аллаха, он сказал: «Я это получил благодаря моим способностям, знаниям». Такой подход свойственен неверующему человеку, следовательно, мы должны остерегаться от таких наущений сатаны.

Наделённые иманом понимают под словом ризк всё то, что они получают от Всевышнего, и всё, что им облегчает жизнь на этом свете. Обладатели ещё более высокой степени подразумевают под этим словом не только мирские блага, но и ахиратские: познание, поклонение Аллаху и т. д. Люди же, обладающие наивысшей степенью имана, подразумевают под этим словом то, что им удаётся отвлечься от всего, кроме Всевышнего, и обернуться с сущностью к Всевышнему Аллаху. Мы знаем, что мирское богатство, имущество то увеличивается, то уменьшается.

Рост и спад присущи мирскому богатству. Конечно, мирское богатство не зло и не добро. Тем или иным мирское богатство становится в зависимости от применения его. Ведь один из сподвижников сказал: «Как хорошо мирское богатство, благодаря которому я берегу свою честь и приближаюсь к моему Господу». Это слова человека, который применил богатство именно таким образом, чтобы получить довольство Всевышнего Аллаха и приблизиться к Нему, а не наоборот. Мы знаем, что когда мы скрепляем родственные узы, то это является причиной умножения роста, когда дети проявляют доброту, обращаются по-доброму к своим родителям, то это является причиной умножения их имущества, а также продления им жизней.

Дорогие братья, уделом от Всевышнего называем обычно мирской удел, хотя это не только мирской удел, это и здоровье, и ильму, послушание Всевышнему, мудрость, праведная супруга, хорошее потомство, жилище. Кроме того есть очень много видов ризка, которых мы не видим и не замечаем, хотя они являются настоящим уделом, которым Всевышний нас наделил. Поэтому, дорогие братья, ризк играет очень важную роль в формировании нас как мусульман. Ризк нужно искать самым чистым образом, только дозволенным путём допустимо стремление к обладанию мирским уделом.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) в хадисе говорит: «Джабраил внушил мне, что никакая душа не покинет этот свет, пока не получит сполна свой ризк. Вы бойтесь Всевышнего, о рабы Аллаха, вы будьте умеренными в поисках мирского удела». В другом варианте есть дополнение: «делайте красивыми и выбирайте лучшие ремёсла, выбирайте лучшие, чистые занятия, которые будут приносить вам ризк».

Поэтому, дорогие братья, наибольшую роль в нашем спасении играет профессия, то, чем мы занимаемся. Потому что, если человек привыкнет к плохому источнику, к плохому заработку, то ему трудно бросить его, трудно отказаться, и надо быть очень внимательным при выборе рода деятельности. В первую очередь необходимо следить за тем, чтобы деятельность была дозволенной, чтобы твой заработок был чистым, иначе гарантированно несчастье и банкротство в Судный день, поэтому когда кто-то добывает свой ризк всякими мошенническими операциями, всякими ухищрениями и т. д, то это мерзкий ризк, мерзкое пропитание, которое приносит несчастье не только в этом мире, но, конечно же, и в вечной жизни.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Ты ешь чистое, дозволенное, на твою мольбу Всевышний ответит». Всевышний не отвечает на наши мольбы тогда, когда мы питаемся запретным, когда мы зарабатываем запретным образом свой удел, здесь дозволенный заработок достаётся с очень большим трудом. Если посмотреть, на рынке человеческой деятельности харама больше и приобрести, заработать харам намного легче, не так ли? А приобрести халял намного тяжелее, в этом заключается величайшая мудрость Всевышнего Аллаха, суть нашего испытания Всевышним.

Поэтому было сказано: «Малое, но за которое ты воздаёшь шукру, для тебя лучше, чем многое, за которое ты не воздаёшь шукру». Также сказано: «Малое лучше, чем многое, которое тебя ведёт в заблуждение». Также в хадисе сказано: «Вы спешите к благим деяниям. Кого-то в этой жизни ожидает только богатство, которое его ведёт к заблуждению, или же бедность, которая отвлекает от Всевышнего, или же болезнь, которая делает вас немощными, или смерть, которая прерывает вашу деятельность, или даджаль, а даджаль – это самое мерзкое и страшное, что ожидает вас в Судный день».

Если бы дозволенный ризк доставался более лёгким образом и все бы имели эту возможность, то мало было бы тех людей, которые искали дозволенный ризк ради довольства Аллаха, они бы зарабатывали дозволенный удел, чтобы насытить свои физические потребности, но не ради Всевышнего Аллаха. Ведь дозволенный удел раб Аллаха ищет и достигает ради Всевышнего Аллаха, к этому идут с большим трудом. И поэтому Аллах сделал трудным путь к дозволенному, но это не является непостижимым путём.

Если человек довольствуется тем, чего он достиг посредством халяла, то этого ему вполне достаточно, он чувствует себя душевно богатым и не испытывает никакого ущемления, чувствует себя и сытым, и одетым. Аллах в Коране говорит (смысл): «Я сделал всё, что на земле, красотой для земли, для того чтобы испытать людей, посмотреть, кто из них будет поступать наилучшим образом». Непременным признаком имана является то, что мумин избрал дозволенный источник доходов. Только с помощью этого его религия будет сохранена, и он будет спасён и в этой, и в вечной жизни.

Надо помнить, что настоящие ценности – это духовные ценности, ценности имана. Вспомним, кому Всевышний даровал мирские богатства! Всевышний дарует всякому: праведному и неправедному, верующему и неверующему. Вспомним, как Всевышний даровал царство, силу, мощь Фиравну, которого Аллах ненавидит, и также даровал Своему любимчику Пророку Сулейману (мир ему), также обогатил ненавистного Им Каруна и даровал богатство Абдурахману бин Авфу, которого любит. Но любимым из своих рабов дарует только познания, только богобоязненность. Вспомним хадис, где сказано: «Тому, кому Аллах желает счастья, блага, Он предоставляет знания, понимание религии».

Истинные знания в религии получают только любимые рабы. Также Аллах, обращаясь к Пророку (мир ему и благословение), говорит: «Всевышний обучил тебя тому, чего ты не знал, а это великая щедрость Аллаха». Аллах к щедрости относит именно такой ризк – духовные, а не мирские богатства. Значит, самое настоящее богатство, которое ты ожидаешь от Аллаха, это знание Аллаха. Ибо когда ты познаёшь Аллаха, ты познаёшь всё, или, если ты найдёшь Аллаха, ты найдёшь всё, если не найдёшь Аллаха, то потеряешь всё. Аллах на стороне того, кто познал Его, а того, кто далёк от Аллаха, кто сможет защитить и спасти? О том богатстве, которое Аллах уготовил для Своих любимых рабов в Раю, он говорит: «Я приготовил Своим праведным рабам то, что не видел глаз, не слышало ухо и не приходило в мысли человека».

Именно в этом заключается вечное богатство и вечное счастье для людей. Некоторые недоумевают, когда Аллах лишает, какого-либо из своих рабов мирского богатства, считая это ущемлением. Аллах об этом в Коране говорит (смысл): «Когда Аллах испытывает человека, то дарует ему мирские богатства, и человек говорит, что Аллах проявил к нему почтение, а когда Аллах испытывает и ущемляет его мирской удел, то он говорит, что Господь принизил его, обездолил». Ведь в том, что Аллах меняет наше состояние, предоставляя порой богатства, порой лишая их, в этом также есть великая мудрость Аллаха, которая известна только Ему.

Потому что Аллах в Коране говорит (смысл): «Аллах знает, кому даровать свои богатства». Когда Аллах кого-либо из нас лишает мирского удела, в этом часто выражается милосердие Аллаха. Аллах в Коране говорит (смысл): «Если бы Аллах расширил рабам щедроты мирского богатства, то они начали бы творить бесчинства на земле. Всевышний Аллах производит соразмерено, как Ему угодно. Он лучше знает и видит своих рабов».

Есть удивительные хадисы Пророка (мир ему и благословение), которые очень чётко демонстрируют великую мудрость Аллаха: «Среди моих рабов есть такие, чей иман сохраняется только благодаря богатству, если Я его сделаю бедным, то он станет кяфиром. Среди моих рабов есть также те, чей иман сохранится благодаря бедности, если он станет богатым, то он станет кяфиром».

В другом хадисе сказано: «Среди моих рабов есть такие, которые сохранят свой иман из-за болезни, если Я его оздоровлю, то он станет неверующим. Есть такие, которые спасут иман благодаря здоровью, если он заболеет, станет кяфиром». Видите, даже в этом Всевышний проявляет милосердие. Поэтому когда Всевышний уменьшает наш удел, это не лишение, а также когда Он даёт богатство – это тоже не богатство, это испытание.